Добавить свою статью
16 Июня 2010
Национализация по-киргизски: в проигрыше все
Дорогие друзья и коллеги, здравствуйте!

Недавно мне довелось познакомиться с интересным человеком, нашим коллегой-журналистом из Италии.

Его замечания относительно жизни нашей страны, его наблюдения показались мне очень интересными и я попросил его написать статью для киргизских читателей. Что он и сделал с большим интересом и удовольствием. Единственное условие, которое он поставил - сохранить втайне имя автора. Я пообещал ему это, прошу меня извинить. Мне кажется, публикация такого материала поможет читателям посмотреть на ситуацию, в которой оказалась наша страна, несколько шире. Буду рад, если вы опубликуете эту статью, которую я переводил очень тщательно, под присмотром уважаемого автора.

С благодарностью и уважением, ваш коллега Сергей Белов.


Национализация по-киргизски: в проигрыше все

Временное правительство Киргизии, пугающее деловую среду заявлениями о национализации целых сфер бизнеса, рискует вконец испортить репутацию страны

Автор этой статьи – итальянский журналист Джузеппе Т ( имя скрыто по его личной просьбе), большой любитель экстремальной журналистики. Он всегда там, где новое, придя к вершинам власти, заявляет невиданные инициативы. И неизменно разочаровывается, когда рассматривает эти перспективы и персоналии вблизи... «Природа власти неизменна» - таким может быть эпиграф к любой из его статей. В данном случае автор выражает признательность своему другу и коллеге, который «весьма точно адаптировал авторский текст к местным условиям».   

Любой мало-мальски внимательный наблюдатель, проявляющий любопытство к событиям, раздирающим сейчас маленькую центральноазиатскую страну Киргизия, непременно выделяет две главные вещи.

Первое - большое нежелание Временного правительства страны, пришедшего к власти романтическими, но кровавыми революционными путями, заниматься реальным обустройством нового уклада в стране. И второе – большое его желание сожрать, простите, как можно больше вкусных бизнес-активов.

С самых первых дней нового правительства в апреле этого года и по сей день в стране идет охота чиновников на лакомые куски собственности.

Возможно, вы полагаете, что новая власть, подобно утопическому проекту Ленина, мечтает поделить эти доходы между всеми согражданами страны? Со всей ответственностью могу тогда вам заявить, что вы просто наивный мечтатель.

Как «распилить» миллион

Новостные ленты Киргизии пестрят откровениями политиков, которые любой независимый прокурор использовал бы как повод для уголовного преследования. Да вот незадача – где в маленькой, хотя и гордой Киргизии, их найти – маленьких и гордых прокуроров?

Чего стоит хотя такой факт: представьте себе Временное правительство, которому надо срочно погасить волну беспорядка и хаоса, поглотившую южную часть страны. И временные министры срочно ищут временного прокурора.

Но тот как-то вдруг на время выпал не только из их поля зрения, но даже и из поля покрытия вышек сотовой связи. Куда подевался временный прокурор? Неужели отправился в самую гущу событий, чтобы усмирить зачинщиков погромов и утолить боль жертв оных?

Как бы не так. Как позже выяснилось, временный генеральный прокурор самые горячие дни провел… на высокогорном озере-курорте Иссык-Куль. Ладно бы восстанавливал нервы – нет, он банально нарезал себе и своим близким куски земли пожирнее. Этот процесс носил красивое название «национализация», но на деле речь шла о банальном отчуждении чужой собственности.

Еще был безобразный скандал с миллионом долларов, которые два члена правительства обнаружили в ячейке банка. Эти министры так громко обсуждали проблему «распила бабла» (на местном диалекте это означает «делить легкие деньги»), что их голоса с легкостью были уловлены микрофонами неких спецслужб и запись попала в Интернет.
Министров зовут Бекназаров и Сариев. Хотелось бы, чтобы они были уже бывшими временными министрами – но нет, здесь так не торопятся с выводами. Им дали время хорошенько все обдумать и найти пристойное объяснение своему непристойному поведению. Конечно, ради гонорара в миллион долларов они очень хорошо постарались.
 
Есть у революции начало. Нет у революции конца…

Суть происходящего, с моей точки зрения, не сводится к простому акту мести прежней власти. Относительно долгие два месяца новая власть использовала для накопления жира, «распиливая» собственность политического врага – клана Бакиевых, чей глава Курманбек Бакиев был президентом страны. До последнего переворота. Потому что нынешний переворот – не первый. Кто интересуется – знает.

Так вот после свержения Бакиевых в стране началась искусственно подогреваемая кампания по «возвращению незаконно нажитого Бакиевыми имущества» куда-то обратно. Я сознательно пишу «куда-то», потому что куда и кому на самом деле отходят активы бывшего президента – большой вопрос.

Кому, например, отошли две телекомпании – Пирамида и Седьмой канал? Было объявлено об их национализации под видом того, что менеджмент довел компании до банкротства. Удивительно, но при столь печальных делах в эфирах этих телеканалов рекламы всегда было больше, чем у всех других вместе взятых.  

