Добавить свою статью
31 Октября 2022
О некоторых проблемах развития образования и науки в Кыргызской Республике

Полагаю, ни для кого не секрет, что развитие образования и науки в нашей стране за годы независимости, мягко говоря, желают лучшего. Хотя сфера образования имеет неплохие тенденции в своем развитии, а именно открыты новые перспективные вузы, школы и средние специальные учебные заведения не только в столице, но и во всех регионах страны.

При этом улучшается финансирование сферы образования, достаточно сказать, что на образование в стране выделяется по итогам прошлого года порядка 5,4% от ВВП или более ⅕ от госбюджета. Необходимо отметить, что по этому показателю финансирования наша страна, по данным Глобального инновационного индекса за 2018 год (GII 2019), вошла в ТОП-10 и заняла почетное 9 место в мировом рейтинге, обходя такие развитые страны мира как Израиль (22 место) и Швейцария (44 место). Но очевидно, что абсолютные цифры финансирования образования этими странами и Кыргызской Республикой несоизмеримы, поскольку ВВП этих стран порядка в 50 раз превышают ВВП нашей страны, хотя по численности населения эти страны превосходят нашу страну ненамного, приблизительно только на 40% и 30% соответственно.

Следует отметить, что Глобальный инновационный индекс представляет собой результаты исследований многих мировых экспертов высокого уровня, которые ведут интенсивные исследования глобального инновационного развития в мире, которые организованы и координируются совместно тремя авторитетными организациями и институтами – Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Мировой школой бизнеса (INSEAD) и Корнельским университетом. Эти организации с 2009 года ежегодно издают результаты исследований в виде книг под названием Глобальный инновационный индекс на английском языке (The Global Innovation Index, сокращенно - GII).

Конечно, мы можем гордиться что наша страна уделяет столь большое внимание развитию образования. В то же время внимание на смежную образованию сферу – науку ничтожно мала. Многим очевидно, что образование без научного обеспечения — это поезд, нельзя сказать без локомотива, а со слабым допотопным локомотивом.

Чтобы не быть голословным, приведу данные по вышеупомянутому GII 2019, где показано, что суммарное финансирование науки в Кыргызской Республике порядка 0,1% от ВВП и 104 место в рейтинге из 126 стран мира, представленных в GII 2019, а по данным GII 2022 менее 0,1% от ВВП и 106 место. Еще большее разочарование делами финансирования науки в стране нас ждет, если мы проанализируем относительные показатели по финансированию науки и образования, а именно соотношение финансирования науки в Кыргызской Республике по данным GII 2019 составлял 1,39% от финансирования образования (по GII 2022, 1,48%), что является наихудшим показателем не только для стран СНГ, но и во всем мире, включая самые бедные страны мира. Одним словом, это огромный позор для страны, стремящейся к развитию по демократическому пути.

Таким образом, Кыргызская Республика, имея высокие результаты по показателям образования, обладает худшими показателями в организации и финансировании науки, хотя очевидно, что образование и наука – тесно связанные сферы развития любой страны. Поэтому необходимо предложить соответствующим структурам государственной власти обратить внимание на комплексное рассмотрение вопросов организации и финансирования сфер образования и науки, с тем чтобы рационально оптимизировать соотношение финансирования этих сфер развития страны. Так, по данным GII 2018, например, соотношение финансирования этих сфер, составляет для развитых стран, входящих в топ-20 в пределах от 24,5 % до 86,1 %, а для стран СНГ от 1,67 % до 28,95 %. При этом минимальное или наихудшее значение этого соотношения, равное 1,67 %, оказалось к сожалению, именно у Кыргызской Республики, максимальное или наилучшее значение среди стран СНГ – у Российской Федерации, равное 28,95 %, а среди всех стран максимальное значение у Японии равное 86,1 %, т.е Япония почти одинаково выделяет средств на эти важные для развития страны сферы жизни общества.

И как видим, результаты налицо, достаточно сказать, что в Японии самая высокая в мире средняя продолжительность жизни равная 84 годам. При этом, ВВП Японии превышает ВВП нашей страны в 230 раз, а население больше только в 20,8 раз. Многие граждане страны задаются резонным вопросом, чем занимается наша наука и ученые, где открытия, где изобретения продвигающие нашу экономику и жизнь? Без надлежащего внимания и финансирования науки невозможен прогресс ни в качестве образования, ни в экономике и культуре. Конечно, мы не можем желать финансирования науки на уровне Израиля и Южной Кореи, которые выделяют на науку 4,6% от ВВП (2018г.), а в 2021г. 5,4% и 4,8% от ВВП соответственно, но улучшения внимания и постепенного увеличения финансирования до среднего уровня в 0,5% от ВВП вполне можем желать и это всего-навсего порядка 2% от госбюджета.

