«Все познается в сравнении»
Изречение древних
Итак, о чем же говорили президенты Центральной Азии на глобальных саммитах ООН в Нью-Йорке? Анализ их выступлений интересен прежде всего тем, что позволяет понять основные векторы и направления внешней политики стран Центральной Азии по вопросам глобальных и региональных международных процессов. А глобальные процессы, как уже отмечалось в предыдущих статьях, вступили в эпоху «великого перелома». Перелома в мировой геополитике, финансово-экономической сфере, торговых отношениях и вопросах глобальной экологии и изменения климата.
Тексты выступлений президентов Центральной Азии или их рафинированное изложение можно найти на их официальных сайтах, за исключением сайта нашего президента, а также в других информационных источниках Интернета. Сайт президента Туркменистана в Сети обнаружить не удалось, но все материалы, связанные с участием их президента, выложены на сайте их министерства иностранных дел, как и в случае с нашим президентом на сайте внешнеполитического ведомства Кыргызстана.
Поэтому в рамках настоящей статьи будет проведен сравнительный анализ их выступлений с попутными комментариями, прежде всего, в контексте тех ключевых вопросов-тезисов, которые уже затрагивались в предыдущих статьях, а именно:
а) их реакции/отношение к современной международной финансовой системе, на которой базируются все проблемы и процессы сотрудничества – торгово-экономические, эколого-климатические, культурно-гуманитарные и др. в глобальном и региональном масштабах;
б) глобальная безопасность и реформы институтов ООН как базовой площадки для равного представительства и справедливого учета интересов всех государств мира и видения будущего этой организации в новых геополитических реалиях;
в) безопасность региона Центральной Азии, включая продовольственную, и повышения его транзитного потенциала на пересечении осей Запад-Восток, Север-Юг;
г) продвижения региональных и национальных интересов в области экологии и изменения климата на глобальный уровень;
д) другие вопросы, попутно связанные с вышеприведенными.
По всем этим пунктам высказались все президенты Центральной Азии, за исключением президентов Туркменистана и Узбекистана по п.а), но с разными вариациями, нюансами и акцентами, свидетельствующими об уровне и глубине понимания этих вопросов, прежде всего, со стороны спичрайтеров, которые готовили проекты речей для своих президентов. Как говорится: «дьявол в деталях» или «мелочи — это Бог».
Так, по п.а) президент Казахстана К.Токаев «предложил участникам саммита вдохнуть новую жизнь в международную финансовую архитектуру. По его словам, для достижения ЦУР финансовая система должна способствовать равенству для всех стран, а не только для избранных. Гораздо больше средств требуется выделять на решение проблем экологии, образования и здравоохранения.
Речь президента Таджикистана Э.Рахмона на саммите по ЦУР начиналась именно с этого ключевого вопроса: «Сегодня мировое сообщество должно ясно осознать, что проблематика финансирования во имя развития является одним из важнейших факторов достижения Целей устойчивого развития.
Текущая реальность современного мира требует, чтобы структура международной финансовой системы претерпела реконструкцию.
Также странам необходимо наладить ответственную финансово-кредитную политику и усиливать координацию макроэкономической политики с тем, чтобы создать развивающимся странам благоприятную международную среду для реализации Повестки дня – 2030.»
На общих дебатах президент Таджикистана вновь вернулся к этому вопросу «Мы также поддерживаем реформу международной финансовой системы, чтобы обеспечить устойчивое и долгосрочное финансирование для достижения Целей Устойчивого Развития и решения проблем, связанных с климатом.
Весьма интересно этот вопрос обыгрывался в выступлении президента Кыргызстана С.Жапарова: «Как справедливо отметил уважаемый Генеральный секретарь ООН в его Докладе о финансировании устойчивого развития, не имея средств для инвестирования в устойчивое развитие и для осуществления преобразований в энергетической и продовольственной системах, развивающиеся страны начинают отставать на пути достижения ЦУР.
Нынешние реалии таковы, что развивающиеся страны сталкиваются с двойным вызовом – необходимостью инвестирования в развитие и одновременной адаптации к климатическим изменениям.
