Добавить свою статью
11 Апреля 2024
Уроки истории. Неизвестный Венжер

Впервые это имя, Венжер, я узнал, когда работал над своей кандидатской диссертацией, посвященной изучению подготовки, состава и деятельности Всекиргизских съездов Советов, прототипа в 20-30 годах нынешнего Жогорку Кенеша.

Работал он 1 раз в два года, а в период между съездами его функции исполнял облисполком — Центральный Исполнительный Комитет, избранный на съезде Советов. Работал этот орган в сессионном порядке. А между сессиями властные полномочия осуществлял президиум облисполкома - ЦИК.

Так вот, многие делегаты этих съездов были репрессированы, а их имена находились под идеологическим запретом. Свидетелей же тех событий практически не осталось. Среди руководителей области я запомнил Венжера Владимира Григорьевича, являвшегося заворготделом Киробкома партии. Интернета в то время не было, а в энциклопедиях и книгах интересующую информацию невозможно было найти.

И надо же такому случиться, что накануне окончания московской аспирантуры в 1984 г. я встретил этого человека в Институте экономики АН СССР, где он работал главным научным сотрудником. Ему в то время было около 86 лет, но выглядел бодро и моложаво. От неожиданности я растерялся и не смог его расспросить обо всех, в частности, главных персонах политического процесса 20-30-х годов в Кыргызстане.

Первым я расспросил его про Юсупа Абдрахманова. Худо-бедно, его советская литература изредка как-то вспоминала.

По словам Венжера, он был энергичным, решительным, смелым, грамотным, принципиальным руководителем. Вместе с тем отмечал его высокую горячность, которая ему нередко вредила в то опасное время, когда утверждалось всеобщее единомыслие.

Сыдыкова и Арабаева он близко не знал, они были в опале, жили и трудились в Ташкенте.

Абдрахманов, по его словам, очень хорошо о них отзывался.

Я попросил его рассказать об абдрахмановском «методе в себе», почему его так горячо обсуждали на съездах. Оказывается в годы коллективизации остро встал вопрос о повышении качества поголовья скота. Кыргызские виды скота вырождались, низка была их продуктивность. Решение проблемы Центр видел в том, чтобы закупать лучшие породы скота в Австралии и Новой Зеландии, и скрещивая их, улучшить местные породы. Но денег не было. Надо было как-то выкручиваться. Тогда Абдрахманов предложил отбирать лучшие породы кыргызского скота и скрещивать их между собой. Но это разумное предложение некоторые коммунисты встретили с подозрением, увидели в этом проявление «буржуазного национализма», что Абдрахманов хочет сохранить кыргызские породы скота во чтобы то ни стало. Это были очень опасные обвинения. Венжер предупреждал Абдрахманова быть осторожным. Но на него это слабо действовало. Он нажил много завистников и недоброжелателей, которые потом его и погубили. Он позже узнал, что его репрессировали.

Дружил крепко Абдрахманов с первым секретарем Владимиром Петровичем Шубриковым, который здесь работал до 1931 г. Потом его перебросили в Нижний Новгород, возглавлять обком партии.

Когда Юсупа Абдрахманова сняли с работы «за срыв хлебозаготовок» в 1933 г., точнее за то, что раздал хлеб голодающим казахам в годы Голодомора 1932-1933 гг., Шубриков пригласил его на работу в свою область завуправлением сельского хозяйства облисполкома.

Но потом его снова перебросят в другое место, а Юсуп будет работать в Оренбурге. Их обоих потом в 1938 г. репрессируют и расстреляют. Шубрикова в Москве, Абдрахманова во Фрунзе.

...

Как мне удалось недавно установить через интернет, герой моего исторического очерка В. Г. Венжер оказался выдающейся личностью с неоднозначной судьбой.

Родился он 28 января 1899 г. в Севастополе, из мещан. Окончил гимназию. Учился в МГУ на отделении математики и механики. Но вуз не закончил, был вовлечён в активный политический процесс. Был участником революционных событий и уличных боёв в Москве, а также воевал в годы гражданской войны. Член партии большевиков с 1919 г. До вступления в партию считался анархистом.

А его родной брат Николай был офицером в армии барона Врангеля и погиб в период «красного террора» в Крыму.

Работал на различных партийных и советских должностях в разных регионах страны. Незадолго до приезда в Кыргызстан был направлен (а может быть «выслан»?) на работу заворготделом Ферганского обкома партии, был замнаркома Рабоче-Крестьянской Инспекции Узбекской ССР. А оттуда попал в Кыргызскую АССР, где работал в обкоме партии на разных должностях. В т.ч. около 10 месяцев — первым лицом в руководстве Кыргызстана, и.о. первым секретарем Киробкома партии. Но так и не был утвержден в этой должности.

