Выдающийся политик и философ Шарль Морис де Талейран-Перигор был еще и выдающимся циником и предателем. Как философ он раньше всех политиков понял, что в политике нет друзей и политика — это не клуб благородных девиц. Он достиг многих высших высот, астрономически разбогател, стал политическим долгожителем и остался в мировой истории и большой политике как выдающийся мастер интриг. Он предал всех, кому он служил и был рядом. Но ни один правитель не мог обойтись без его услуг и советов. Блистательный Наполеон, преданный Талейраном ещё до его поражения в войне 1812 г. с Россией, уйдя в отставку, говорил, что «повесить Талейрана было его давней мечтой, но когда ему хотелось ее осуществить, ему всегда был нужен Талейран». Вот таким незаменимым человеком он был.
Кстати, Талейран посоветовал первому консулу Французской Республики, горячему стороннику революции, принять титул «императора французского народа», сохранив при этом республику. Гениальное решение, совместившее несовместимое. Надобность этого титула была вызвана необходимостью политического признания Наполеона высокомерными монархическими династиями Европы, которые не хотели считаться с ним, как с неровней.
На гневные и обличительные речи, что Талейран «предатель», он смеясь отвечал, что «предательство — это искусство предвидения». А на слова оппонентов, что они никогда не предадут, он также смеясь, отвечал: «предательство — это вопрос лишь времени или цены». Когда вспоминают Талейрана, все политики охают и ахают, возмущаются, хотя почти все они поступают так же, как он. Ведь Талейран единственный, кто без всяких кривляний всегда говорил о политике и политиках суровую правду.