Добавить свою статью
10 Апреля 2023
Обращение к президенту НАН о необходимости перестроиться отделению общественных наук

Президенту  НАН КР

Абдрахматову К.С. 

Уважаемый Канатбек Ермекович,

Мы все переживаем период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании многополярного мирового порядка. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. В то же время мировой потенциал ресурсов и энергии развития смещается на Восток. Рождаются новые центры экономического и политического влияния. 

Как справедливо писал известный американский политолог С.Хантингтон, объединения с общими идеологическими установками или сплотившиеся вокруг сверхдержав уходят со сцены, уступая место новым союзам, сплотившимся на основе общности культуры и цивилизации. 

В возрождающейся глобальной политике стержневые государства главных цивилизаций занимают места двух прежних сверхдержав периода холодной войны и становятся основными полюсами притяжения и отталкивания для других стран. Эти изменения наиболее явно видны в западной, православной и синской цивилизациях. Страны в этих цивилизационных блоках зачастую можно расположить концентрическими кругами вокруг стержневой страны или стран, отражая степень их отождествления с этим блоком и интеграции в него. 

В постсоветском пространстве все новые независимые государства, кроме Прибалтийских Республик и Грузии, вращаются в Евразийском концентрическом круге, в центре которого находится один из ключевых держав современного мира – Российская Федерация. Могу уверенно сказать, что именно здесь содержится мощный и уникальный потенциал формирования Евразийской тюрко-славянской цивилизации. 

Во-первых, в данном хартленде (евразийской суши), управление которым означает, как сказал еще Маккиндар, управление всем миром, плечом к плечу живут миллионы тюркских и славянских народов, исповедующие ислам и православие. В мире тюркоязычных народов в настоящее время насчитывается около 90, а тюркских государств, признанных миром, всего 6. Есть еще одна частично признанная Турецкая Республика Северный Кипр, что в общем числе составляет 7 государств.

Тюркоязычные автономные государственные образования имеются также в составе других государств: в РФ - 9 (республики Татарстан, Башкортостан, Саха, Тува, Хакасия, Горный Алтай, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Чувашия), в Узбекистане -1 (Кара-Калпакстан), Молдове - 1 (Гагаузия). Таким образом, в мире насчитывается 21 тюркоязычная страна. 

Живут тюркоязычные народы компактно на огромной территории от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря, что составляет​ примерно 20 млн. кв. км. или немногим меньше территории африканского континента (30,2 млн. кв. км.). Живет в этих странах примерно от 250 до 300 млн. человек. Это огромный ресурс для развития и процветания тюркских народов и культуры. Россия – это также часть тюркского мира (Татарстан, Башкорстан, Саха, Горный Алтай, Тува, Хакасия, Северный Кавказ). 

Во-вторых, базовой экономической структурой новой цивилизации является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который является правильно выбранной моделью интеграции, призванной помочь его странам-участницам реализовать свой потенциал хозяйственных связей внутри всей Евразии. 

В-третьих, одним из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности является Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая призвана противостоять современным вызовам и угрозам. 

В-четвертых, СНГ как влиятельная региональная организация является весьма полезной площадкой для диалога культур и религий, укрепления цивилизационного единства Содружества. 

В-пятых, сама стержневая страна — Россия, лично её президент В.Путин, является автором идеи создания общего тюрко-славянского мира. Ведь в IV-VI вв., в период Великого переселения народов, переселились из Алтая и колонизировали Восточную Европу миллионы славян. Каганат Русь, созданный в 938 году в Киеве имел во многом тюркскую природу. Потрясающе, но факт: молитва прочитанная в честь 1500 летия Киева в оригинале написано кыргызскими руническими буквами: «Ходай алдында бөтөн адам ачык болсун». И не случайно В.В. Путин говорил: «Алтай прародина всех тюркских народов. Кыргызы-основа Алтайской цивилизации». Это значит, что кыргызы, как и другие тюркские народы в своем многотысячелетнем этногенезе связан глубинными субтэтническими корнями с древними славянами – переселенцами.

Уважаемый Канатбек Ермекович,

Столь объемное предисловие моего письма к Вам, продиктовано тем, что общественные науки, как квинтэссенция политического сознания нации, как чуткий датчик обязаны первыми записывать кардиограмму эпохи. И действительно, грядут завтра невиданные цивилизационные перемены, подобно тектоническим сдвигам и если мы не оседлаем их, то в ряду отстающих наций останемся навсегда. 

