Добавить свою статью
24 Марта 2015
«Соблюдение законов, как основа построения эффективной государственности»

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Платон

Минуло уже два десятилетия, с того момента как Кыргызстан стал суверенной республикой, 24 года самостоятельного существования государства показывает, что народ в нем живет в дискомфортном состоянии, кризис охватил все сферы жизнедеятельности общества и государственные институты. За эти годы дважды неконституционным путем менялась власть, семикратно вносились изменения и дополнения в Конституцию 1993 года, наконец в 2010 году на всенародном референдуме утверждена новая Конституция. Однако, проблемы построения эффективной государственности все еще стоят на повестке дня, в числе основных вопросов.

В причине деградации общественной и государственной жизнедеятельности одни обвиняют охватившую все сферы - коррупцию, другие, происходящее объясняют происками «врагов», или как их еще принято называть - «третьих сил». Простой же народ склонен обвинять во всем государственную власть, более конкретно - властную систему, созданную первым и вторым президентами суверенного Кыргызстана.

Как исследователь, изучающий «государственную власть» в качестве объекта исследования, размышляя о состоянии государственного развития, прихожу к выводу о том, что политическая элита Кыргызстана зачастую пренебрегала значением «объективного права» при построении суверенной государственности.

Дело в том, что назначение объективного права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки. Как говорит С.С. Алексеев: «Право – нормативный регулятор, ибо право состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей «нормальности», единой упорядоченности, общепризнанности» .

Главным свойством права является его всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение людей, наиболее мощно, силой государственного принуждения обеспечивать его соблюдение.

Объективное право материализуется через нормативно-правовые акты (законы, подзаконные акты), судебные решения (прецеденты).

Утверждая, что политическая элита на заре построения кыргызской государственности, да и на всем протяжении существования Кыргызстана как суверенной республики, пренебрегала «объективным правом», мы имеем в виду, что несмотря на то, что в 1993 году был принят Основной закон – Конституция Кыргызской Республики, с момента ее принятия, и далее, политическая элита никоим образом не стремилась к полноценной реализации ее основных норм, а порой откровенно пренебрегала нормами принятой Конституции.

Основной закон независимого государства в 1993 году установил, что главой государства в Кыргызской Республике является президент, избираемый всеобщим (народным) голосованием на пять лет. После установления новых конституционных норм, именно политическая элита должна была первой начать их реализацию, дабы потом потребовать неукоснительного соблюдения, реализации и исполнения Основного закона от всех государственных институтов, общества и каждого гражданина.

Исходя из этого, по нашему мнению, действующий на тот момент президент должен был объявить о сложении своих полномочий, а парламент обязан был объявить новые выборы главы государства, на основе вступившей в силу Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Однако этого сделано не было. В будущем именно это обстоятельство приведет к росту недовольства в обществе первым Президентом Кыргызской Республики А. А. Акаевым и обвинение его в прямом нарушении Основного закона.

Дело в том, что выборы А.А. Акаева главой государства в 1995 году, были восприняты в обществе как переизбрание на второй срок. Тем более, что 30 января 1994 года, спустя год после принятия Конституции, в Кыргызстане был проведен референдум, на котором в числе прочих был вынесен следующий вопрос: «Подтверждает ли народ Кыргызстана, что Президент Республики Кыргызстан , всенародно избранный 12 октября 1991 года на пять лет, является Президентом Кыргызской Республики и вправе осуществлять на срок его избрания полномочия, установленные Конституцией Кыргызской Республики?». По результатам референдума, народ Кыргызстана 97 % голосов подтвердил полномочия первого Президента Кыргызской Республики.

На основании Конституции КР 1993 года, 24 декабря 1995 года в Кыргызстане проводятся следующие президентские выборы. Президентом на этот раз снова переизбирается А.А. Акаев. После выборов, средства массовой информации республики публикуют благодарственное письмо вновь избранного главы государства, в котором он отмечает, что глубоко тронут поздравлениями по случаю избрания Президентом Кыргызской Республики на второй срок.

Дальнейшее переизбрание А.А. Акаева главой государства в 2000 году, воспринимается многими как третий – «незаконный» срок президентского правления.

Вопрос о том, может ли А.А. Акаев баллотироваться кандидатом в президенты на выборах в 2000 году стал предметом острой дискуссии среди депутатов парламента. Своим Решением от 13 июля 1998 года, Конституционный Суд Кыргызской Республики постановил, что А.А. Акаев может выставить свою кандидатуру на выборах 2000 года, потому что, «согласно существующей Конституции 1993 года, президент был избран только однажды в 1995 году».

Примечательно то, что по этому вопросу 28 декабря 1995 года Конституционный суд Кыргызской Республики уже выносил свое Решение , в котором отмечалось: «Бесспорен тот факт, что Аскар Акаев впервые был избран президентом страны 27 октября 1990 года и с этого момента приступил к исполнению обязанностей главы государства. Следовательно, течение срока полномочий первого Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева исчисляется со дня фактического вступления его в эту должность, а именно с 27 октября 1990 года».

Указанные примеры убедительно показывают, как политическая элита республики в лице главы государства, членов Конституционного суда, депутатов парламента Кыргызстана с разных позиций подходили к толкованию норм Конституции и результатов всенародного изъявления и каждый раз умело манипулировали этим в свою пользу.

Не вдаваясь во все нюансы и тонкости законодательства отнесемся к этому вопросу с позиции «объективного права», а также законности и морали. Выборы президента нового независимого государства, по нашему мнению, должны были быть проведены сразу после принятия Конституции Кыргызской Республики 1993 года, после того, как был утвержден новый Общественный договор, утвердились новые правила образования и становления кыргызской государственности.

Если исходить из того, что Конституция Кыргызской Республики - это Общественный договор, то, речь идет о том, что парламент и президент должны были начать свою деятельность именно с реализации основных норм нового Общественного договора. Но эти вопросы были пущены «на самотек», а на самом деле имело место простое пренебрежение «объективным правом», что послужило по нашему мнению толчком к дальнейшим нарушениям законности.

В случае, если бы выборы президента прошли сразу же после принятия Конституции Кыргызской Республики в 1993 году, это позволило бы А.А. Акаеву приобрести правовую легитимность. Соответственно, следующие перевыборы на пост президента, которые согласно ст. 43 Конституции Кыргызской Республики 1993 года прошли бы через пять лет, а именно в 1998 году, были бы восприняты в обществе как второй - законный срок президента. В данном случае и с позиции законности, и с позиции морали А.А. Акаев мог бы исполнять полномочия Президента Кыргызской Республики вплоть до 2003 года.

Неоднократные инициирование президентом А.А. Акаевым внесения поправок и изменений в Основной закон через всенародные референдумы, в 1994, 1996, 1998, 2001, 2003 гг. , учитывая то, каким образом и в каких условиях они проводились, привели к тому, что граждане страны перестали доверять Основному закону страны и стали относится к нему не как к «священному» и незыблемому Общественному договору, а как к формальному документу, который почти всегда переделывался в угоду чьим-либо интересам, так как в конечном счете, инициированные поправки, дополнения и изменения в Конституцию Кыргызской Республики 1993 года, были призваны укреплять личную власть президента и увеличивать его полномочия.

Практически все эти изменения и дополнения вводились в «особенном» порядке, с нарушением конституционных процедур внесения изменений и дополнений. Финальную часть обсуждения и подготовку проекта дополнений и изменений в Конституцию Кыргызской Республики 1993 года проводил специальный орган, так называемое «Конституционное совещание», который формировался президентом. Статус этого органа так и остался не проясненным, так как конституционные нормы не только не предусматривали такого способа редакции текста Конституции, но и вообще не упоминали о таком органе, как «Конституционное совещание»

С точки зрения общей системы ценностей, сложившихся в современном обществе, «объективное право» должно отвечать требованиям морали, общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям. По словам В.А. Туманова, «право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие – должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одна из важнейших условий его эффективности» .

