Добавить свою статью
29 Декабря 2022
Геополитические реалии года и перспективы Центральной Азии

Мировые процессы в уходящем году главным образом определялись фактором войны в Украине, которая стала основным тригером перехода глобальной международной системы на принципиально новый уровень. Двусторонний конфликт приобрел гибридный и глобальный характер, серьезно угрожающий международной безопасности. Украинская тематика вышла на первый план в международной повестке дня и серьезно влияет на дальнейший расклад основных мировых «центров силы» и формирование новой модели мирового порядка.

Очевидно, что конфликт приобретает затяжной и глобальный характер, а санкционное давления на Россию будет только возрастать, в том числе ограничения на импорт российского газа и нефти.

Одновременно возрастает активность НАТО в плане ее расширения. Как известно, в мае Финляндия и Швеция официально подали заявки на вступление в североатлантический военный альянс. На очереди стоят Украина и Грузия. В июне на саммите НАТО в Мадриде принята новая стратегическая концепция Альянса.

На фоне войны в Украине отмечается тенденция укрепления роли США в Западном альянсе и позиции Китая в глобальной политике. Одновременно Европа теряет свою конкурентоспособность вследствие энергетического кризиса, вызванного войной на Украине и отказом от российского газа и нефти.

В этих условиях неожиданно в центре внимания оказалась деятельность ШОС и ЕАЭС. Именно санкционная ситуация заставила эти региональные структуры ускорить подписание соглашений о создании общей зоны свободной торговли, в том числе введение параллельного импорта. Кроме того, формирование транспортной взаимосвязанности в рамках ШОС становится одной из главных задач стран региона. Вопросы создания транспортных коридоров, объединяющих Китай, страны Центральной Азии с государствами Персидского залива, Турцией и далее с Европой, были рассмотрены на саммите ШОС в Самарканде. Было подписано соглашение о строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Беспрецедентно сложная ситуация в мире значительно усложнила председательствование КР в ЕАЭС. Однако, несмотря на эти сложности, следует отметить, что Кыргызстан достойно вышел из этой ситуации, успешно председательствовал в Союзе. Партнеры по ЕАЭС высоко оценили председательствование КР в уходящем году.

Обращает внимание политика Китая, направленная на международную стабильность. Этот курс был подтверждён на XX съезде КПК в октябре, где Си Цзиньпин был переизбран генеральным секретарем ЦК и существенно обновлено партийное руководство. Был сохранен ориентир на рост внутреннего потребления и решение социальных вопросов, что призвано снизить зависимость страны от экспорта. Что касается внешней политики КНР, то ее можно было бы определить как «удвоение ставок» на стратегическую автономию и суверенитет.

Приверженность курсу стратегической автономии демонстрирует и Индия.

В этих условиях Центральная Азия как соседний регион для Китая и Индии неожиданно становится ключевым геополитическим игроком на евразийском континенте, ибо объективно выступает связующим звеном между Востоком и Западом, и может сыграть благоприятную роль для прекращения войны в Украине. Но эту уникальную и поистине историческую роль страны ЦА могут сыграть лишь в том случае, если они будут едины. При этом важно, чтобы государства этого региона в ускоренном темпе образовали новые центры экономического и технологического роста, смогли нарастить свои экономические позиции. Эта задача реализуема, если страны Центральной Азии будут проводить согласованную единую экономическую дипломатию, которая должна приобрести стратегический характер и позволит интенсифицировать социально-экономическое и технологическое развитие данного региона.

Никому не секрет, что в мире усилилось технологическое и геополитическое соперничество и на фоне войны на Украине, прежде всего военной направленности, между лидирующими технологическими центрами, особенно США и Китаем, в стратегически важных областях – безопасность, искусственный интеллект, сеть 5G, цифровая экономика, микроэлектроника, интернет, биоинженерия и др. усилится конкуренция. В этой ситуации страны ЦА должны вместе двигаться и в сфере образования, уровень которого определит конкурентноспособность стран региона. Без единого регионального подхода эту задачу решить невозможно.

Таким образом, события 2022 года дали старт новым геополитическим и геоэкономическим процессам, с перспективой комплексной трансформации мира в соответствии с требованиями новых реалий, в которых страны Центральной Азии могут выйти на качественно новый уровень и занять ключевую позицию в глобальной системе международных отношений.

Авазбек Атаханов

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

26-03-2024
Уроки апрельской «горбачевской перестройки» и вопросы модернизации Кыргызстана
2540

18-03-2024
Почему надо переходить к 12-летнему школьному образованию?
5311

21-02-2024
Что ждет экономику Кыргызстана и нас в 2024 году и будущем?
7228

19-02-2024
Муниципалитеты и «чистые» технологии могут стать мощным драйвером развития
5633

07-02-2024
Могут ли пригодиться «малайзийские лаборатории» Кыргызстану?
8952

06-02-2024
Инвестиции в Кыргызстан- это не только привлекаемые иностранные деньги
9040

26-01-2024
О нашем поражении в Катаре, внезапной проверке и нашем будущем
7589

21-12-2023
Современные экономические вызовы глобализации и их влияние на Кыргызстан
10618

16-12-2023
Что показал Народный курултай?
10563

08-12-2023
Мы ждали вас, инвесторов, тридцать лет, а теперь сами пришли к вам, — Акылбек Жапаров
11135

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×