Интервью политолога С.Иванова с почетным академиком НАН Ж.Сааданбековым.
- Жумагул Сааданбекович, в последнее время в стенах парламента вспыхивают споры, нередко переходящие в нешуточный конфликт. Так, спор между депутатом Жамгырчиевым и вице-премьером Байсаловым превращается в форму требования парламентариев отставки последнего. Что здесь имеет место – дефицит политической культуры или нечто другое, более серьезное?
- Что касается политической культуры, парламентской этики, то все мы — и молодые, и престарелые — сильно страдаем от их недостатка. Эти сугубо европейские ценности формировались там столетиями, а мы пользоваться стали ими лишь недавно. Но при всём этом то, что произошло между ними, конечно, не нормально
Парламентарий не только законодатель, но и публичный политик, поэтому он не может не считаться с нормами и требованиями политической этики. Его деятельность по необходимости связана с правилами честной политической игры, неразрывно соединяющими в себе правила политической целесообразности и политического искусства. И самое главное, каждая из конфликтующих сторон должна знать на «отлично» свои конституционные права и обязанности.
- Может быть конфликтный потенциал содержится в самой Конституции Кыргызской Республики?
- Еще в легендарном парламенте мы долго сражались по названию нашего независимого государства, которое сегодня именуется как «Кыргызская Республика». Именно институт «Республика» отражал, на наш взгляд, глубокий смысл национально-государственной идентичности. В конечном счете наши наибольшие надежды возлагались на структуру именно республиканской системы власти в стране, и это было отнюдь не случайно. Еще более 100 лет назад один из отцов-основателей США Мэдисон подчеркивал, что «наибольшая сила Америки заключалась в том, страна была республикой, а не демократией в чистом виде». Он считал демократией в чистом виде парламентскую республику, где глава государства избирается парламентом.
Вот поэтому мы выбрали форму правления Кыргызстана как полупрезидентскую, полупарламентскую республику по форме, а территориально-политическое устройство как унитарное государство, где существует демократический государственный режим. Свою власть парламент и президент получают из одного источника – избирательного корпуса.
Полномочия парламента очень значительны. Достаточно сказать, что парламент обладает полномочиями отрешения президента от власти, а он, в свою очередь, не имеет права распускать парламент. В предыдущих парламентах контроль над деятельностью исполнительной власти была одной из основных прерогатив парламента и осуществлялся с помощью ряда процедур, самой эффективной из которых была интерпелляция (Особый вид запроса депутата парламента правительству или министру, ответ на который может быть подвергнут обсуждению в парламенте).
Авторы нынешней Конституции решительно отвергли эту практику, и контрольные полномочия парламента подверглись жесткой «рационализации» — все, что могло мешать правительству, было убрано из Конституции, а все оставшиеся и урезанные полномочия были выделены в две различные группы: а) средства информации и контроля и б) правительственная ответственность.
Однако велика сила инерции. Часто наблюдаем: как на сессии сидит целый ряд министров и их заместители, напуганные и потные, а наш славный депутат снимает с них стружку. Случай с Байсаловым как раз из этого репертуара. Э.Байсалов, болеющий за дело, способный и энергичный работник, на сессии пытался доказать, что парламент в данном случае злоупотребляет своими правами, а в зале его никто не слушает.
Думается, что руководство парламента и Кабмина умерят большевистские хватательные рефлексы законодателей и оберегут Байсалова от незаслуженного наказания.
Ж.Сааданбеков