«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и вместе им никогда не сойтись»
Р.Киплинг
В статье «Интервью В.Путина Т.Карлсону – большая сделка началась…» автором уже комментировалось интервью российского президента американскому журналисту сквозь призму свежих комментариев экспертного политологического сообщества русскоязычного сегмента Интернета. Однако в той статье не проводился анализ исторической части интервью, поскольку сами политологи и эксперты ограничивались общими замечаниями по этим вопросам, что оно в большей части адресовано западной аудитории, которая не имеет представления об исторических корнях развернувшегося конфликта.
Между тем, историческая часть интервью российского лидера представляет весьма и весьма большой интерес и в Сети появились материалы профессиональных историков, рассматривающих и эту часть интервью российского лидера. Анализ этих вопросов сквозь призму их взглядов позволяет шире и глубже посмотреть на истоки и генезис не только российско-украинского конфликта, но и противостояния между Западом и Востоком в исторической ретроспективе, а также их последствий уже в ближайшей исторической перспективе, когда горячая фаза этого конфликта завершится.
Какие же пункты интервью российского президента представляются наиболее интересными сквозь призму взглядов профессиональных историков?
Во-первых, историки указывают, что сам В.Путин в своем интервью говорит, что он начинает отсчет российского государства с 862 года, но при этом оговаривается, что есть несколько версий российской истории, и вообще-то, российское государство имеет более древнюю историю. И Украина, и Россия представляли собой исторически одно государство.
Во-вторых, территория современной Украины исторически была территорией притязаний и войн со стороны западных стран. И историки вспоминают времена Великой Смуты конца 16-го и начала 17-го веков, во времена которой произошла смена династии Рюриковичей, с которой и связывают зарождение Русского государства, на династию Романовых, правившей вплоть до 1917 года.
Это весьма интересный период российской истории, повлекший за собой реформу православной церкви, и до сих пор продолжающий оказывать свое влияние на религиозные конфликты в православном мире, что и можно наблюдать сегодня в Украине.
В-третьих, обращает внимание на себя тот факт, что как В.Путин, так и подавляющее большинство современных российских историков обходят стороной период нахождения России и Украины в составе империи Чингисхана, во времена которого Китай также находился в составе этого государства.
Об этом напоминает даже киевский «Майдан» – чисто тюркское слово, как, впрочем, и многие другие тюркизмы и топонимы, используемые в современном русском и украинском языках. Об этом напомнил и экс-президент Монголии, разместив после интервью В.Путина в соцсетях карту империи Чингисхана. По этой карте в XIII в. в состав империи входили части или полностью территории России, Беларуси, Польши, Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы, Румынии, Южной Кореи, Таджикистана и других стран.
Между тем, по мнению известного историка М.Аджи, именно развал империи Чингисхана повлек за собой ослабление Руси, которое впоследствии привело к Великой Смуте и смене династии Рюриковичей, имевшей тесные родственные связи с Золотой Ордой, и соответственно провосточную ориентацию своей политики, на династию Романовых – ставленников Ватикана, повлекшей за собой прозападный курс развития.
Вообще, по мнению М.Аджи, с которым, пожалуй, можно согласиться, историю человечества нельзя рассматривать в отрыве от истории религии, и те же войны Чингисхана носили глубоко религиозный смысл и цели. Однако историки в угоду правителям нещадно переписывали и искажали исторические события и процессы, вне религиозного контекста. Это же можно наблюдать и на примере современных украинских историков, по-своему интерпретировавших не только исторические сведения о Киевской Руси, но и более древней истории.
В-четвертых, по мнению российских историков конфликт на Украине наряду с элементами гражданской войны между жителями некогда единой страны, носит межцивилизационный и межрелигиозный характер. Именно поэтому страны коллективного Запада объединились в борьбе против православной России с большой исламской уммой, при негласной поддержке России мусульманских стран арабского Востока.
В-пятых, российские историки, говоря о цивилизационных отличиях между западными странами и Россией, подчеркивают, что исторически для жителей стран Запада присущ индивидуализм с освященным институтом частной собственности, в то время как для российской культуры генетически встроен код соборности, общинности или коллективизма, отраженный как в православной церкви, так и в исламской умме. Именно в этом, по их мнению, заключаются цивилизационные истоки развернувшегося конфликта.
В этом отношении вспоминаются труды нашего отечественного мыслителя М.Мусабаева, также подчеркивающего эти цивилизационные отличия, но в рамках своего оригинального учения космофилософии, где он говорит, что Запад отражает доминанту левого или рационального полушария, а Восток доминанту правого или духовного полушария. И по его мнению, разрешение этого цивилизационного противостояния возможно при нахождении баланса между ними. И он предлагает в своей книге «Путь к Чистому государству, обществу и религии» нахождение такого баланса.
Таковы, вкратце, выводы от анализа материалов историков русскоязычного сегмента Интернета на историческую часть интервью президента России В.Путина американскому журналисту, который дал весьма богатую пищу для размышлений историкам и аналитикам всех стран мира. Думается, что оно будет дальше продолжаться ими в контексте продолжающегося противостояния между странами Запада и России.
Оно же проливает свет и на многие вопросы нашей истории, прежде всего, новейшей, и во многом помогает ответить на вопросы, поднимаемые в ряде авторских статей. В частности, соответствуют ли западные институты управления государством и обществом, внедренные нам в 90-е годы, исторической ментальности и культуре народа Кыргызстана. Не они ли лежат в основе нестабильности нашей власти и «цветных революций» ?.. И что, мы будем также жить дальше в условиях социальной напряженности и нестабильности периодически затихающей и нарастающей время от времени?..
Подводя итог сказанному, хотелось бы повторить и подчеркнуть мысль, рефреном проходящую через многие авторские статьи, что только устранив причины мы сможем избавиться от следствий, сотрясающих Кыргызстан все годы независимости.
23.02.2024