Настала пора Отделению общественных наук радикально перестроиться, избавиться от устаревших догм и чудовищного мелкотемья. Предлагаю следующий единый междисциплинарный генеральный план-проспект на тему: «Будущее Кыргызстана в контексте цивилизационных перемен в современном мире» которую, все институты общественных наук НАН, гуманитарные кафедры вузов, обязаны взять на вооружение и штурмовать.

Предложенный генеральный план-проспект подразделяются на следующие три примерные программы, которые указывают направления индивидуальных и групповых исследований. То есть всем научным исследователям предстоит корректировать или подобрать новую тему, согласно генеральному плану-проспекту. 

1-программа: История. Язык. Религия

  • Древняя Кыргызская письменная цивилизация до начала и после христианской эры. 
  • Тенгриянство – религиозно – цивилизационный фундамент развития древнетюркских обществ.
  • Ранние формы социальной организации тюрко-славянских протогосударственных институтов. 
  • Цивилизационные ценности и традиции Кыргызской Великой державы IX в. 
  • Эволюция ислама в контексте национальной идентичности кыргызов. 
  • Этноцентризм и историческая память кыргызского народа в период царьского колониализма. 
  • Конфессиональное и национальное в кыргызской культуре в советское время. 
  • Ленинская концепция ускоренного развития отсталых национальных окраин царьской России – уникальная теория и практика мировой политической мысли. 
  • Цивилизационные ценности и ориентиры советского образа жизни. 
  • Лингво-культурологические, социально-политические, и педагогические проблемы развития кыргызско-русского билингвизма. 
  • Роль санжыра в изучении исторического опыта кыргызского народа в становлении его как этонополитическая нация. 

2-программа: Философия. Социология и правовые науки. 

  • Цивилизационные перемены в современном Кыргызстане: духовные процессы, ценности и идеалы. 
  • Цивилизационные факторы консолидации современного кыргызского общества. 
  • Либеральное общество потребления как источник социальных и духовных кризисов. 
  • Цивилизационные причины господства материального над духовным: анализ последствий и возможностей их преодоления. 
  • Духовный мир и идентичность личности в условиях цивилизационных перемен. 
  • Цивилизационные причины деградации института семьи и традиционного брака в кыргызском обществе. 
  • Укрепление кыргызской государственности: власть, демократия, личность. 
  • Цивилизационные причины авторитарного характера власти в государствах Востока. 
  • Западная «принудительная демократизация как причина перманентных кризисов политических системы в постсоветском пространстве. 
  • Демократия в странах Центральной Азии является антимеритократией. 
  • Правовая и судебная реформа в Кыргызстане и международный правопорядок XXI века. 
  • Духовно – нравственный распад личности как следствие диспаритета его прав и обязанностей. 
  • Искусственный интеллект и будущее человечества.

3-программа: экономические науки. 

  • Евразийская экономическая интеграция как основа формирования Евразийской тюркско-славянской цивилизации. 
  • Проблемы и задачи участия Кыргызстана в Евразийском союзе. 
  • Угрозы экономической безопасности Кыргызстана в условиях столкновения цивилизаций. 
  • О мерах по обеспечению безопасности национальной валютно-финансовой системы в условиях конкурентной борьбы цивилизаций. 
  • Место и роль Кыргызстана в мировом хозяйстве. Особенности его интеграции в мировое экономическое сообщество. 
  • Малые и средние страны с переходной экономикой в мировых хозяйственных и социально – экономических процессах.
  • Конвергенция лучших ценностей социализма и капитализма как новый цивилизационный признак будущей социально – экономической модели Кыргызстана. 
  • Проблемы и перспективы развития цифровизации и «экономики знаний» в Кыргызстане. 

Ж.Сааданбеков
Почетный академик НАН КР
Доктор политических наук

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-06-2024
Авторитет лидера – авторитет государства
1478

10-06-2024
Новый поворот в экономической политике Кыргызстана 
4370

12-03-2024
У каждого века есть свое средневековье
1001

28-02-2024
Скромное обаяние прирожденного трудоголика. Апасу Жумагулову 90 лет
5489

05-02-2024
Стратегия идеологической безопасности КР
2803

16-01-2024
О повышении эффективности общественно-гуманитарных наук Кыргызстана
1791

20-10-2023
Жаңы курулган президенттик резиденциянын аталышы боюнча
9622

13-10-2023
Демократия или Свобода?
2287

12-10-2023
«Кыргыз Ордо» болсун
1166

11-09-2023
Первые впечатления о книге президента С. Жапарова
1498

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×