В этой связи призываем к неотложным действиям по осуществлению Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития. В частности, по скорейшему введению в действие Фонда, который призван обеспечить возмещение странам потерь и ущерба в связи с изменением климата, облегчить бремя внешней задолженности и улучшить международную архитектуру урегулирования долговых обязательств.»
Таким образом, президент Казахстана предложил «вдохнуть новую жизнь в международную финансовую архитектуру», президент Таджикистана говорил о «реконструкции международной финансовой системы и ее реформе», а президент Кыргызстана призвал «облегчить бремя внешней задолженности и улучшить международную архитектуру урегулирования долговых обязательств».
Другими словами, предлагалось в общем виде оптимизировать существующую международную финансовую систему, в то время как другие государственные деятели глобального уровня говорят о «великом расколе и изломе», конце существующего миропорядка, где фундаментом является именно финансовая система.
Можно понять спичрайтеров, готовящих такие важные речи для своих глав государств, они не являются специалистами в этих вопросах, но для того и существуют компетентные эксперты со своими оценками и прогнозами в этих вопросах, которые необходимо учитывать при подготовке таких речей.
Теперь в качестве комментария к рассматриваемому п.а) приведем краткую выдержку из недавней авторской статьи «Глобальные финансовые процессы и тренды – перспективы для Кыргызстана»
«Этими вопросами автор этих строк также интересовался многие годы, поскольку они входили в сферу его профессиональных интересов. Так, в частности, эти вопросы рассматривались в статье от 2007 года «Устойчивое развитие Кыргызстана – стратегический путь в условиях глобализации» и давался краткий анализ известного доклада Дж.Сакса «Инвестирование в развитие: практический план достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».
В этом докладе содержалась критика бреттон-вудских учреждений, которые в своей политике развития не руководствовались целями устойчивого развития, утвержденными ООН, а фактически проводили традиционную политику заимствований, вгоняющих в еще больший долг развивающиеся страны.»
И подчеркнем, что эти вопросы поднимались на многочисленных международных форумах и саммитах на протяжении последних 20-ти лет, пока наконец не подошли к своему пику – «великому расколу или излому» и опять повторим вопрос, поднимавшийся в последних статьях – как в новых геополитических реалиях жить Кыргызстану и другим странам Центральной Азии?..
По п.б) президент Казахстана К.Токаев «Выступая с главной международной трибуны, лидер Казахстана заявил, что сегодня человечество сталкивается с невиданными прежде колоссальными сдвигами и вступает в очередной период геополитического противостояния и высказал мнение, что без всеобъемлющей реформы Совета Безопасности не удастся справиться с этими вызовами.
– Глубоко убежден, что голоса «средних держав» и всех развивающихся стран в Совете должны быть усилены и четко услышаны. Поскольку Совет Безопасности, по-видимому, не в состоянии выйти из тупика, он должен стать более представительным, чтобы другие страны, включая Казахстан, могли играть более значительную роль в поддержании мира и безопасности.»
Президент Таджикистана Э.Рахмон в своем выступлении отметил, что «Таджикистан, как страна, поддерживающая мир и стабильность, стремится стать непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2028-2029 годах.
Пользуясь случаем, призываю страны - члены поддержать кандидатуру нашей страны на выборах 2027 года.»
Президент Кыргызстана С.Жапаров высказался следующим образом по этому вопросу:
«Для успешного продвижения в решении стоящих вызовов и угроз нам необходимо построение действенной системы международной безопасности.
Ключевым элементом этого механизма является Совет Безопасности ООН. Сегодня как никогда является актуальным повышение эффективности его работы, чтобы сделать этот орган более справедливым и представительным, повысить его способность достигать консенсуса в принятии решений.
Необходимо обеспечить прогресс в переговорах по реформе Совета Безопасности ООН.
Кыргызстан выражает готовность внести свой посильный вклад в дело поддержания мира и безопасности через эффективное миростроительство, уважение прав человека и равное участие женщин в мирных процессах, продвижение и защиту интересов развивающихся, малых, наименее развитых и малых островных стран.
Мы выдвинули свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на период 2027-2028 годов и рассчитываем на поддержку уважаемых государств-членов».
