Ко Всемирному дню философии
Современная реальность все больше про драму: жизнь человека, да и сама историческая ситуация в большей степени олицетворяет собой драму, разрешение которой зависит от основных контекстов бытия. Если раньше в объяснении мира доминировали концепты классической философии, ориентированные на отражение онтологического единства мира, то сейчас распад этого единства породил некий хаос, вызвав кризис философских оснований бытия. Мир перевернулся и потому бытие сейчас – это уже распавшееся целое, и как следствие – мир множества смыслов. Потеряна однозначность и тем самым определенность мира, поэтому современный мир полон взаимоисключающих смыслов, что порой приводит к полной бессмыслице. Современный мир и есть некая матрица, где человеку позволительно жить в рамках заданных параметров бытия.
Технологический прогресс достиг пика своей реализации, мир гаджетов являет собой высочайшую степень интеллектуального комфорта. И вместе с этим он не гарантирует высшую ценность – безопасность жизни. Напротив, безопасность превратилась в эфемерную дымку, границы которой проецируют бездонность матрицы.
Человек адаптировался к жизни в мире множества смыслов и умело манипулирует той или иной стороной своей личности. Человек, живущий в различных плоскостях идентичностей, являет собой симбиоз характеристик, порой взаимоисключающих друг друга, где сосуществуют ум и безумие, честность и алчность, открытость и отчужденность, щедрость и скупость. Какая из этих характеристик и в какой момент «выстрелит» зависит от обстоятельств, сопровождающих жизнь человека. В этом отношении сложно предугадать, в какой момент произойдет чудо или трагедия, поскольку внутренняя множественная идентичность порой неуправляема самим человеком. Жизнь превращается в игру, а компьютерные игры врываются в наш земной мир и иногда навязывают смысловые определенности.
Тем самым мир множества смыслов находится в руках человека, страдающего множественной идентичностью. Более апокалиптическую картину представить сложно. Некогда заданные ориентиры бытия превратились в размытую мозаику, потому и все то, что составляло суть человеческой жизни – мораль, религия, право претерпели катастрофические изменения. Поэтому и стерты грани между справедливостью и вопиющей несправедливостью, где благо порой предстает завуалированным злом. Сознание человека совершило дикий крен, от концепта единого разума в имплозию сознания, давшую миру феномен разорванного сознания. Возможно ли в такой ситуации возрождение культурных символов, способных вернуть человека из хаоса в исконную сущность творца на основе духовных ценностей, которые не всегда тождественны исключительно религиозным?!
Очевидно, каждый исходит из своего понимания жизни, либо оставаясь в тисках собственных ограниченных рамок восприятия мира, самого себя и других; либо выступая проводником безусловных и тем самым незыблемых ценностей человека и мира. Именно безусловные ценности выступают основанием смыслов, на которых человек выстраивает отношения со всем остальным миром. И как это ни странно, приход мудрости проявляется в ощущении радости от самого пребывания в этом мире. Но некоторых мудрость может обделить своим вниманием, и они за весь отведенный им век так и не могут отличить добро от зла и пребывают в вечном неведении. Это ли не трагедия жизни?! Жизнь в таком случае превращается в сплошную имитацию, чем тебе не симулякр?
В настоящем цикл энергии разрушения достиг своего пика, тем самым, вольно или невольно, энергия созидания начинает входить в наш мир для развертывания своего творческого цикла. В этом случае те, кто ощущает себя вершителем судеб (на разных уровнях социально-политического, научно-образовательного, духовно-культурного пространства), словно гроссмейстер, передвигая фигуры на шахматной доске, не понимают одного – их выверенная тактика игры идет в разрез со стратегией развития мира, который при достижении критической массы, с необходимостью и неизбежностью совершит большой крен в сторону кардинального изменения. Именно поэтому вряд ли стоит праздновать Пирровы победы.
Для каждого человека все зависит от его системы координат в этом мире, от вектора направленности его восприятия и нахождения своего места в этом полном множества смыслов мире. Как для отдельного человека, так и для обществ, народов и государств необходима интуиция целостности человеческого существования. Неслучайно в истории развития цивилизаций вопросы сущности и существования периодически всплывают и по ходу развития представляют свой ответ. В случае неспособности дать свою интерпретацию смысла жизни миссия человека и целого поколения остается невыполненной, и жизнь превращается в простое существование. Тогда дилемма «быть или мнить» наполняется всеми оттенками белого и черного, именно поэтому в массе она представляется серостью. Все более чем диалектично. Каждый сам для себя выбирает – быть ему с синицей в руках или лицезреть журавля в небе. Это как в фильме «Доживем до понедельника»:
Это не вранье, не небылица,
Видели другие, видел я,
Как вручную глупую синицу
Превратить пытались в журавля,
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали…
Но недаром птица в небе крепла
Дураки остались в дураках
Сломанная клетка, кучка пепла,
А журавлик снова в облаках.
Как бы то ни было, у каждого своя стезя; и каждый по-своему прав, на то и существует мир, полный множества смыслов. Но при этом разрушать безусловные ценности, как в малом, так и в большом сродни вандализму. Перемена самого контекста истории такова, что начавшийся новый цикл исторического созидания, рано или поздно, приведет к восстановлению баланса. И как прекрасно ощущать, что журавлик все же выпущен в небо, а как говорил Ч.Айтматов, «небо вечное – и в этом мое утешение».
Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор