Недавно в Сети появилась весьма интересная статья одного из ведущих российских экономистов В.Катасонова «Глобальный финансовый пакт как продолжение "Великой перезагрузки"», в которой рассматривались вопросы Саммита по подготовке Нового Глобального Финансового Пакта" (Summit on a New Global Financing Pact), состоявшегося в конце июня с.г. в Париже.
В саммите приняло участие более 300 человек. Во-первых, это главы государств и правительств (более 100). Во-вторых, представители бизнеса и филантропы (более 70). В-третьих, руководители международных организаций (более 40). В-четвертых, руководители и представители неправительственных организаций (более 120).
Уровень представительства был очень высокий. Среди участников - Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш, министр финансов США Джанет Йеллен, директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, президент Всемирного банка Аджай Банга, президент Европейского центрального банка Кристина Лагард. В рамках саммита было проведено 6 круглых столов и около 50 мероприятий. Открывал саммит президент Франции Эммануэль Макрон.
Приведем ключевые выдержки из этой статьи, которые дают общую картину вопросов, обсуждавшихся на этом саммите, и которые нужно рассматривать в контексте других тектонических процессов глобальной геополитической и финансово-экономической трансформации, переживаемых современным миром.
«…Акцент форума был сделан на «зеленой повестке». Как и в 2015 году, когда в Париже проходила международная конференция по климату (тогда десятками страны было подписано соглашение по климату), во французской столице вновь зазвучали призывы остановить глобальное потепление на нашей планете. Но климатом дело не обошлось. Также говорили о защите биоразнообразия, об устойчивом развитии, о чистой воде, о борьбе с бедностью и т.п. А для успеха в решении задач «зеленой повестки» необходимо радикальное изменение мирового финансового порядка, необходима перестройка деятельности международных финансовых и экономических организаций, правительств, бизнеса и поведения каждого жителя Земли.
Все это было озвучено в выступлении президента Французской республики: «Мы сделаем важный шаг, начав с установления нового консенсуса. Борьба с бедностью, декарбонизация нашей экономики с целью достижения углеродной нейтральности к 2050 году и защита биоразнообразия тесно переплетены. Поэтому нам необходимо вместе договориться о наилучших средствах решения этих проблем в бедных и развивающихся странах развивающегося мира, когда дело доходит до объема инвестиций, комплексной реформы инфраструктуры, такой как Всемирный банк, МВФ, а также государственные и частные средства и как запустить новый процесс». В своей речи Макрон, между прочим, отметил, что для перестройки мировой финансовой системы на новых началах «миру нужен финансовый шок».
Эммануэлю Макрону вторили и другие участники саммита. Так, Миа Моттли, премьер-министр Барбадоса, заявила: «Реакция международного сообщества в настоящее время носит разрозненный, частичный и недостаточный характер. Поэтому мы призываем к фундаментальному пересмотру нашего подхода. Вместе нам необходимо построить более гибкую, более справедливую и более инклюзивную международную финансовую систему для борьбы с неравенством, финансирования изменения климата и приближения к достижению Целей устойчивого развития»…
…В июле известный экономический и политический аналитик Брэндон Смит (Brandon Smith) опубликовал в издании Birch Gold Group статью «Globalists Are Engineering a Financial Shock, and Here’s the Proof» (Глобалисты готовят финансовый шок, и вот доказательство).
В ней содержится подробный разбор саммита по подготовке Нового Глобального Финансового Пакта. Автор статьи, в частности, отмечает: «Глобалисты теперь объединяют проблему изменения климата с международными финансовыми и валютными властями. Другими словами, они больше не скрывают тот факт, что повестка дня по изменению климата является частью «Великой перезагрузки». Они даже предлагают использовать угрозу изменения климата как трамплин для предоставления глобальным банкам большей власти диктовать порядок перераспределения богатств и для разрушения существующей системы, чтобы ее можно было заменить чем-то другим»…
…Дискуссии на саммите завершились следующими выводами. Мало вероятно, что на уровне отдельных государств будет проведена консолидация (мобилизация) финансовых ресурсов, необходимых для борьбы с климатическим потеплением, равно как и для борьбы с бедностью, защиты биоразнообразия и т.п. А посему надо создавать наднациональную финансовую систему, которая и будет решать глобальные проблемы. Краеугольными камнями, на которых будет выстраиваться такая глобальная финансовая система, могут и должны стать нынешние международные финансовые организации – Всемирный банк и МВФ. И для выстраивания наднациональной финансовой конструкции и нужен Глобальный Финансовый Пакт…
…На саммите звучали предложения создать Глобальный фонд для борьбы с климатическим потеплением. За счет чего его наполнять?
Глава ООН Антониу Гутерриш предложил использовать средства в виде такой валюты, как специальные права заимствования (СДР), которые находятся на счетах стран-членов. Это фактически валюта, которая эмитируется Международным валютным фондом и распределяется между странами-членами согласно их доле в капитале и голосах. В августе 2021 году было самое мощное за всю историю МВФ распределение СДР- на сумму, эквивалентную 650 млрд долл. Антониу Гутерриш предлагает, чтобы эти средства СДР были целевыми – исключительно для финансирования проектов по борьбе с потеплением. А если дело пойдет, то МВФ может перейти к более активной эмиссии СДР, постепенно превращаясь в мировой Центробанк.