Как выше сказано, без науки и научно-технических инноваций никакая страна не может иметь социально-экономического развития. Это очевидная аксиома. Поэтому, государственная власть и общество в целом должны придавать большое внимание развитию науки в стране. И это не только в вопросах финансирования, но и в организационно-содержательном системном плане, т.е. необходимо перестроить как структуру, так и систему взаимодействий и связей с институтами экономики и общества, включая академическую и вузовскую науку.

Еще на одном вопросе хотел бы остановиться – это на вопросе реформы системы Национальной академии наук (далее-Академия). Как известно, реформа Академии осуществляется на базе Концепции реформирования системы науки в КР, утвержденной Правительством КР в апреле 2015 года. Согласно этой Концепции делаются какие-то шаги по реформированию, как-то сокращение штатной численности сотрудников и количества институтов с их укрупнением. Но этого конечно недостаточно, необходимо пересмотреть приоритеты фундаментальных и прикладных исследований с ориентацией на нужды реальной экономики, бизнеса и культуры, а также развития науки и образования Кыргызской Республики.

Хотя статус Академии, являющейся флагманом системы науки КР, в настоящее время прописан в пункте 5, статьи 22 Конституции Кыргызской Республики: «Национальная академия наук Кыргызской Республики координирует направления в области фундаментальных и прикладных наук, основываясь на принципах системности и научного прогресса», но отношение к ней во властных структурах и обществе не вызывает оптимизма. Так, если говорить о вопросе финансирования, то оно находится в наихудшей ситуации, как было сказано выше. Кроме того, организационные вопросы уже не соответствуют простым гуманитарным условиям, не говоря уже о рыночных условиях. В качестве наглядного примера рассмотрим выборы членов Академии, которые состоялись 5 августа прошлого года. Не будет ошибкой сказать, что Академия находится в состоянии кризиса. Поскольку, как говорится издревле, «Кадры решают все», поэтому следует приложить усилия, чтобы не допускать ошибок при подборе кадров.

Руководители и избиратели (члены) Академии, организовавшие такие грязные выборы в Академии (самые грязные в истории), когда явно нарушены нормы пунктов 15, 27, 34, 35 «Положения о выборах членов НАН КР», должны чувствовать свою ответственность перед законом и обществом. Таким образом, можно утверждать, что долгом нашего государства является справедливый отбор членов Академии, которые являются высшими кадрами системы науки, являющейся основой научного обеспечения развития экономики, культуры и образования. А если говорить о будущем Академии, то в обществе на данный момент существуют разные мнения. Одни говорят, что государственная Академия не нужна, что она должна иметь общественный статус, что ее деятельность неизвестна и бесполезна, другие говорят, что Академия совершенно необходима и ее роль надо повысить.

Официально в настоящее время в научной среде обсуждаются проекты высшего органа государственной власти (Кабинета министров) по коренной реформе Академии. Последним был проект Министерства образования и науки. Он предусматривал передачу большинства научных институтов Академии в ведение университетов. Такой шаг будет ударом по будущему отечественной науки. Причина, во-первых, в том, что невозможно будет финансировать науку в соответствии с потребностями момента, потому что наши университеты не в том финансовом состоянии, как университеты в зарубежных странах, и они едва в состоянии обучать студентов. Другая важная причина заключается в том, что система науки будет раздроблена и не создаст условий для развития фундаментальных научных направлений. Таким образом следует отметить, что необходимо оставить нынешний статус Академии с ее институтами, но приспособить ее к рыночным условиям и существенно модернизировать.

Оморов Роман О., доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН КР, академик Международной инженерной академии, Заслуженный деятель науки Кыргызской Республики.

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

04-03-2023
Об оценке эффективности деятельности научных работников и учреждений науки
2909

03-11-2022
Кыргызстанда илим жана билим берүү системаларындагы көйгөйлөрдү кантип чечип кайра түзө алабыз?
2012

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×