Кто получает это имущество? Вопрос очень важный. Потому что люди искренне верят (да нет, что я такое пишу, ни во что люди не верят – они робко надеются), что новая власть и в самом деле отмечена некой печатью высшей справедливости. Поэтому есть некий порог доверия, и он очень высокий, к новому правительству. Людям хочется верить (и их активно провоцируют думать именно так), что еще немного, все пробакиевское будет уничтожено (а оно, как это навязывается общественному мнению, очень мешает строить новую Киргизию) – и у правительства руки дойдут до самых запущенных проблем.

Справедливость – это немного, на самом деле. Это восстановление и развитие разрушенной промышленности – в противовес перекачиванию денег из бюджета в личные карманы. Это инвестиции в сельское хозяйство – здесь можно выращивать очень качественные овощи и развивать животноводство. Это разумное отношение к добыче редких металлов, развитие инфраструктуры того же озера Иссык-Куль – места во всех отношениях уникального и привлекательного для туристов.

Наконец, справедливость – это когда все средства и компании Бакиева не перейдут тихо и неприметно в чью-то временно-правительственную собственность, а поработают на благо всей страны. Но только после прозрачной судебной процедуры, которая определила бы новый статус этих компаний. Тем более, что экономическая ситуация в стране крайне удручающая.
На деле происходит обратное. Утолив первый голод поеданием активов бывшего президента, новая власть начинает посматривать в сторону активов совсем даже небакиевских. Что сказать – революционная привычка…

Нам бы ту компанию взять – и поделить

Недавно два события, абсолютно идентичных по сути, но радикально отличающихся по развитию, произошли в Киргизии и Молдове. Некая российская инвестиционная компания Эвентис Телеком была объявлена компанией нон-грата в Кишиневе – и напротив, обласкана в Бишкеке.

Эвентис Телеком - инвестиционная компания, которая вкладывала деньги в развивающиеся технологические фирмы, в основном в компании сотовой связи. Примерно в одно время Эвентис, если судить по информации, размещенной на сайте компании, пришла в Киргизию и Молдову.

Два года назад в Эвентис произошла смена руководства. Боюсь задеть чью-то деловую репутацию, но именно в этот момент, по моим наблюдениям, в политике компании произошли роковые изменения. Прокуратура Молдавии эти изменения не упустила из виду и сейчас в стране происходит публичное разбирательство с Эвентис, которая обвиняется по ряду статей уголовного кодекса.

Эвентис проводила простые до наглости схемы отмывания денег. Они взяли молдавскую сотовую компанию, обещали большие инвестиции, и даже инвестировали много миллионов. Но эти миллионы, едва поступив на счета, тут же переправлялись обратно инвестору, но на оффшорные счета. В этой схеме даже присутствовали какие-то серьезные инвестиции в строительство – но, увы, здания и офисы возникали только на бумагах. А деньги, которые якобы потрачены на строительство – также упокоились на счетах в оффшорах

Молдавская прокуратура привела такие цифры: Эвентис профинансировала сотовую компанию на многие и многие миллионы. Но сидя на золотом мешке, эта компания смогла завоевать всего лишь… один (!) процент рынка и замерла на грани банкротства.

Тут Эвентис и дала повод для уголовного преследования, когда выставила иск телефонной компании за невозврат огромного долга. В итоге Эвентис ославлена на весь мир, ее имя запятнано весьма негативными новостями, моральный ущерб колоссальный. Только отмытые деньги на месте – в оффшорах. Так что на самом то деле компания в плюсе, просто хотела раздеть партнера совсем уж до нитки.

И вот на этом фоне вдруг появляется победный пресс-релиз компании Эвентис из Киргизии: мол, только здесь нас понимают, и за это мы очень благодарны и местной прокуратуре и местному временному правительству. Этот пресс-релиз ввергнет в шок любого, кто хоть немного знаком с основами логики.

Компания сердечно благодарит прокуратуру за то, что последняя… отдала Эвентис 51 процент акций киргизского сотового оператора безо всяких на то оснований. Прокурор позже на пресс-конференции буквально так и сказал: никаких доказательств тому, что у компании Эвентис Телеком есть основания претендовать на 51 процент акций, нет. Но они заверили нас, что докажут это.

И на этом основании компания получила без суда и следствия этот 51 процент акций – которые были «арестованы и переданы ей на ответственное хранение»!

Я потом долго общался с юристом, который, в свою очередь, общался с толстенным справочником разных законных и не очень актов (здесь они называются подзаконными и как бы подправляют сам закон). Но такого прецедента, который позволил бы передать акции компании, которая всего лишь заявила о своем намерении претендовать на них, не нашел. Аминь, еще не все потеряно.

