Когда монголы завоевали Китай в 13 веке, они были вынуждены стать китайцами. Иначе было очень трудно управлять империей, где национальность не имела значения. Но монгольские принцы, ненавидевшие китайцев, а вместе с ними и всемонгольского хана Хубилая, внука Чынгыз-хана, по совместительству китайского правителя, провозгласившего в 1261 году новую династию Юань, а себя ее императором, обвинили в том, что он перестал быть монголом, а потому недостоин быть великим монгольским ханом.
Начался распад Монгольской империи с восстания принца Арибуги, а затем принца Хайду. Кыргызы в этой внутриэлитной борьбе поддержали Хайду. В 1293 году они подняли восстание против Хубилая и были жестоко наказаны. В ходе расправы была уничтожена вся кыргызская элита, началось активное переселение енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Зашли они на территорию современного Кыргызстана с юга, пройдя через Восточный Туркестан (Синьцзян). Часть переселенцев по пути остались в Непале, Китае, Тибете и живет там до сих пор, приняв буддизм, но сохранив свой язык и культуру.
Хубилай в борьбе за власть в своей империи опирался на кыпчакскую военную знать, а также на воинские части, укомплектованные из русичей и алан. После смерти сына Хубилая кыпчаки захватили власть в империи и посадили на трон своего марионетку. Начинается новый этап развала китайской империи, которой Хубилай, желая оставаться в общественном мнении монгольским, а не китайским правителем, пытался править с помощью верных ему монголов, которые были хорошими воинами, но не чиновниками.
Напомню, что в Китае прочные позиции в управлении с 5 века до н.э., когда жил и творил великий философ Кон-Фу-Цзы, написавший правила поведения князей, чиновников, воинов и крестьян, легшие в основу китайской государственной идеологии до 19 века, занимали его последователи конфуцианцы, которые были серьезно потеснены из власти и стали оппозиционно настроены к ней.
Кыпчаки, захватив в свои руки власть, стали перетаскивать в китайскую систему управления свои родо-племенные традиции, назначать кадры не по деловым качествам, как требовали конфуцианцы, внедрившие в систему управления госэкзамены, обязательные при продвижении по службе, а родовой принадлежности.
Как известно, Чынгыз-хан видел в родоплеменном устройстве, от которой он с лихвой натерпелся в молодости, потеряв отца и попав в рабство, большую опасность и ликвидировал ее в своей империи, введя новую политическую систему, называемую «лестнично-винтовой». Основой империи стал народ-войско, а не род-племя. Все население было разделено на десятки, сотни и тысячи. Первые две военно-административные единицы выбирали сами своих командиров, тысячников и темников же назначал великий хан. Так вот кыпчаки это правило нарушили и сами того не понимая, ослабили свои позиции в управлении империей. Воспользовавшись этим, власть захватили русичи и аланы. Повторялась ситуация, которая произошла с мамлюками в Египте, а позднее в Османской империи с янычарами. Рабы пришли к власти, а потом стали господами. Конец сложившейся системе и империи Юань ускорили страшная эпидемия черной чумы, а затем восстание желтых повязок, которую возглавили бывшие конфуцианцы, ударившиеся в новое учение даосизм. Веру в чудо и справедливое общественное устройство.
Раньше ученые писали, что трайбализм, имеющий разные виды и формы - этнический, политический, кадровый и т.д., доминирует у тех народов, которые не успели сложиться в нации, государства. В качестве примера приводили народы Африки. Но с глобализацией стало ясно, что с продвижением современных ценностей могут оживать и архаические общественные отношения, представления, способы, механизмы защиты от нового, будущего или охраны старого, прошлого. На уровне эмоций людям кажется, что родичи помогут, защитят... Так устроены простые люди и даже элиты. Но реальность-то на деле другая. У Кыргызстана сегодня множество проблем. Все зациклились на экономике. Но их решение – это и новые возможности. В т.ч. и для экономики, которая так же, как и все остальное, нуждается в компетентном управлении и обязательно даст положительный мультипликативный эффект.
Заключая, скажем об одном историческом наблюдении, которое всегда сбывается: все империи слабеют и распадаются по причине допущенных ошибок в системе государственного управления.