До последнего времени обеспечение безопасности в Центральной Азии связывалось с традиционной ролью России как стабилизирующего элемента, как во взаимоотношениях между странами региона, так и их внешнеполитическими позициями в стратегическом треугольнике между Китаем, коллективным Западом во главе с США, и Россией. И коммунистический Китай, и либеральный Запад свой взгляд на Центральную Азию хотят или нет, но вынуждены были коррелировать с позицией России. Как-никак, кроме многовековых культурно-гуманитарных, экономических и политических связей, только в руках России есть международно признанный инструмент обеспечения безопасности в регионе в лице ОДКБ, куда до последнего времени входили почти все республики Центральной Азии, лишь Узбекистан покинул ее недавно.
Но все кардинально изменилось с началом «спецоперации» в центре Европы, а фактически полномасштабной войны в Украине. Существующая более двадцати лет властная вертикаль, по всей видимости, исчерпала свои возможности по продвижению России вперед в рамках существующей экономической модели, которую можно охарактеризовать как олигархический государственный капитализм. Стагнация экономики, на протяжении долгого времени устойчивое падение доходов населения вызывала естественную напряженность в обществе. И руководство России вместо глубоких реформ не нашло ничего лучше, как затеять быстротечную «спецоперацию» в Украине. Но реальность опрокинула эти расчеты, и война идет уже четвертый месяц.
Можно долго рассуждать о различных сложностях во взаимоотношениях русского и украинского народов на протяжении столетий, которые сохранились до сих пор. Но решать их в XXI веке методами прошлых веков – путем войны и захватов, это дело абсолютно малопродуктивное. Мировое сообщество этого не позволит.
В свое время таким образом выясняли отношения между собой французы с англичанами, немцы с французами, турки с греками, которые не переносили друг друга куда более жестче, чем русские и украинцы. А после Второй мировой войны, после разрухи и огромных человеческих жертв, они поняли, что лучше соревноваться в экономике, мирно сотрудничать друг с другом, чем убивать друг друга на поле брани. Мировое сообщество окончательно исключило войну из арсенала решения международных проблем в Европе в послевоенную эпоху. И живут сейчас в добром согласии и благоденствии, обеспечивая несоизмеримо высокий уровень жизни своим народам в рамках Европейского Союза, по сравнению с государствами бывшего СССР. Не дай Бог, конечно, что в перспективе в России произойдет серьезная дестабилизация общественно-политической ситуации в результате затягивания войны и глубокого экономического кризиса. Экономика страны, безусловно, пострадает от мощнейших финансово-экономических санкций Запада и значительного числа стран Востока, прежде всего, Японии, Южной Кореи, Тайваня и уж совсем дальневосточных государств – Австралии и Новой Зеландии.
Это может привести к изменению геополитической роли страны на евразийском континенте, и, в частности, в центральноазиатском регионе. Это еще полбеды, но более страшным будет раскручивание центробежных сил внутри самой России, о чем дипломатично намекнул президенту В.Путину президент Казахстана К.-Ж.Токаев в своем выступлении на 25 Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге: «Вообще подсчитано, что если право наций на самоопределение в реальности будет реализовано на всем земном шаре, то вместо 193 государств, которые сейчас входят в состав ООН, на земле возникнет 500 или 600 государств. Конечно же, это будет хаос».
Понятно, что среди этих 500-600 государств, при определенных условиях могут оказаться и 22 новых независимых государства, начиная с Татарстана и заканчивая Республикой Саха (Якутия), входящих в настоящее время в состав Российской Федерации как национальные республики. Потому что руководство страны использует вопрос о праве проживающего в Украине русского населения на самоопределение как главный аргумент для расчленения этой суверенной страны, забывая о том, что такие же права имеют народы в самой России. Хотя различные эксперты и предрекают России распад в будущем, пока этот вопрос не стоит в практической плоскости.
Но действие политического бумеранга может рано или поздно сыграть злую шутку с инициаторами этой «спецоперации». Об этой самой главной угрозе предупредил руководство РФ президент Казахстана, и по реакции В. Путина было видно, что он этот посыл понял. Зато многие наблюдатели не заметили этой главной мысли К.-Ж. Токаева и схватились за его слова о непризнании ЛДНР. Хотя признавай не признавай, эти, по словам президента Казахстана, два квазигосударства и другие регионы Украины будут присоединены к России в случае успеха в войне. Но это, безусловно, приведет к абсолютной изоляции страны и к серьезному экономическому и военно-стратегическому ослаблению страны, а может стать вопрос и о сохранении в стране существующей системы власти. Однако при любом развитии ситуации ее влияние в Центральной Азии может значительно снизиться. Выпадение ее из стратегического треугольника соответственно вызовет ожесточенную схватку двух других игроков – коллективного Запада во главе с США и Китая – за контроль над Центральной Азией. Не исключено, что это может, как последствие российско-украинской войны, привести здесь к серьезной дестабилизации обстановки. В интересах центральноазиатских государств, конечно же, сохранение России как гаранта безопасности в регионе, но это зависит от того, как решит ее руководство украинский кризис, которое оно само же и создало. Без этого единственная возможность противостоять негативным сценариям развития ситуации в регионе - это как можно скорее, исключительно на добровольной основе объединиться в интеграционное образование с целью поднять экономику каждого из участников и улучшить жизнь своего населения, ну и, естественно, совместно защищаться от попыток дестабилизировать обстановку в регионе.
Наиболее привлекательным опытом такой интеграции является создание в 1967 году Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда вошли десять государств – Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. АСЕАН преследует исключительно экономические цели – достижение всеми его членами ускорения экономического роста и на основе этого социального и культурного прогресса. Неслучайно среди ее членов находится значительная часть так называемых «азиатских тигров». АСЕАН является крупнейшим интеграционным союзом с населением около 600 млн человек, территорией 4,48 млн кв. км, совокупным ВВП более 2,4 трлн долларов США. Начиная с 2000 года реальные доходы населения АСЕАН росли в среднем на 5% ежегодно. Количество бедных людей стремительно сокращается. Если в 2000 году 14% жили на $1,25 в день, то в 2013-м их количество составило всего 3% и в настоящее время уровень жизни местного населения продолжает повышаться высокими темпами.
Все эти факты говорят о жизнеспособности и высокой эффективности будущей центральноазиатской интеграции, особенно в свете начала строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с дальнейшим выходом на рынки Ближнего Востока и Европы. Надо отметить, что прежние попытки организационного оформления интеграции в регионе не увенчались успехом, и прежде всего потому, что инициаторами его создания выступали крупнейшие государства – Казахстан и Узбекистан, конкурирующие здесь за лидерство. Кыргызстану, как небольшому государству, не претендующему на лидерство в регионе, в новых геополитических условиях следует взять на себя инициативу по вопросу создания центральноазиатской организации сотрудничества, с включением в него всех республик региона. При этом можно взять за основу опыт создания АСЕАН, естественно, с учетом особенностей нашего региона.
Для реализации данной идеи представляется целесообразным создание специальной межведомственной комиссии из представителей полномочных государственных органов республики. Её работа должна быть направлена, прежде всего, на подготовку саммита глав центральноазиатских государств и правительств в Бишкеке по этому вопросу. Также как в свое время в АСЕАН, лидеры государств региона должны договориться о целях, принципах и организационных основах создания интеграционного объединения.
Алымбек Биялинов