Этой историей я хочу подтвердить тот тезис, что дурная привычка зариться за чужое особенно опасна для власти, тем более – власти не устоявшейся. Нарушая традиции доброго сотрудничества, очень легко потерять поддержку деловой части общества. Да и просто разрушение дела, пополняющего через налоги казну, дело непоправимое. Любой подобный частный случай провоцирует отток капитала и мозгов из страны.

Но мамма миа! Найди же мне скорей такого сговорчивого прокурора в моем любимом городе Палермо, где мне, северянину, так понравился сельский домик с сотней акров виноградника – ну ты помнишь. Я куплю у хозяина весь запас вина, а потом обвиню его в растрате моих инвестиций, и с прокурорской помощью мы здорово будем проводить вечера в нашем новом поместье!  

Шучу, конечно. На самом деле первое, что я сделал – перестал быть клиентом этой сотовой компании. Мне ее искренне жаль, но если управленцы не выдержат сначала воплей о национализации компаний сотовой связи (абсурд какой-то, они то в чем провинились перед делом революции, которая, кстати, во многом стала возможна именно сотовой связи, но об этом я потом расскажу и в другой газете), потом этого искусственно созданного прокурорского демарша с арестом акций, который провалился и снова привел… к настырной теме национализации! Зато на основании моего отказа быть клиентом сотовой компании она может требовать от Эвентис, или от государства, которое представляет прокуратура, компенсации убытков – почему бы и нет.

Да, пока я на стороне этой сотовой компании – и именно поэтому я не называю брэнд, который она развивает. Пусть все идут в суд и там решают вопрос честно. Но когда все происходит так нелепо и коряво – у меня возникают сомнения и я ими делюсь. Если Эвентис запятнала себя в Молдове – не вижу причин полагать, что и в Киргизии она работала честно. Просто здесь у них есть возможность повлиять на чиновников – разве я не об этом писал в самом начале?

Ждем финала политических игр

Я итальянец, и я чрезмерно эмоционален. Поэтому, взяв тайм-аут на чашку кофе, попытаюсь подвести всему вышесказанному трезвый итог. Просчитаю, как здесь говорят, «последствия-шмаследствия».

Корень проблемы в том, что временное правительство цинично жонглирует разными понятиями. Юридически существует два процесса - национализация и конфискация. Конфискация – это предмет судебной практики, частный случай. А национализация – это политический инструмент, применяемый в широких масштабах. Чувствуете разницу? Эта разница и составляет суть процесса: под предлогом политической национализации происходит конфискация – удовлетвореннее чьих-то частных интересов.

Далее. Для национализации в цивилизованном обществе важно наличие неких высших и очень серьезных интересов государственного масштаба. Для ее проведения важно наличие легитимной власти и легитимного принятия соответствующего закона – всего этого в Киргизии нет.

Нельзя просто так взять и отобрать – владелец национализируемого имущества должен получить справедливую компенсацию. Иначе он прямиком отправится в суд – и суд обяжет государство возместить ущерб.

В общем, это очень серьезные игры. Имущество и законная защита права на него – это основа цивилизованного общественного строя. Если игнорировать эти главные принципы, жизнь в стране будет проходить, как в апреле в Бишкеке, когда все желающие претендовали на любое приглянувшееся им имущество. Кажется, чтобы вылечить этот симптом, общество смогло самоорганизоваться – но у него все же нет достаточных сил теперь, чтобы повлиять на новое правительство, и это большая проблема.

Проблема также и в том, что государство – худший из возможных менеджеров. Национализируй такое правительство хоть скатерть-самобранку – страна вскоре останется голодной. Так что идея о том, что национализация чего бы то ни было поможет стране – это миф, опровергнутый не раз.

Да что далеко ходить – вот национализировали АзияУниверсалБанк, ввели внешнее управление. И банк, который обслуживал четверть экономики страны, внезапно лопнул! Существует много версий относительного того, как это произошло, но факт остается: счета этого банка обескровили в тот момент, когда им управлял государственный управляющий. 

Это сильный пример, и им я хочу подкрепить свой последний тезис. Правительство, - а тем более правительство временное, - играя чужой собственностью, лишает себя политического будущего. Оно непременно будет нести персональную ответственность за свои дела – за свои действия ответит каждый из временных министров. Потому что каждое их движение в сторону передела собственности, как бы громко они это ни называли, диктуется не законами, а собственными аппетитами.

Такие действия не вызывают доверия. Никто не будет верить их словам – ни иностранные инвесторы, ни свои бизнесмены, ни сограждане. Зато они привлекают таких хищников, как Эвентис – здесь они находят применение своим сомнительным талантам.

Поэтому я лично на этих политиков не поставлю. И вам не советую. Слишком высокие политические и моральные риски они на себя берут.

Впрочем, многим свойственно ожидать от революций чего-то нереального, сказочного, какого-то особенно легкого дыхания или небывало раскованного полета мысли. На самом деле нет ничего приземленней и секретней заседания кабинета министров, взошедшего на политический Олимп революционными путями. И нет ничего более шокирующего, чем аппетит неуправляемого политика, неожиданно дорвавшегося до власти.
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×