Вопросы реформы Совета Безопасности ООН тесно связаны с вышеприведенным пунктом а) и также являются предметом острых дискуссий на протяжении последних 20-ти лет, но в условиях финансового доминирования западных стран, являющихся основными донорами институтов ООН, как и развивающегося мира, до последнего времени спускались на тормозах.
Однако кризисные процессы и военные конфликты в различных регионах мира – Ливии, Ираке, Сирии, Африке и Юго-Восточной Азии и наконец на Украине – вновь обострили этот вопрос.
Кстати сказать, из всех президентов Центральной Азии только президент Казахстана К.Токаев в своем выступлении затронул тему украинского кризиса. «Несмотря на все предпринимаемые усилия, конфликты продолжаются во многих регионах мира. Мы призываем все стороны искать дипломатическое решение конфликтов на основе Устава ООН и общепризнанных норм международного права. В этой связи Казахстан высоко оценивает все усилия и планы, предлагаемые различными государствами и группами стран в поддержку политического урегулирования украинского кризиса».
Между тем, в авторской статье «Кыргызстан – как посредник в урегулировании российско-украинского конфликта», опубликованной в начале сентября с.г., предлагалось использовать трибуну Генассамблеи ООН в качестве инициативы Кыргызстана по этому вопросу. Увы, ответственные должностные лица, готовившие участие президента Кыргызстана к саммитам ООН, не услышали и эту инициативу, и мы опять упустили еще один шанс в повышении международного авторитета страны. Однако, она сохраняет свою актуальность и сегодня.
По пункту в) уже подчеркивалось в ранее опубликованных статьях, что в условиях обостряющегося геополитического противостояния наш регион выдвигается в центр внимания международной жизни и предлагался образ «жениха-невесты», кому как удобно, к которому подкатывают различные партнеры исходя из своих геополитических интересов и приоритетов.
Поэтому очень важно осознавать свои интересы – национальные и региональные - и понимать интересы потенциальных партнеров и их приоритеты в новом формирующемся мире, чтобы на переживаемом историческом изломе выбрать правильную стратегию. Как говорит один выдающийся мыслитель современности – лучше неправильно идти в правильном направлении, чем правильно идти в неправильном направлении, а еще лучше правильно идти в правильном направлении.
Однако по этому чрезвычайно важному пункту удалось найти положения только у двух президентов Центральной Азии – президентов Казахстана и Узбекистана. Это обстоятельство можно рассматривать как недостаточное понимание роли стран региона – в национальном и региональном аспектах – в новых геополитических реалиях и формирующегося нового миропорядка. Недостаточное понимание как со стороны спичрайтеров, готовивших речи для своих президентов, так и ответственных должностных лиц, ответственных за вопросы внешней политики и фильтровавших эти речи для своих президентов.
Так, президент Казахстана К.Токаев сказал следующее: «Мы должны совместно обеспечить прозрачный мониторинг финансирования международным сообществом мер реагирования на продовольственные кризисы. Казахстан готов выступить в качестве регионального хаба поставок продовольствия. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы, инфраструктура и логистика. Казахстан уже является надежным звеном, через которое проходит около 80% сухопутных транзитных перевозок между Азией и Европой. Транскаспийский международный транспортный маршрут – так называемый «Средний коридор» – может значительно укрепить взаимодействие между Востоком и Западом. Этот маршрут позволит увеличить темпы торговли между важнейшими рынками, сократив почти вдвое время, необходимое для транспортировки грузов морским путем»
В выступлении президента Узбекистана Мирзиеева этот вопрос дается в весьма краткой констатации: «Регион становится центром экономического развития, транспортно-коммуникационным мостом, соединяющим Восток и Запад, Север и Юг».
Этот недостаток не случаен, он отражает наши многие внутри региональные проблемы в межгосударственных отношениях, он хорошо проявляется при анализе следующих пунктов г) и д), и имеет большее отношение к тому, что говорили президенты стран Центральной Азии на саммитах в Душанбе и принятых там итоговых документах.
Анализ этих пунктов, но уже в контексте итогов Душанбинских саммитов, будет предпринят в следующей статье.
22.09.2023