В конце прошлого месяца пара-тройка дней выдались для водителей Бишкека немного напряженными. Центральную площадь столицы заняла разнообразная, нужная в хозяйстве новейшая техника. Событие не из разряда тех, которые происходят каждый день. Я бы, определяя её, не побоялся употребить слово радостное.
Так вот, было интересно наблюдать за реакцией наших граждан на неудобства, созданные этой своеобразной выставкой. В соцсетях разыгрались целые дискуссии по этой ситуации. Кто-то возмущался возникшими пробками, кто-то наоборот радовался, что в страну поступила очень нужная техника.
Меня же весь этот Гайд парк натолкнул на размышления, очень далекие от тех конкретных насущных задач, которые приходится решать правительству ежечасно и ежеминутно. Очень помог в этом смысле саммит глав правительств ЕАЭС, прошедший как раз в те дни в Алматы. Было время взглянуть на происходящее в стране как бы со стороны, не только в пространственном, но и во временном разрезе, в контексте нашей большой истории.
Я задался вопросом, а были ли в ней моменты, ситуации когда народ, его элиты были единодушны. Разумеется речь идет не о случаях, когда ставилось под угрозу само существование кыргызов. Такие альтернативы в нашей истории были не раз. Взять хотя бы историческое переселение с минусинской долины на Тянь-Шань, когда значительная часть народа осталась на Алтае. Самый свежий пример – это начало двадцатого века. Сейчас не только у нас, но и во всей Центральной Азии идет переоценка роли и значения тех людей, которых долгое время называли басмачами, бандитами, врагами народа. Прошло время и их реабилитация – это естественный процесс, потому что тогда шел выбор пути. Мы, потомки, можем уже непредвзято смотреть на те тектонические разломы, которые разделили народы. По ту и эту сторону баррикад оказались выдающиеся личности, действовавшие в силу своей социальной позиции, мировоззренческих аспектов, по велению сердца в конце концов, но объединяло их одно – они все искренне болели за свои народы, были патриотами. Кто был прав, а кто ошибался в выборе исторического пути судить трудно. Даже невозможно. Наверное, потому, что верно утверждение, что история не терпит сослагательного наклонения.
Размышляя об этом, невозможно обойти наш великий эпос, по сути нашу закодированную историю. Не претендую на хлеб наших манасоведов, но это ведь целая энциклопедия не только высот духа и героизма, но и человеческих пороков, слабостей и корыстей. Во многом это завет о том, как жить нельзя. Реалистичная до жестокости правда о бренности человеческой жизни, где от него мало что зависит в этом мире. Ну и конечно, это просто мольба потомкам быть едиными, не расшатывать фундамент государственности, который когда-то наши предки потеряли. И если кто-то думает, что мы в отличие от наших предшественников живем в золотом веке и все наши исторические горести позади, то это очень опасное заблуждение. В связи с этим не могу не вспомнить знаменитый труд американского политолога Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории», написанный после крушения Советского Союза. Он заключил, что после крушения «Империи зла» история завершилась, и человечество вступило в эпоху вечного процветания. На самом деле мы видим, что мир вступил в эпоху кризиса, пандемии, военных конфликтов. Мир стал непредсказуемым и опасным даже для великих держав, ну, а о маленьких странах и небольших экономиках говорить не приходится.
И здесь мы должны очень внимательно отнестись к тому завету, который красной нитью проходит через наш эпос – призыв к единству. За тридцать лет нашей независимости об этом много говорилось и говорится с самых разных трибун и площадок, но следуем ли мы тому, к чему не устаем призывать?
В истории народов и государств происходят события, которых иначе как судьбоносными не назовешь. Они определяли их судьбу и будущее на многие десятилетия и даже на века. Значения этих событий часто не осознавались современниками, мало кто понимал, при чем присутствует и участником чего является. Яркий пример такого явления, например, битва при Аустерлице. Она определила судьбу всех стран Европы на два века, вывела европейские нации в лидеры человечества. Так вот, в ушедшем году Кыргызстан выиграл свой Аустерлиц – возвратил месторождение Кумтор народу. Многие ли осознали, что произошло? К сожалению, нет. У нас в стране немало тех, кто пытался и сейчас пытаются дискредитировать это решение президента. Что поразительно, скептики в основном представители интеллигенции, то есть люди, которые по определению должны мыслить категориями гораздо шире своих узких специализаций. Уметь смотреть на вещи даже не с трех позиции, а голографически. Так вот, я утверждал и продолжаю настаивать, что возврат Кумтора – это Аустерлиц Кыргызстана. И дело далеко не в экономических категориях, а в духовных и нравственных. Это всеобъемлющая победа, а именно такие дают народу право на лучшую долю и судьбу. И эти маленькие аустерлицы надо создавать постоянно, идти пусть маленькими шагами, но вперед. В этом смысле парад очень нужных стране техник на главной площади столицы из их разряда. К кому-то вовремя приедет скорая помощь, когда счет идет на минуты, кто-то сохранит имущество, а часто и жизнь при пожаре, а ездить в городе станет комфортнее.
