Добавить свою статью
1 Апреля 2015
Когда оставим Конституцию в покое?
19 марта 2015 года в г. Бишкек прошла встреча лидеров 5 фракций Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и главы Аппарата Президента, на которой был обсужден законопроект о референдуме по внесению изменений в Конституцию Кыргызской Республики 2010 года.

По словам главы Аппарата Президента Д.И. Нарымбаева, изменения в Конституцию Кыргызской Республики можно разделить по трем основным направлениям. Первое – усиление премьер-министра, предлагается наделить главу правительства полномочиями снимать с должности членов правительства, а также самостоятельно назначать и освобождать мэров и акимов.

Кроме этого в новой редакции Основного закона предусматривается оставление мандата депутата парламента за премьер-министром. Второе направление – политические партии получат возможность отзывать своих депутатов. Третье направление – в разделе судебной власти Конституции расширяются полномочия президента по внесению на утверждение в парламент кандидатур на должность председателя верховного суда и его заместителей.

Инициируя внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики 2010 года, нынешние фракции парламента, скорее всего сами того не подозревая, закладывают основу для будущих предвыборных баталий вокруг Конституции. Теперь выборы в Жогорку Кенеш VI созыва и дебаты между политическими партиями будут сопровождаться выяснением позиций каждого по внесению в Основной закон изменений и дополнений или отказу от такового.

Необходимо отметить, что в Конституцию Кыргызской Республики 1993 года изменения и дополнения вносились семикратно, включая отмененные Конституционным судом ноябрьскую и декабрьскую редакции Конституции 2007 года. Наконец, по результатам референдума 27 июня 2010 года была принята новая Конституция Кыргызской Республики.

Конституция Кыргызской Республики не идеальна, с этим согласны многие эксперты и ученные. В иных условиях, мы и сами предложили бы пересмотреть некоторые моменты Конституции, особенно для того чтобы окончательно определиться - Кыргызстан по форме правления парламентская республика или парламентско-президентская?

Однако, в условиях осложняющейся политической обстановки, связанной с предстоящими выборами в парламент страны, стоит ли усугублять и без того сложную обстановку и инициировать всенародный референдум о внесении изменений и дополнений в Основной закон? По нашему мнению, в условиях Кыргызстана, политической элите и общественности следовало бы перейти к обсуждению более важных конкретных социально-экономических вопросов и проблем.

Например, общественности важно знать на каком этапе находятся вопросы противодействия коррупции, организованной преступности, религиозной радикализации населения, почему «забуксовали» реформы правоохранительных органов, судебной системы, медицины, пенсионной сферы, образования и др.?

Инициативы по внесению изменений и дополнений в Конституцию КР обсуждаются в момент, когда в обществе масса других «злободневных» вопросов, ожидающих своего решения и проблем «вскрывающихся как нарывы».

Мы это видим ежедневно из новостей Акипресса – вопросы экономики и финансов (девальвируется сом, растет уровень инфляции, на фоне вступления в ЕАЭС растут цены на основные продукты питания); науки, образования и воспитания (детское насилие, отъезд молодежи в Сирию); вопросы культуры (превращение учреждений культуры в места общественного питания), продовольственная безопасность и санитария (торговля мясными изделиями неустановленного происхождения), общественная безопасность (неясная судьба проекта «Безопасный город») и т.д.

Практически во всех сферах накопилось масса проблем, которые никто не спешит решать. В обществе нарастает правовой нигилизм и апатия, уровень доверия власти, который был и так низок, «тает» с каждым днем. Вместо того, чтобы обсуждать эти проблемы, политические партии и будущие депутаты будут вынуждены в ходе предвыборных баталий вновь обсуждать конституционные вопросы, те же вопросы, которые уже неоднократно обсуждались на протяжении 24 лет, все из той же «оперы» - кому какие полномочия достанутся?

Возникает резонный вопрос - зачем? Мы же видим, народ Кыргызстана одобрив Конституцию 2010 года, наделил тем самым невиданной властью Жогорку Кенеш, теперь этот государственный орган не только издает законы, контролирует их исполнение, но и самостоятельно формирует правительство. Какой от этого толк?

Только ленивый не критикует парламент V созыва. Общественность видит, как работают депутаты, как парламентом формируется правительство, какие принципы используются фракциями при подборе кандидатур на пост глав министерств и ведомств.

