Вчера прочитал обращение руководителя Кабмина Акылбека Жапарова, в котором он просит народ потерпеть 3 года, когда реформы начнут давать всходы. Сразу взялся за перо. В кои годы наши советские и постсоветские руководители уже независимого Кыргызстана просили потерпеть свой народ до лучших времён?! Пытался вспомнить, но никого не припомнил. Все ставили, так сказать, перед фактом.
Хотя в истории есть примеры, и нам это надо обязательно знать и научиться понимать, как руководители ведут разговор со своим народом, диалог с обществом, в котором они рассказывают, что власть делает и зачем, что это даст народу, в какие сроки... Как они советуются с народом, просят их поддержать реформы, проявить понимание и терпение, т.к. чудеса бывают только в сказках, а у правительства нет «скатерти самобранки». Поучителен в этом плане другой, демократический опыт.
Имею в виду пример президента США Франклина Рузвельта, который в самые трудные времена мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, вел каждую пятницу по радио рубрику «Беседы у камина», где рассказывал американцам о «Новом курсе», зачем он нужен и почему, что он принесет каждому жителю, рисовал вдохновляющие перспективы, просил народ потерпеть и был услышан и поддержан им. Америка из этого кризиса, вогнавшего весь западный мир в страшный упадок и нищету, вышла самой сильной и богатой в мире державой. Или другой пример.
Когда Англия в одиночку боролась с фашистской Германией, захватившей к 1940 году всю Европу и казалось вот-вот капитулирует перед ней, страну возглавил харизматичный Уинстон Черчилль. Он напрямую регулярно обращался к своему народу за поддержкой и спас Великобританию и весь мир в том числе от фашистского порабощения.
В последнее время мы стали чаще наблюдать, как президент КР Садыр Жапаров сам стал комментировать свои решения по тем или иным вопросам, несмотря на то, что раньше этим занимались пресс-службы или пресс-секретари должностных лиц и ведомств. Что ж, это тоже положительный опыт, который надо приветствовать и развивать диалог власти с обществом.
Почему я привел эти два примера, два опыта, две практики поведения политических руководителей. При авторитарных режимах руководители выступают в роли народных вождей и лидеров, которые все знают и сами прокладывают путь. В условиях демократии нет вождей, руководители советуются с народом, ищут их поддержки, куда идти, что и как делать? На согласование и обсуждение уходит больше времени, но результат как правило получается более эффективным, чем при диктатуре. Ибо все участники политического процесса, и руководители, люди, партии, общество чувствуют ответственность за избранный путь. И сообща стремятся его реализовать. В этом отличие демократического менеджмента от авторитарного. Вожди могут выслушать стороны, а потом диктуют, что и как делать. Несмотря на возражения, протесты и сомнения. Единства не достигается, и как следствие итоги бывают плачевными. Поэтому вижу в обращении А.Жапарова новые, демократические веяния в политике Кыргызстана. Которые нужно продолжать и развивать. Впредь советоваться с народом, объяснять ему через различные каналы связи и коммуникации, что делает правительство, и ради чего, чтобы добиться максимального эффекта от проводимых реформ.