Да, конечно, предвижу возражения, мол, это в том числе подарки от дружественного народа, а где свои достижения? Отвечу просто – они есть и их немало. Об одном из них, стратегическом, Кумторе, я писал выше, о других подробно докладывал перед депутатами парламента по итогам года. Говорить о них я не перестану, не в порядке пиара или самовосхваления, а по той простой причине, что они результат незаметной и кропотливой работы сотен, тысяч людей, от рядовых чиновников и отраслевых руководителей до членов кабинета министров. Объединяет их всех одна цель – стремление строить свою работу на принципиально новых началах, в основе которых лежит нулевая толерантность к коррупции. Понимаю, само словосочетание «борьба с коррупцией» вызывает отторжение у большинства наших граждан, за тридцать лет оно стало своеобразным анекдотом, общим и дежурным заклинанием политиков всех уровней. Но, сейчас оно становится реальностью и порукой тому – закупленная на свои средства военная техника, повышенные заработные платы, пенсии и пособия. И это только начало.
В Алматы, беседуя с коллегами из стран членов ЕАЭС, слушая их выступления, предложения, я думал о вещах, далеких от обсуждаемых рабочих вопросах. Мне приходили в голову мысли об общей нашей безыдейности. За исключением может быть России. Последняя твердо знает чего хочет, у нее есть планы и пути их реализации. Плохо это или хорошо, для остальных членов организации тема сложная и не этого разговора. А вот как нам сформулировать и реализовать свои цели и задачи в отсутствии глобального национального проекта --вопрос из вопросов. Нельзя же, в самом деле, считать выживание сверхзадачей. Эту проблему к стыду нашего истеблишмента народ успешно решает сам вот уже тридцать лет.
Мы, если хотим сохранить государственность, суверенитет и самоуважение должны широко мыслить и крупно действовать. Не бояться идти на риски и на неординарные шаги. В связи с этим, чтобы, как говорится, два раза не вставать, не могу обойти стороной событие, получившее мощный общественный резонанс – встречу на днях Садыра Нургожоевича с экс-президентами в Дубае. Событие это по своей значимости я считаю судьбоносным. В истории каждого народа есть определенные реперные вехи или символические события, которые определяют или развитие, или регресс. В этом смысле за какие-то два года в нашей новейшей Истории таких событий произошло сразу три. Это возврат Кумтора кыргызскому народу, это делимитация границы с Узбекистаном и, наконец, вот эта историческая, я считаю, встреча всех президентов суверенного Кыргызстана. И если Кумтор – это символ освобождения от экономического неоколониализма, а Кемпир-Абад – решающий шаг в укреплении безопасности страны, то саммит в Дубае – это начало общественного примирения. Хочу подчеркнуть ключевое слово – начало.
Так получилось в нашей истории, что мы народ с расколотым сознанием. В бурный двадцатый век мы в составе СССР стали непосредственными участниками величайшего эксперимента по построению нового небывалого в истории человечества общества всеобщего блага и справедливости. Последствия этого раскола в общественном сознании не преодолены до сих пор. В эпоху суверенитета мы совершили три революции и получили пять разломов по количеству президентов. Возникает вопрос уже в основе своей риторический – добьется ли цели общество бьющее растопыренной пятерней?
Если мы хотим стать успешной нацией в двадцать первом веке, то должны залечить раны нашего коллективного сознания и времени на это отпущено исчезающе мало, в свете грозных событий, которые предсказывают все авторитетные аналитические центры мира.
Да, возвращаясь к технике на площади и пробкам. Мне кажется, нам пора уходить от мелкотравчатости в оценке работы государственных структур. Наша власть и оппозиция в равной степени ответственны перед народом и Историей. Нам пора уходить от парадигмы – власть ради власти. Мы тридцать лет играем в эти игры и, надо сказать, заигрались. Пора заниматься страной. В этом смысле я просто мечтаю о компетентной, энергичной молодежи, которая придет нам на смену. Я уверен, что их критика будет открытой и конструктивной, без грязной лжи и клеветы закулисья. Таким кадрам мы без колебаний доверим судьбу страны.