ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В период моей четырёхлетней работы в Государственной кадровой службе Кыргызской Республики (старое название) в результате моих профессиональных наблюдений за качеством законов, мною выработана аргументированная статья «Качественный законопроект только в руках рядовых специалистов». Это означает, что законы необязательно должны разрабатываться, образно говоря, хорошими людьми в лице уважаемых начальников, профессиональными юристами, авторитетными учёными или профессорами, так как вышеназванные лица больше теоретики, больше сидят в кабинетах и далеки от мест применения законов, соответственно не видят недостатки законов, которые больше всего выявляются на местах их применения. В итоге во многих отечественных кодексах, законах, подзаконных нормативных правовых актах много абсурдных нормативных предписаний, не учитывающих реальные ситуации, что приводит к страданию людей и даже саботирует прогресс нашего государства, что мы не совсем замечаем и осознаём. Если обратить внимание на статью 20 Закона КР О нормативных правовых актах «Проведение правовой и иной научной экспертизы проекта нормативного правового акта», возникает вопрос о том, не шпионы ли нам пишут законы или не шпионы ли проводят экспертизу наших законов, когда направляем законопроекты на экспертизу в международные организации? Например Закон КР О государственных закупках (тендере) не шпионы ли написали, что указанный закон доставляет массу неудобств государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям и организациям и тормозит оперативное решение хозяйственных задач?
Внимание! Статья! Потенциально опасная:
«Статья 20 Проведение правовой и иной научной экспертизы проекта нормативного правового акта
…3. Для проведения независимой научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, указанных в части 1 настоящей статьи, нормотворческим органом могут быть приглашены ученые и специалисты из других государств. Проект может быть направлен для научной экспертизы в международную организацию».
В общем, в рабочие группы по разработке законопроектов обязательно нужно включать практиков из числа работников периферийных организаций и учреждений, но не только работников столичных центральных аппаратов. А депутаты-разработчики законов должны иметь большой опыт работы в самых различных сферах деятельности и отраслях или, проще говоря, должны быть умудрёнными житейским опытом. И как ни парадоксально, члены рабочих групп из числа рядовых специалистов при необходимости должны прямо-таки консультировать высокообразованных юристов и профессоров – членов рабочих групп или подсказывать им то, чего они не в состоянии доглядеть, что видят простые работники на местах. И всё это надо делать несмотря на то, что согласно Закону Кыргызской Республики О нормативных правовых актах Кыргызской Республики проекты законов подлежат общественному обсуждению не менее одного месяца.
Что ещё говорится в законах?
Согласно пункту 21 части 2 статьи 13 Конституционного Закона Кыргызской Республики О Кабинете министров Кыргызской Республики, Кабинет министров Кыргызской Республики принимает меры по совершенствованию законодательства. Согласно Закону Кыргызской Республики О Нормативных правовых актах Кыргызской Республики нормотворческие органы постоянно проводят мониторинг исполнения законов и занимаются их совершенствованием и устранением коллизий и противоречий. И судя по многим отечественным роковым законам нормотворческие органы плохо работают. Возможно, там сидят равнодушные к проблемам развития Кыргызстана (арабам сынбасын, огузум олбосун – лишь бы не сломалась моя бричка и не умер мой бык и карьерой и зарплатой я доволен и у меня всё хорошо и, слава богу) или полуграмотные граждане.
КОНКРЕТНО ОБ ОТПУСКЕ
Теперь о главной цели этой статьи.
Известно, что о первом трудовом отпуске, о том, что он предоставляется по истечении одиннадцати месяцев работы, в Трудовом кодексе написано предельно понятно и споры не провоцирует.
Споры провоцирует часть четвёртая статьи 126 Трудового кодекса:
«Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время РАБОЧЕГО ГОДА в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации».
При этом известно, что у каждого работника свой индивидуальный рабочий год:
«Статья 124. Рабочий год
Рабочий год, за который предоставляется ежегодный трудовой отпуск - промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу».
Так, если строго следовать части четвёртой статьи 126 Трудового кодекса: «Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время РАБОЧЕГО ГОДА в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации», то каждый год работник должен выходить в отпуск только в рамках рабочего года и вполне возможен и законен выход в трудовой отпуск два раза в календарном году.
Для примера возьмём, что рабочий год конкретно взятого Иванова исчисляется в каждом году с 15 сентября текущего года по 15 сентября следующего года. Поэтому при составлении графика отпусков, а он составляется согласно части первой статьи 128 Трудового кодекса не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года (за 2 недели до нового года), период отпуска Иванову в графике должен ставиться не ранее чем 15 сентября следующего года (если рабочий год у Эшматова с 1 марта, то в графике отпусков нужно ставить период не ранее чем 1 марта). Отпуск Иванова в графике отпусков можно ставить на январь, на весну или на лето, если товарищ Иванов в действующем рабочем году еще не выходил в отпуск.
Так, допустим, что если Иванов в действующем рабочем году уже выходил в отпуск и его нельзя ставить ранее чем 15 сентября, то это не означает, что Иванов каждый год не может выйти в отпуск именно в летнее время, где отпуск в летний период нравится большинству. Иванов может каждый год выходить в отпуск в летнее время. И если он вышел в отпуск летом, то он не должен выходить на следующий отпуск пока не наступит его следующий рабочий год, то есть 15 сентября. Допустим, что Иванов в текущем 2024 году выйдет в отпуск в самый разгар лета – июле, съездит на Иссык-Куль в санаторий «Голубой Иссык-Куль» с семьёй и останется довольным. На следующий отпуск Иванов вправе выйти только после 15 сентября 2024 года независимо от того, что со дня возвращения из недавнего июльского отпуска прошло всего полтора месяца (не торопитесь, об определении суммы отпускных за последние 3 месяца речь ниже), так как его индивидуальный рабочий год каждый календарный год начинается именно с 15 сентября. Поэтому Иванов при желании может выйти в отпуск либо с 15 сентября 2024 года, либо в октябре 2024 года, либо в ноябре 2024 года, либо в декабре 2024 года, либо в январе 2025 года, либо в марте 2025 года, либо в июне, июле, августе 2025 года, но он должен успеть выйти в отпуск до тех пор, пока не завершится его рабочий год. То есть он должен выйти в отпуск один раз пока не наступит 15 сентября 2025 года. То есть каждый год Иванов должен выходить в отпуск только один раз в пределах своего индивидуального рабочего года.
Если вышедший в отпуск в июле Иванов снова выйдет в отпуск после 15 сентября, скажем, либо в октябре, либо в ноябре, либо в декабре, то получится, что в календарном 2024 году два раза вышел в отпуск и это законно. Также не сомневаюсь, что можно выйти в два отпуска подряд не только из-за того, что в прошлом году не дали отпуск. Можно взять два отпуска подряд на стыке двух рабочих годов, то есть в конце своего текущего рабочего года и сразу продолжить в начале следующего рабочего года. А именно: выйти 17 августа. 14 сентября будет 28 календарных дней и с 15 сентября выйти снова в отпуск так как, проще говоря, с 15 сентября начинается следующий годовой диапазон рабочего года, где в отпуск нужно выходить один раз в одном рабочем году. Здесь праздничный день 31 августа в счёт 28-дневного отпуска не включили, так как согласно части первой статьи 123 ТК: «Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются». То есть если в период отпуска оказывается один нерабочий праздничный день, то получается 28+1=29 дней отпуска. А если в период отпуска оказывается три нерабочих праздничных дня (1-5-9 мая), то 28+3=31 день отпуска.
И всё это, разумеется, при условии, что желанный месяц отпуска был внесён в график отпусков и утверждён работодателем за две недели до нового года.
Думаю, что вышеприведённые разъяснения правомерны, иначе для чего придумано понятие рабочего года и оно упоминается в Трудовом кодексе много раз относительно разных ситуаций.
ОБЩЕСТВЕННО-СТЕРЕОТИПНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ
ПЕРВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. «Каждый раз в следующий очередной трудовой отпуск можно выходить только через 6 месяцев». Это неправильно. Самое главное чтобы в период (в пределах, в рамках) своего индивидуального рабочего года работник выходил в отпуск только один раз. И если его рабочий год не совпадает с календарным годом (совпадёт, если на работу устроился 1 января), то в одном календарном году можно выйти в отпуск два раза как на примере нашего Иванова.
Возможный при этом спор, где в следующий отпуск может выйти уже через полтора месяца после последнего отпуска (обратите внимание на то, как Иванов сходил в отпуск в июле и уже через полтора месяца, то есть с 15 сентября вышел в следующий отпуск). Так, согласно части 5 статьи 159 ТК КР: «Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и 29,6 (среднемесячное число календарных дней)». Это означает, что для определения суммы отпускных бухгалтеру потребуется знание зарплаты за последние три месяца, а товарищ Иванов после своего последнего отпуска проработал всего полтора месяца и где теперь взять еще полтора месяца, чтобы получилось три месяца?. Думаю, что такая нелепая ситуация не должна препятствовать выходу в очередной трудовой отпуск – ведь очередной диапазон рабочего года наступил. Поэтому думаю, что, не боясь вероятных проверяющих-бюрократов (инспекторов труда, прокуроров, специалистов счетной палаты), не хватающих полтора месяца можно смело взять из периода, предшествующего последнему отпуску и от этого мир не перевернётся. Ведь никто не виноват, что наши бездарные законодатели не смогли предусмотреть такую элементарную ситуацию.
Кстати, в этой же 159 статье «Исчисление среднего заработка» есть такая седьмая последняя часть: «Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Кыргызской Республики». Решён ли такой спорный вопрос определением Правительства, не знаю, не искал и не читал.
ВТОРОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Часть третья статьи 128 гласит: «Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (чтобы людям было более понятнее, надо было писать «в удобный период календарного года». Мысль была бы убедительнее и точнее. Вяло выражаются наши законодатели, очень вяло, как-будто кашу не ели)».
И ссылаясь на вышеизложенную часть, в график отпусков ошибочно вносят любой месячный период календарного года, игнорируя понятием рабочего года. Для чего тогда придумали функцию рабочего года? Давайте тогда из Трудового кодекса исключим понятие рабочего года, если правовой нигилизм допускается. Ведь согласно статье 134 ТК определены отдельные категории работников, где не все входят в отдельную категорию работников:
«Статья 134. Право отдельных категорий работников на использование ежегодного трудового отпуска в любое удобное для них время (опять вялое, невнятное выражение. Надо было писать «в любой период или месяц календарного года». Так мысль была бы точнее, логичнее, убедительнее и бесспорнее) или в определенный период
Право на использование ежегодного трудового отпуска в любое удобное для работника время предоставляется:
1) работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет;
2) работникам - участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам лицам;
3) работникам, которым это право предоставлено Законом Кыргызской Республики "О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы";
4) лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Право на внеочередное использование трудового отпуска в определенный период предоставляется в любое удобное для них время года:
1) работникам в возрасте до 18 лет - в летнее время (июнь-август);
2) работникам, обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательных, начальных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, - перед проведением или во время проведения установочных занятий, выполнения учебных работ, сдачи экзаменов и зачетов;
3) работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, - в период этого отпуска;
4) работающим по совместительству - одновременно с отпуском по основной работе;
5) беременным женщинам;
6) одиноким матерям, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет».
ТРЕТЬЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Некоторые игнорируют понятием рабочего года и отпускают работника в отпуск до наступления его индивидуального рабочего года для того, чтобы одновременно не отправлять в отпуск сразу двух работников одного отдела, чтобы работа этого отдела, якобы, не претерпела срыва. Но если правильно применять рабочий год, то у каждого работника в распоряжении целых двенадцать месяцев в пределах индивидуального рабочего года и можно обоих работников разнести в разные периоды в пределах рабочего года так, чтобы одновременно в отпуск не ушли сразу двое (а то, видите ли, кому выполнять работу этого отдела?).
По поводу предоставления трудового отпуска только в рамках рабочего года разговаривал с четырьмя компетентными инспекторами труда. Трое из них отрицали понятие рабочего года и сказали, что отпуск предоставляется в любое время года (календарного года) и самое главное, чтобы не было отпуска два раза в год (календарный год). Лишь один компетентный специалист согласился со мной.
ВЫВОД И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ВЫХОДУ ИЗ СИТУАЦИИ
Учитывая повсеместное игнорирование понятием рабочего года (правовой нигилизм), традиционно сложившуюся практику внесения в график отпусков любой 28-дневный период очередного трудового отпуска с 1 января по 31 декабря следующего календарного года, неумение законодателей выразительно, чётко, внятно, однозначно формулировать понятие рабочего года (пишут вяло, спорно вроде «в любое время года» вместо того чтобы писать «в любое время или период рабочего года»), предлагается аннулировать понятие рабочего года и, как говорится, «упростить жизнь» и не заморачивать работодателей, кадровых работников, государственных инспекторов труда и всяких проверяющих и навсегда покончить со зловещими спорами, которые порождают саботажные законы.
Улан Дуйшеналы, бывший ответственный секретарь айыл окмоту, бывший заместитель главы айыл окмоту, временно исполняющий обязанности главы айыл окмоту (в разных айыл окмоту).