В 2017 году роман Султана Раева «Потоп» получил Гран-при в категории «крупная проза» на международном литературном фестивале, который проводится в Швеции. Кроме того, Раеву присуждена премия имени Генрика Сенкевича, лауреата Нобелевской премии по литературе, – «За лучший роман». Произведение даже назвали «сигналом к Нобелевской премии».
Другой спектакль драматурга - «Белый аист» («Илегилек») с большим успехом был представлен на театральном фестивале в Лондоне, где высоко оценили игру кыргызских артистов. Британская публика и театральная общественность была поражена постановкой спектакля. Игравшая в спектакле «Илегилек» главную роль легендарная Жамал Сейдакматова получила международное признание и была награждена золотой статуэткой с присвоением специальной номинации «За вклад в мировое театральное искусство». Сейдакматовой на тот момент было 80 лет. «Белый аист» был удостоен специального приза «Золотой тюльпан».
Через несколько месяцев, в марте 2018 года по приглашению Султана Акимовича я была на показе «Илегилек» в Бишкеке.
«Каждое ваше творение и выход в свет – событие», - сказала тогда автору.
Я: Недавно смотрела «Дарак ыры». Песни, содержание песен понравилось. В художественном плане – не шедевр. Я в чувства молодых не поверила.
Раев: Последние годы много снимают. Но события – нет. Все фильмы артхаусные. В прокате нет кыргызских фильмов. Думаю, много пиара вокруг фильмов: какие-то дипломы, призы…На «Оскар» стали выдвигать…Но увы, нет океевых, шамшиевых. Шамшиев свою гениальную картину «Выстрел на перевале Караш» снимал, когда ему 27 лет было.
Я: Да, это правда. Я только недавно пересмотрела «Мужчину и женщину» Лелуша. Начиная с музыки, фразы, взгляды…Даже черно-белые кадры местами так красиво передают чувства. Ты сопереживаешь. Кино должно быть таким!
Раев: В «Дарак ыры», по-моему, неотчетливо снят конфликт – с чего все берет начало. Какие-то шаманские штрихи. Жанр мюзикла не такого плана. Он более яркий. В нем должно быть много красок, динамики, позитива.
Я: …И ты не должен замечать погрешности. Ты должен окунуться в атмосферу и верить в их игру. В кыргызском кино последних лет даже массовок нет, как будто село – это 15 человек. А в советское время как снимали «Потомок белого барса! Здесь даже близко этого нет.
Раев: У наших молодых режиссеров нет системного подхода. Все самоучки. Работа с актерами, оценка ситуации, планы, внутреннее видение…Все это отсутствует. Мы потеряли школу кино. Нет глубины и масштабности…
Я: Да, нет масштабности. Думаю, дело даже не в бюджете. Даже красивые локации не выбирают. Помните, в «Мужчинах без женщин» Видугириса? Там Сары-Челек прекрасен! С детства мечтала попасть туда. В прошлом году попала! И то самое бревно, торчащее из озера, оно до сих пор есть, представьте…
Раев: Ради чего снимают фильм? Ради удовлетворения творческих амбиций? Это не кино! Самое главное, снимают на бюджетные деньги, а возвратности нет. У фильма должна быть прокатная судьба. Вы знаете, в год снимают более 40 фильмов.
Я: Да? А ведь кино должно и воспитывать. Кино учит прекрасному. Учит, как жить. Духовно возвышает. Об этой части забывают. Упускают. Нет идеи, нет содержания.
Раев: Да! Да!
Я: В этом плане «Атанын керээзи» приблизился. Что-то от Тарковского есть…длинные кадры. Минимум фраз. Проникновенно сняли. Отдельные кадры врезались в память. Я с родителями ходила. Все вышли заплаканными.
Раев: Говорят, хороший фильм. Я еще не смотрел.
В разные годы с Султаном Раевым мы беседовали как чиновник – министр и журналист. Я делала репортажи, передачи. Позже мы заговорили о культуре, о том, что родилось поколение, не знающее и не умеющее различать классическое искусство. Потерянное поколение, которое ни в театры не ходит, ни книг не читает.
Раев: Чтобы все вернуть на место, нужна духовная революция. Если взглянуть назад, в историю, то было много бедности (нищеты): политическая бедность, экономическая бедность, еще множество другой. Но самая опасная – духовная бедность. Человек, испытывающий духовный голод, теряет свои человеческие качества. Сейчас в нашем обществе имеют место абсолютно другие ценности. Изменились понятия. Все меряется деньгами, а богатства внутреннего душевного мира остались позади.
В октябре 2017 года рассказала ему, что после интервью с президентом России Владимиром Путиным на меня обрушилась масса критики, люди говорили – не так взяла, не то говорила и не так была одета. Я была очень расстроена. Султан Акимович меня тогда морально поддержал, сказал много добрых слов, и пожеланий. Он вспомнил свою историю, в 2002 году, когда Елизавета II отмечала золотой юбилей своего правления - 50 лет со дня коронации, она пригласила известных людей со всего мира, в том числе его. Это были политики, ученые, деятели культуры, бывшие руководители стран, примерно 300 человек со всего мира. Султан Раев представлял Центральную Азию.
Раев: Тот прием стал для меня сказкой, почти фантастикой. Прием проходил в Букингемском дворце. Я видел там лордов, Пола Маккартни, занимавшего тогда должность премьер-министра Великобритании Тони Блэра, и, конечно же, саму Елизавету II. Аристократка номер один показалась мне очень простой милой бабушкой. Так вот после того приема у английской королевы я тоже испытал нечто подобное на родине. Но истинная слава - это когда тебя узнает простой человек. Когда я встречался с английской королевой, когда встречался с Биллом Клинтоном, читал лекцию в американском университете, получал награду в Кремле, я не чувствовал себя знаменитым. Я почувствовал себя знаменитым тогда, когда наш отечественный гаишник остановил меня, узнал и сказал: «Аа, байке, это вы? Не нарушайте больше!».
31 марта 2022 года Султан Раев избран Генеральным секретарем Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Единство тюркского мира вносит важный вклад и в развитие мировой цивилизации. За прошедший период ТЮРКСОЙ стал торговой маркой сотрудничества в сфере культуры, завоевывая авторитет во всем мире.
Великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист Мустай Карим однажды сказал: «Чынгыз Айтматов - один из немногих наших тюркоязычных писателей, который заставил чужестранного, особенно западного, читателя вступить в общение со своими героями, заставил любить и ненавидеть их, сопереживать им». Сегодня я с такой же уверенностью могу то же самое сказать о Султане Раеве.
На постсоветском пространстве сейчас он, по моему скромному разумению, Звезда первой величины. И это не просто сигнал к Нобелевской премии, я вижу его в будущем Лауреатом. Он, как никто другой в современном мире, привносит большую пользу человечеству через Слово, через искусство. Он - наша гордость, достояние и совесть народа. (Из книги С.Караман «За кадром...»)
На фото Султан Раев и мой сын Али Фуркан Караман на открытии памятника Манасу в Анкаре, 31 августа 2021 года