Есть и другие источники. В прошлом году ООН предложила, чтобы развитые и развивающиеся экономики, включая США и Китай, платили своего рода «налог на успех» в размере не менее 2,4 триллиона долларов в год. Налоги привязать к объемам выбросов углекислого газа…
…На форуме звучали неоднократно слова «финансовый шок» (как средство ускорить перестройку мировых финансов). Но выступавшие не раскрывали, что понимается под таким шоком. Брэндон Смит в своей статье предполагает, что это может быть специально спровоцированный мировой валютный кризис, который, в конечном счете, ускорит переход человечества к CBDC – цифровой валюте центрального банка. А если такой переход состоится, то управлять процессом Великой перезагрузки будет намного легче. Ведь все рычаги управления физическими и юридическими лицами в этом случае будут находиться в руках Центробанков. А Центробанки находятся под контролем Банка международных расчетов и Международного валютного фонда – институтов, которые выступают в качестве локомотивов Великой перезагрузки.
Вот как понимает Брэндон Смит ожидаемый «финансовый шок»: «Я подозреваю, что все это приведет к спланированному валютному кризису, который глобалисты будут использовать как возможность наконец представить свою модель CBDC (цифровой валюты центрального банка). И как только CBDC будут воплощены в жизнь, власть центрального банка по доминированию над общественностью будет полной».
P.S. Что касается «Нового Глобального Финансового Пакта», фигурирующего в названии саммита, то о нем никакой информации в открытых источниках обнаружить не удалось. Некоторые эксперты полагают, что Пакт пока представляет очень абстрактную идею, до серьезного документа дело еще не дошло. Другие полагают, что проект такого документа уже имеется, но ждет своего часа, а пока является секретным».
Таковы, вкратце, основные положения этой, повторимся, весьма интересной и содержательной статьи, освещающей верхушку айсберга глубинных проблем современной международной финансовой системы в контексте решения глобальных экологических и климатических проблем, актуальность которых растет из года в год.
Этими вопросами автор этих строк также интересовался многие годы, поскольку они входили в сферу его профессиональных интересов. Так, в частности, эти вопросы рассматривались в статье от 2007 года «Устойчивое развитие Кыргызстана – стратегический путь в условиях глобализации» и давался краткий анализ известного доклада Дж.Сакса «Инвестирование в развитие: практический план достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».
В этом докладе содержалась критика бреттон-вудских учреждений, которые в своей политике развития не руководствовались целями устойчивого развития, утвержденными ООН, а фактически проводили традиционную политику заимствований, вгоняющих в еще больший долг развивающиеся страны.
Этим же вопросам была посвящена статья от 2012 года «О «консенсусе» и «нашем будущем», где автор также пытался рассмотреть роль международных финансовых институтов в решении глобальных экологических проблем. Напомним, что тогда исполнительный директор МВФ Стросс-Канн из-за попыток его реформ в деятельности этого основного бреттон-вудского института был вынужден подать в отставку из-за мутного скандала в одной из гостиниц Нью-Йорка.
Недавние статьи этого года по данной теме «Мировой кризис и Кыргызстан - что есть, что будет и что делать?», «Кыргызстан в условиях мирового кризиса – кто виноват и что делать?» и «К главным итогам саммитов БРИКС и Г-20 – новые тренды и перспективы» также затрагивали эти вопросы, но уже в контексте глобальных турбулентных геополитических процессов, развернувшихся в последние годы и все более ускоряющихся и усложняющихся.
Отрадно отметить, что мысли, изложенные в вышеприведенных авторских статьях, находят свое подтверждение в выводах статьи В.Катасонова, который в свою очередь опирается на экономическую и политическую аналитику, как он пишет, известного западного автора Брэндона Смита.
Следует подчеркнуть, что июньский парижский саммит по разработке глобального финансового пакта предшествовал августовским саммитам БРИКС в Йоханнесбурге и Г-20 в Нью-Дели, в повестке дня которых также стояли вопросы реформы бреттон-вудских институтов и формирования новой финансовой архитектуры в мире.
В этом отношении, необходимо отметить, что если на парижском саммите главную скрипку играли развитые западные страны, которые и курируют сегодня деятельность бреттон-вудских финансовых институтов, то на последующих саммитах развивающиеся страны во главе с Китаем и Индией сумели противостоять давлению западных стран и продавить свои интересы в итоговых документах этих встреч. И многие аналитики заговорили о начавшемся доминировании глобального Юга в противостоянии с Западом, о чем свидетельствует расширение БРИКС и начале торговли между странами этого объединения в национальных валютах.
Очевидно, что сегодня складывается новая международная финансовая архитектура, которая есть закономерное и неизбежное следствие геополитических баталий, конфликтов и торгово-экономических войн в разных регионах мира – Украине, Закавказье, Африке, Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии – свидетельствующих о новом балансе сил на международной арене и формировании нового миропорядка.
Однако, какие же перспективы светят Кыргызстану и какие выгоды он может извлечь из текущих турбулентных геополитических и международных финансовых процессов, если он сможет выстроить дальновидную, системную и последовательную внешнюю политику, на основе и с учетом наметившихся трендов? …
Особенно в свете предстоящего «финансового шока», о котором говорилось на парижском саммите и к которому, надо полагать, готовятся развивающиеся страны глобального Юга.
Более подробно об этом в следующей статье.
16.09.2023