Информационное сообщение о том, что через 5 лет Центральная Азия войдет в состояние хронического постоянного дефицита воды, озвученное главным экономистом Евразийского банка развития Евгений Винокуров на презентации доклада «Эффективная ирригация и водоснабжение в Центральной Азии» 16 ноября в Алматы в очередной раз подтвердило то, о чем писалось автором во многих статьях за последние более чем 10 лет.
Здесь лишь подчеркнем, в этом сообщении акцентируется внимание на том, что на нехватку водных ресурсов окажут влияние два фактора — запуск канала Кош-Тепа в Афганистане, и сокращение стока на реках Амударья и Сырдарья. А вот чем будет вызвано сокращение стока не говорится – более быстрыми трендами роста температуры в регионе, чем в среднем по планете, которое вызывает ускоренное таяние наших ледников, аккумуляторов водных ресурсов региона.
И эти факторы и тренды будут оказывать влияние не только на сокращение водных ресурсов и, соответственно, состояние и продуктивность сельского хозяйства, но и на другие сферы нашей жизни – межгосударственную политику на дву- и многостороннем уровнях, социальные отношения, здравоохранение, состояние природных экосистем и биоразнообразие, развитие экономики в целом и многое другое.
В 2012 году покойный президент Узбекистана И.Каримов уже делал громкое заявление о том, что Центральную Азию в будущем ждут войны за воду, которое тогда комментировалось в авторской статье «Вода и политика – война или мир?». Причем, это заявление не подкреплялось какими-либо научными прогнозами и тогда оно не вызвало соответствующих упредительных мер реагирования в области политики.
За период, прошедший с того громкого заявления, было проведено много исследований, разработано моделей-прогнозов, которые подтверждали заявление покойного президента, но и опять все оставалось по-прежнему, точнее, по известной русской поговорке «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Вот теперь появилось еще одно такое прогнозное исследование, которое в очередной раз свидетельствует, такое будущее, что называется не за горами, если мы не будем предпринимать соответствующих превентивных мер.
Правда, в соседних странах уже приходит понимание этих трендов на самом высоком уровне. Вот и президенты Казахстана и Узбекистана на международных саммитах и конференциях заявляют о том, что в Центральной Азии рост температуры идет в два раза быстрее чем в среднем по планете, выдвигая соответствующие инициативы по адаптации к этим трендам, а специалисты соответствующих министерств и ведомств разрабатывают и проводят должную политику по реализации этих инициатив.
Об этих заявлениях и инициативах уже писалось в недавних статьях, посвященных участию президентов Центральной Азии в различных саммитах в этом году.
В соседних странах, но, к сожалению, не у нас. Мы по-прежнему отделываемся общими дежурными заявлениями, не принимая каких-либо существенных мер, нацеленных на результат. А то, что делаем, имеет бессистемную и фрагментарную природу без привязки к указанным трендам и процессам в региональной и глобальной политике по проблемам изменения климата.
Совершенно очевидно, что вопросы реагирования на тревожные тренды, связанные с влиянием изменения климата на состояние водных ресурсов региона, требуют совместного компетентного подхода и укрепления сотрудничества в рамках существующих региональных институтов на системной и долгосрочной основе с привлечением компетентных специалистов. Эти проблемы не имеют государственных границ и, соответственно, мы не можем их решать по принципу – «мухи отдельно, котлеты отдельно».
Эти проблемы нужно решать, прежде всего, в рамках специализированной региональной структуры – Международного фонда спасения Арала (МФСА), одним из учредителей которой является Кыргызстан. Об этом автором писалось во многих статьях за последние 10 лет, и предлагались меры, отвечающие национальным интересам нашей страны.
Однако наша недальновидная и некомпетентная политика в рамках данного института, берущая начало еще во времена первого президента и продолженная до настоящего времени последующими генерациями специалистов и руководителей внешнеполитического ведомства, не позволяет нам выработать эффективный подход к решению этих проблем.
Это еще раз показал последний саммит МФСА, состоявшийся в сентябре с.г. в г.Душанбе, также как и другие последующие. Теперь с 1 января 2024 года председательство в этой организации перейдет к президенту Казахстана, но похоже мы опять будем пассивно и дежурно реагировать на все призывы и инициативы наших соседей по вопросам совместного реагирования на угрозы, связанные с изменением климата и сокращением водных ресурсов.
И похоже опять мы будем плестись в фарватере интересов и инициатив наших соседей, не продвигая свои собственные, и не понимая того, что корень многих региональных проблем лежит именно в нашей недальновидной и некомпетентной политике по известной поговорке «сам не гам, и другому не дам».
В настоящее время в МФСА идут реформенные процессы и наше активное и компетентное включение в них позволит, с одной стороны, проводить наши национальные интересы, с другой, способствовать решению многих региональных проблем, связанных с водными ресурсами, торговлей, пограничными проблемами и др. Все эти проблемы носят системный и взаимосвязанный характер, о чем также писалось много раз.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что, если мы решим вопрос с возвращением в деятельность МФСА до 31 декабря с.г. мы сможем поставить вопрос о председательстве в Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию МФСА. Председательство в этой комиссии позволит нам, с одной стороны, наладить взаимоотношения с донорским сообществом по всему спектру экологических проблем, в том числе, по климату. Соответственно, способствовать решению комплекса национальных и региональных проблем в этой области, привлекая дополнительные финансовые ресурсы.
С другой стороны, наладить отношения с нашими соседями по всему спектру вопросов по водным и водно-энергетическим вопросам на долгосрочной основе, о чем и говорится в рассматриваемом сообщении главного экономиста Евразийского банка развития Е.Винокурова. И в последующем продвигать национальные интересы Кыргызстана в рамках не только МФСА, но и ЕАЭС, ШОС и других платформ и площадок, о чем и писалось в предыдущих авторских статьях по данным темам.
Исмаил Даиров
20.11.2023