Добавить свою статью
3 Апреля 2015
Может ли Кыргызстан стать крупным экспортером образовательных услуг?
unnamedЭкспорт образования означает, что студенты из разных стран мира будут приезжать в Кыргызстан и платить за образование. А это значит, что наши вузы могут иметь разнообразные источники дохода. Это также значит, что пребывание иностранных студентов у нас обязательно положительно скажется на экономике страны.

Очень комфортно и то, что образование – это вид экспорта, не имеющий в основном негативных последствий. Если это случится, то экспорт образования придаст новое звучание позитивному имиджу нашей страны в мире. И еще это может стимулировать «приток мозгов» в Кыргызстан!

Вот такая мечта. Я постоянно думаю об этом, особенно с тех пор, как я узнала, что в США делают миллиарды долларов ежегодно, обучая студентов, приезжающих из разных стран, преимущественно из Восточной Азии, Ближнего Востока. Конечно, есть целый ряд и других стран, но, как-то американцы очень в этом преуспели.

Если мы хотим, чтобы то образование, которое мы предлагаем, привлекало студентов из-за рубежа, нам нужно сделать все, чтобы оно было настоящим. И вот это уже напрямую связано с тем, о чем я говорила в предыдущей своей статье - о коррупции в высшем образовании. Люди не будут платить за диплом, как за бумагу, на которой он напечатан и который ничего не стоит из-за того, что его купили, а не заработали.

Кстати, из своего опыта знаю, что люди очень часто думают, что оплатив учебу в школе и вузе, они заплатили за диплом или аттестат. Это в корне неправильно. На самом деле, оплачивая учебу, мы платим за образовательные услуги, то есть преподаватель должен готовиться к занятиям, проводить их, в библиотеке должны быть книги, и она должна работать, то же самое с компьютерами и так далее и тому подобное. А вот диплом или аттестат – это решение государственной аттестационной комиссии, которая решает, выдать диплом или нет, проверив предварительно, выполнил ли студент требования вуза. И такое ошибочное понимание об оплате за обучение есть у многих студентов и их родителей, с одной стороны, и у вузов, с другой. А началось формирование такого представления с того периода, как появилась в нашей стране плата за обучение.

В Кыргызстане зачастую студенты платят за свое обучение дважды: они оплачивают цену контракта, а потом дают взятки. Есть три стороны у этого явления:

- Первое, у студентов не остается никакого выбора: все платят и они платят.

- Второе, люди понимают, что дипломы некоторых наших вузов на самом деле ничего не стоят, но в то же время при устройстве на ту или иную работу они могут понадобиться, и здесь уже неважно, имеет ли диплом какое-то реальное значение или нет.

- Третье, большинство живет в иллюзорном мире и думает, что такой диплом чего-то стоит, хотя фактически он ничего не стоит: ведь мы знаем, что многие выпускники вузов занимаются частным извозом или стоят на базаре.

Нужно всегда помнить, что репутация ведущих вузов мира, строится на честности, которая и привлекает студентов со всего мира. Поэтому мы не можем предлагать миру фальшивый продукт на рынке образования Кыргызстана. Это означает: если мы хотим экспортировать образование, мы должны довести его до такого состояния, когда оно будет соответствовать высоким этическим стандартам, принятым во всем мире. Причем, ни в коем случае честность не должна быть половинчатой. Быть не до конца честным все равно, что быть немножко беременной. Нечестность всегда станет достоянием публики, и вуз лишится клиентов. О каком экспорте образования мы тогда можем говорить?

Если вопрос честности успешно разрешить (так боюсь, что спрут коррупции полностью охватил нас), то для Кыргызстана это победа. Я думаю, что если мы приобретем известность как страна, где можно получить первоклассное образование, это поможет поднять репутацию Кыргызстана. А это принесет нашей стране все: успех, деньги. В Кыргызстане уже есть практика приема студентов из других стран: есть много студентов из Индии и Пакистана в МУКе, в КГМА, из Китая в КНУ, конечно, есть иностранные студенты и в КРСУ и других вузах КР. В АУЦА было много студентов из Туркменистана и Афганистана, их учеба финансировалась правительством США, из Таджикистана, студентов поддерживал фонд Ага Хана и так далее.

В МУЦА, университете в городе Токмок, где я сегодня работаю, активно содействующему развитию образования на периферии, плата за обучение для иностранных студентов составляет 75 000 сомов в год, мы также взимаем до 18000 сомов в год за проживание в общежитии. Кроме этого, иностранные студенты в период учебы тратят деньги на питание, развлечения и др. Все полученные средства эффективно расходуются на развитие вуза, но они также влияют на экономику страны, в данном случае на развитие Токмока.