Разве Конституция виновата в том, что на пост министра культуры парламентская фракция предложила человека далекого от культуры, или же основной закон виноват в том, что правительство до сих пор не может договориться с компанией Центерра?

Премьер - министр, который хочет работать и не боится ответственности, будет работать без оглядки на то, что его не наделили дополнительными полномочиями.

Удивляет еще и то, что обсуждение вопросов внесения изменений и дополнений в Конституцию идет несмотря на то, что у депутатов Жогорку Кенеша уже имеются инструменты по разрешению выносимых вопросов, без внесения изменений в Конституцию и объявления референдума.

Многие из вопросов, выносимых на референдум можно решить путем принятия изменений и дополнений в конституционные законы «О Правительстве Кыргызской Республики», «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», другие законы, а также иными способами.

К примеру, в Конституции Кыргызской Республики 2010 года не сформулировано, кто формирует внешнюю политику страны - президент или глава правительства? Этот вопрос, как показал опыт, достаточно было решить в рамках обычного законодательства, в частности путем разработки и принятия Закона «О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики». Хотя по нашему мнению, именно этот вопрос был одним из сложных конституционных вопросов.

Как быть к примеру в будущем, если президент во внешней политике будет ориентирован на Евразийскую интеграцию, а премьер-министр совместно с выдвинувшей его парламентской фракцией выступит против такой интеграции? Если, «не дай бог», по этим вопросам возникнут разногласия и противоречия в будущем, политический кризис неминуем.

Между тем, проблема выхода депутатов из парламентской фракции и образования самостоятельных депутатских групп практически решена. Своим Решением от 24 сентября 2014 года Конституционная палата ВС Кыргызской Республики постановила, что депутат не может остаться свободным депутатом, объединяться в депутатские группы вне фракции. Также Конституционная палата ВС КР приняла решение о том, что функционирование депутатских групп наряду с фракциями в парламенте противоречит Конституции Кыргызской Республики.

Закрепление Решения Конституционной палаты ВС КР в нормах Закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» позволило бы поставить в этом вопросе точку.

В проекте закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию предусматривается норма, приостанавливающая мандат депутата, избранного премьер-министром и возвращение его к депутатской деятельности после сложения полномочий главы правительства.

Простой анализ показывает, что главы правительств «уходили» со своих постов, как правило, в результате утраты доверия и развала какой-либо фракцией - коалиции. О.Т. Бабанов по результатам нашумевшего дела с получением «ценного подарка», Ж.Ж. Сатыбалдиев в результате скандалов, связанных с расследованием уголовного дела по деятельности Дирекции по восстановлению и развитию г. Ош и г. Джалал-Абад. Во всяком случае до общественности довели именно такую версию их «ухода».

Будет ли в будущем иметь моральное право должностное лицо, досрочно сложившее полномочия главы исполнительной власти, утратившее доверие парламентской фракции, прийти на работу в стоящий статусом выше – законодательный орган власти.

Если глава правительства уйдет в отставку до окончания срока деятельности парламента, то это в любом случае будет считаться досрочным сложением полномочий, а если глава правительства доработает до окончания срока деятельности парламента, то и смысла возвращаться в парламент, нет.

Есть ли смысл включать в Конституцию КР нормы, наделяющие премьер-министра полномочиями назначать и снимать с должности акимов (глав районных администраций) и мэров (глав органов местного самоуправления города) до того, как прошла реформа административно-территориального деления?

Предположим, что в будущем вновь избранный парламент примет новый закон об административно-территориальном делении республики и вместо областей и районов у нас станут округа – аймаки. По всей видимости мы рано или поздно придем к этому, так как существующая система слишком громоздка, требуется сокращение одного из уровней либо области, либо района, но это уже тема другого обсуждения. Так вот, предположим, что по новому закону глава аймака будет называться «аймак башчысы» или еще как-то, тогда опять будем менять Основной закон? Ведь должности «аким» уже не будет, а если даже название останется, то статус поменяется.

Назначение премьер-министром мэра – главы органа городского самоуправления это вообще шаг назад. В 2002 году мы принимали Национальную стратегию «Децентрализация государственного управления и развитие органов местного самоуправления Кыргызской Республики до 2010 года». Получается курс на децентрализацию провозглашен, а на практике идет противоположный процесс - централизация.