С.С. Алексеев в то же время подчеркивает, что «моральность права и в первую очередь выражение в нем начала справедливости – этико-юридическое требование, которое со всей очевидностью выдает «генетическую общность того и другого – то обстоятельство, которое свидетельствует о наличии у них единого прародителя в самих основах человеческого бытия. Это общность, единство относятся не только к содержанию права как нормативно-ценностной регулятивной системы, т.е. к содержанию законов и иных нормативных юридических документов, но и к практике их реализации».

Иными словами, мораль и закон, это близнецы и братья, один без другого существовать, не могут.

Как мораль и право соотносились в Кыргызстане можно сделать вывод из следующего примера: если закон требует, чтобы в условиях одного ведомства не работали в прямом функциональном подчинении близкие родственники, то допустимо ли, чтобы сын и дочь главы государства А.А. Акаева, а также ряд его родственников, одномоментно избрались депутатами высшего представительного органа страны – Жогорку Кенеша, от партии «Алга Кыргызстан» в марте 2005 года? Ведь именно данный факт послужил основным катализатором роста общественного недовольства, массового выступления оппозиционных сил с требованием пересмотра результатов выборов, народным волнениям и к последующей досрочной отставке президента.

П.И. Новгородцев в своих трудах: «Государство и право», «Мораль и познание» обратил внимание на то, что в справедливом государстве для его развития недостаточно только дееспособной политики и жесткого права. Он акцентировал внимание на роли морали в таком обществе. Философ утверждал, что необходим особый нравственный подъем, особый нравственный дух для осуществления справедливого устройства государства, и в частности для того, чтобы разрешить проблему благоустроенного общества. Существо данной проблемы заключается по его мнению в признании того, что «над государством стоят некоторые высшие нормы, которым оно должно подчиняться, из которых оно черпает и свое оправдание, и свои руководящие начала. По отношению к этим нормам государство является лишь органом, а не творцом». Этические нормы, стоящие над государством, не могут быть продуктом его воли и, следовательно, не могут быть декретированы властью .

Политическая элита Кыргызстана никогда не ставила законность, нравственность и мораль во главу угла при осуществлении государственного управления. Об этом свидетельствует еще один пример: назначение Указом второго Президента Кыргызской Республики К.С. Бакиева своего тридцати двух летнего сына М.К. Бакиева в сентябре 2009 года главой органа, не только фактически подменившего собой правительство (Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям - ЦАРИИ), но и статус, которого, не был определен ни Основным законом, ни конституционными законами .

Необходимо отметить, что бюджет развития вновь созданной структуры существовал параллельно с бюджетом правительства. Структурное подразделение Центрального агентства – «Фонд развития» получил в доверительное управление акции крупных государственных компаний страны и право распределения финансовых средств, поступающих для строительства важных стратегических объектов.

Учитывая, что председателем совета директоров упомянутого «Фонда развития» являлся Премьер-министр Кыргызской Республики, получалось, что сын президента, будучи руководителем ЦАРИИ, соответственно, имея в его структуре «Фонд развития», стал фактически по рангу выше главы правительства, соответственно возглавил исполнительную власть в стране. При этом деятельность данного Центрального агентства не регламентировалась законами, не была подконтрольна ни правительству, ни парламенту, оставаясь подотчетной лишь президенту.

На протяжении долгих лет «объективное право» приносилось в жертву желаниям и «капризам» кыргызской политической элиты.

Для наглядности хотелось бы привести еще один яркий пример: на парламентских выборах 2005 года, дипломатические работники, в данном случае ряд бывших Чрезвычайных и полномочных послов Кыргызской Республики в зарубежных странах были лишены Центральной избирательной комиссией права выдвигаться кандидатами в депутаты парламента на том, основании, что данные должностные лица не проживали постоянно на территории республики установленного Кодексом о выборах положенного срока (ценз оседлости).

Принятие положения об избирательных правах послов и экс-послов 5 ноября 2004 год полностью перевернуло в сознании кыргызстанских юристов понятие «экстерриториальности». Специальный представитель президента в парламенте М. Укушев с трибуны парламента заявил о том, что бывшие и ныне действующие послы не имеют права избираться в депутаты парламента по причине того, что они проживали на чужой территории. «Территории наших посольств не являются собственностью нашего государства. Мы их временно арендуем для работы своих дипломатических учреждений, и этим все сказано», - объявил депутатам М. Укушев.

В тот же день в одной из газет за подписью председателя Центральной избирательной комиссии КР С. Иманбаева появился небольшой комментарий, суть которого сводилась к тому, что территории посольств и консульств, образованных за пределами республики, не являются территориями Кыргызской Республики. А в соответствии с Конституцией и Кодексом о выборах, депутатом парламента может быть избран гражданин Кыргызской Республики, кроме всего прочего, постоянно проживающий в республике в течение пяти последних лет перед выдвижением кандидатом в депутаты. «Соответственно послы и консулы не могут быть зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты парламента Кыргызской Республики», - резюмировал председатель ЦИК.

Ни Администрация президента, ни ЦИК, ни Конституционный суд того времени так и не объяснили, как же быть с нормами международного права, которые определяют территорию посольства, как территорию представленного посольством государства, где действуют именно правовые нормы представленного посольством государства. ЦИК и Администрация президента Кыргызской Республики в 2005 году сознательно пошли на нарушение одной из принципо-устанавливающих норм международного права, с целью не допустить к выборам в парламент оппозиционно настроенных глав дипломатических представительств КР, а Конституционный суд Кыргызской Республики попросту «прикрыл глаза» на вопиющее нарушение законности.

Указанные выше яркие примеры подтверждают наш тезис о том, что нарушение законов, в особенности Основного закона, а также норм международного права высшими должностными лицами, органами, призванными защищать Конституцию, носили в республике на протяжении 24 лет, системный характер, что уж говорить о нарушении и не соблюдении норм простых законов и подзаконных актов.

Удастся построить эффективное государство в условиях тотального игнорирования Основного закона, законов страны, норм международного права как со стороны политической элиты, государственных служащих, так и со стороны простых граждан, и установившегося в обществе тотального правового нигилизма? Пожалуй, на сегодня это один из основных вопросов государственного строительства.

Законы в демократическом, правовом государстве, а тем более Основной закон, должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Эффективная государственность в то же самое время, это система, в которой государство в состоянии, устанавливая нормы права, считать себя связанным ими, подчиняться праву всегда и во всем, то есть самоограничиваться во имя общего блага

Список использованной литературы:

1. Конституция Кыргызской Республики 1993 года

2. Конституция Кыргызской Республики 2010 года

3. Закон «О фонде развития Кыргызской Республики» от 6.08.2007 г.

4. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Екб. М. 1998-1999.

5. Богатырев В. выступление 6.12.2006 г. на круглом столе на тему: «Власть и оппозиция: преодолим ли кризис?».

6. Есембаева Р. Конституция по-кыргызски. //Общественный рейтинг № 44 от 18.11.2004 г.

7. Затонский В. А. «Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: Общетеоретическое исследование». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Саратов. 2008 г.

8. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 75.

9. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 3

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-06-2016
СЕТЕВОЙ МАНКУРТИЗМ. МОГ ЛИ ЧЫНГЫЗ ТОРЕКУЛОВИЧ ПРЕДВИДЕТЬ ТАКОЕ?
5104

07-07-2015
Как мне выбрать депутата?
5785

08-06-2015
Предложения к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики»
24964

26-05-2015
Конституция с червоточиной: новый Основной Закон Киргизии опять требует ремонта
3317

01-04-2015
Когда оставим Конституцию в покое?
6803

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×