Когда-то давно я докладывала об экспорте образования, кажется, деловому клубу Кыргызстана. Я с гордостью сообщила, что в АУЦА на тот момент обучалось 1000 студентов, среди которых 20% граждане из 27 стран мира. Тогда в годовой бюджет университета поступило 300000 долларов США как оплата за обучение от иностранных студентов и около 200000 долларов США расходовалось ими во время пребывания в Кыргызстане, когда они снимали для себя квартиры, покупали пищу и одежду в наших магазинах и так далее.

Для большей уверенности в том, что мы способны развить экспорт образования, и для повышения нашей самооценки, нам необходимо понимать важность международного обмена студентами. Экспорт образования предполагает, что можно не только принимать иностранных студентов, но и отправлять своих в другие вузы мира. Я с гордостью вспоминаю своих студентов в АУЦА: одна из них, переведясь из АУЦА, удостоилась чести стать «valedictorian», то есть в качестве лучшей студентки произнести прощальную речь от имени всех выпускников школы бизнеса Джорджтаунского университета в США, несколько наших бывших студентов с блеском закончили университеты Йеля и Гарварда, а одна из них, получив степень доктора философии в Лондоне, недавно стала профессором престижнейшей школы бизнеса Чикагского университета.

Немного сложнее было со студентами МУЦА. Вначале спонсоры, которых мы попросили помочь, скептически отнеслись к программе по обмену, не веря, что наши студенты МУЦА смогут учиться на английском языке. Каково же было их изумление, когда наши студенты оказались выше по уровню, чем в том вузe, в который они попали. В настоящее время в МУЦА мы продолжаем наш опыт отправки успешных студентов на стажировку за границу. Выпускники уже учатся в магистратуре в Женеве, Чикаго, Москве, на Тайване, а еще двое только что поступили в магистратуру в университет Норвегии.

Для экспорта качество образования должно соответствовать так называемым мировым стандартам, так как мы имеем ввиду в первую очередь образование развитых и прогрессивных стран мира. Во всем мире есть достаточное количество людей, стремящихся получить по-настоящему хорошее образование, которое поможет им найти достойно оплачиваемую работу, и люди готовы платить за образование, отвечающее международным стандартам, они хотят учиться в комфортной обстановке, получать твердые знания и полезные навыки, которые помогут им в жизни.

Для достижения высокого качества необходимо повсеместное введение
  • международного формата двухуровневого образования - бакалавриата, магистратуры,
  • системы кредит-часов, которая

- способствует участию студента в собственном образовании,

- является международным измерителем прохождения курсов (предметов),

- расширяет возможности академической свободы, как для преподавателя, так и для студента,

- является необходимым условием конвертируемости образования, так как она

- унифицирована для всех развитых стран мира. Кстати, в нашей стране, эта система была введена в МУКе, затем АУЦА, МУЦА и так далее.

Бессменным критерием способности вуза экспортировать образование должна стать

  • занятость выпускников. Выпускники – лучшая реклама для вуза.

Хочу закончить на не совсем оптимистичной ноте. Меня не покидает ощущение некоего дежавю: мы говорим обо всем этом вот уже на протяжении десятилетий и с разных высоких и не очень трибун, мы как будто знаем, КАК изменить ситуацию в стране к лучшему. Мы так любим рассказывать и изучать, как разные страны сумели превратиться из нищих в процветающие. Мы даже знаем, что они избрали для этого три приоритета:

  • борьба с коррупцией,
  • реформа образования,
  • создание условий для инвестиций.

Но в результате, - мало что меняется, или меняется очень медленно. И меня опять мучает вопрос: чего нам для этого не хватает?

А вот на вопрос о том, может ли Кыргызстан стать крупным экспортером образования в регионе, я бы уверенно ответила так: не только может, но и должен все для этого делать, так как иного пути у нас нет.

К. Шаршекеева, провост Международного университета в Центральной Азии

Статьи автора:

Как побороть коррупцию в вузах

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

02-10-2015
Дилетантизм и профессионализм: за кем победа в Кыргызстане?
3470

02-09-2015
Кто виноват или Учителя как пожизненные «мальчики для битья»
6794

18-08-2015
Реформы образования и здравоохранения сегодня и сейчас!
6599

15-08-2015
Об интеллигенции, неинтеллигенции и «интеллектуальной» импотенции
10746

29-05-2015
Общереспубликанское тестирование сегодня
6620

16-04-2015
Частное и государственное образование
8103

26-03-2015
Как побороть коррупцию в вузах
7524

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×