Более того необходимо отметить, что по своей природе местное самоуправление в Кыргызстане имеет обособленный статус, оно не может рассматриваться в качестве государственного органа или продолжения местной государственной администрации, поскольку п.2, ст. 2 Конституции Кыргызской Республики определяет, что «народ Кыргызстана осуществляет свою власть через систему государственных органов и органов местного самоуправления», а в соответствии с п. 4 ст. 3 Конституции КР «государственная власть основывается на принципе разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления».

Конституция КР к тому же устанавливает, что государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки собственных полномочий, и то, что государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления.

Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости закрепления за главами органами местного самоуправления отдельного самостоятельного статуса, было бы целесообразным, чтобы городского главу не назначали «сверху», а выбирали сами горожане.

В своем интервью в передаче «Неудобные вопросы» экс-председатель Верховного суда КР К.Э. Осмонов прямо указал на то, что председатель и заместители председателя верховного суда, в случае, если их кандидатура будет выдвигаться для утверждения президентом, обратно приведет к тому, что глава судебной ветви власти попадает в зависимое положение от аппарата президента, тогда о таком конституционном принципе, как самостоятельность судебной ветви власти можно будет забыть! «Такое мы уже проходили» - отметил К.Э. Осмонов, комментарии здесь излишни.

По нашему мнению скрупулёзного внимания требует вопрос, касающийся создания и ликвидации коалиции большинства, если и принимать изменения в Конституцию, то необходимо решать именно этот вопрос.

В парламенте V созыва мы наблюдали, по любому малейшему поводу одна из фракций была готова выйти и даже выходила из коалиции большинства, что вело к автоматической отставке премьер-министра и «парализовало» тем самым деятельность всего правительства.

Инициаторы изменений Конституции сегодня ратуют за то, чтобы глава правительства имел возможность отправлять в отставку любого министра. Но мы же видим, что если это будет происходить вопреки мнению фракции, входящей в коалицию большинства, то несогласной фракции достаточно будет развалить коалицию, в этом случае должность потеряет сам глава правительства. Глава правительства несмотря на то, что приобретет право увольнения министра, все равно будет «связан по рукам и ногам» из-за боязни развала коалиции, и норма в Конституции разрешающая увольнять министров, здесь ни чем не поможет.

В нашем случае следовало бы подумать о создании механизмов ответственности фракции, выходящей из коалиции, без достаточных на то оснований, либо прямо прописать в Конституции основания выхода из коалиции. Кыргызстану для того, чтобы проводить реформы нужна стабильность, при такой «чехарде» с правительством, которую мы наблюдали за эти пять лет, ни одна реформа не будет реализовываться на деле.

Более того, мы видим, что в будущем, если какая-либо из фракций парламента поставит перед собой цель заполучить кресло премьер-министра, она будет планомерно этого добиваться путем постоянного развала коалиции, и поверьте нам, будет это делать до тех пор, пока не достигнет своей цели. Одна из фракций нынешнего парламента уже показала, как этого можно добиться.

Нынешние «пожарные» изменения Конституции сведутся лишь к решению технических и организационных проблем формируемых групп властных элит. Понимая о каких изменениях в Конституцию идет речь, мы видим, что они не подчинены решению стратегических проблем, многие вопросы, о которых было сказано выше, остаются не решенными.

В связи с этим предлагаем два пути – либо соблюсти «мораторий» и попробовать пожить с этой Конституцией следующие пять лет, а неотложные вопросы и проблемы решать с помощью конституционного законодательства, либо выносить на повестку дня все проблемные вопросы и принимать решения предварительно хорошо все продумав и взвесив, а не так как это было в 2010 году.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-06-2016
СЕТЕВОЙ МАНКУРТИЗМ. МОГ ЛИ ЧЫНГЫЗ ТОРЕКУЛОВИЧ ПРЕДВИДЕТЬ ТАКОЕ?
5103

07-07-2015
Как мне выбрать депутата?
5784

08-06-2015
Предложения к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики»
24963

26-05-2015
Конституция с червоточиной: новый Основной Закон Киргизии опять требует ремонта
3317

24-03-2015
«Соблюдение законов, как основа построения эффективной государственности»
9069

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×