Почему «ссылка»? Да потому, что Сибирь и Туркестан во все времена были местом ссылки всех «вольнодумствующих». А Венжер был именно такой.

Значит был в числе «неблагонадежных» коммунистов. Это объясняет очень частую смену его работы и чем он занимался. В Кыргызстане его с ключевой должности заворготделом сначала передвинули на малозначимую должность и.о. завтранспортным отделом обкома партии. А затем неожиданно назначают и.о. первым секретарем. Такие политические кульбиты в советской стране, где испытывался огромный дефицит подготовленных кадров, не были неожиданностью. Таким образом затыкали, хоть на время, образовывавшиеся провалы в экономике и политике.

А затем Венжер уезжает на учебу в Институт красной профессуры в Москву, где он в 1933 г. получил специальность экономиста. Три года работает на практической работе директором совхоза и политотдела МТС. После чего навсегда уходит (или все-таки «ушли»?) в 1936 г. в науку. Становится доктором наук, профессором, теоретиком аграрного социализма, выступавшего с позиций перевода социалистической экономики на рыночные рельсы.

Его предшественник Н.Узюков, работавший в 1926-1928 гг. в Кыргызстане первым секретарем, тоже был отправлен на учебу в Институт красной профессуры. Как мне кажется, сюда высылали проштрафившихся руководителей, чтобы могли подумать, исправиться, перевести дух. Чтобы потом снова встать в строй.

Моего деда Шамседина Курманова, закончившего пишпекскую гимназию и бывшего начальника Нарынской уездной милиции в 20-х гг., работавшего в управделами ЦИК и СНК Киргизской АССР, тоже в 30-х гг. отправили учиться в этот институт, когда в 1933 г. «разоблачили» контрреволюционную Социал-Туранскую партию, где его родные братья Султан и Зайнидин Курмановы состояли в руководстве партии.

Так вот, возвращаясь к Н.Узюкову (его В. Венжер тоже при нашей встрече положительно характеризовал как личность), поддерживавшую прогрессивных кыргызских политиков, был вынужден в начале 1928 г. написать заявление об отставке и покинуть Кыргызстан в качестве студента Института красной профессуры.

Неизвестно, чем он не угодил Центру, но приехав в Кыргызстан, он отправил бывшего первого секретаря Киробкома М. Каменского, которого товарищи хотели выгородить из истории с оппозиционным заявлением «тридцатки» (июнь 1925 г.), с «партийным выговором». За то, что разжигал групповую борьбу среди национальных кадров и покровительствовал группе «левацки» настроенных авантюристов во главе с малограмотным и дерзким Р.Худайкуловым. Что привело к изгнанию из большой политики Ю.Абдрахманова, И.Айдарбекова и многих других авторитетных национальных политиков, в которых Советская власть испытывала большую нужду.

После чего у Каменского больше не заладилась политическая карьера.

Ю.Абдрахманов и И.Айдарбеков были возвращены Н.Узюковым из «политической опалы» и заняли сильные позиции в политической системе. Первый стал председателем правительства, второй — председателем Главного суда Кыргызской АССР.

А Худайкулов и его наиболее активные сподвижники осуждены за совершенные уголовные преступления.

По всей вероятности, такая политика первого секретаря Киробкома не очень оказалась по нраву некоторым политикам из Центра. И его судьба и политическая карьера была предрешена. Он тоже в 30-х гг. был репрессирован и погиб.

В.Венжер — автор более 20 книг по экономике сельского хозяйства. Его имя стало широко известно в стране и мире после ответа Сталина на их (совместно с доцентом МГУ Саниной) «6 писем», где они предложили продать колхозам технику машино-тракторных станций - МТС (Письма В. Г. Венжера и А. В. Саниной И. В. Сталину // Кооперация. Страницы истории. Вып. IV / Отв. ред. Н. К. Фигуровская. — М.: ИЭ РАН, 1994.). Сталин отверг и раскритиковал это предложение в книге «Экономические проблемы социализма в СССР». Авторов писем подвергли длительной проработке коллегами в более широких масштабах. Доцент Санина была вынуждена оставить преподавательскую работу в МГУ. Продажа колхозам техники МТС была осуществлена в 1958 г. Однако это привело к новому периоду критики Венжера - он был обвинён в непонимании сути этого мероприятия, сроков и способов его осуществления, в том, что реализация этой идеи в предлагавшемся им варианте разорила бы колхозы.

В последней работе В.Г. Венжера есть глава, посвященная Сталину, сталинизму и сталинщине. Он различал эти понятия: «Иногда высказывается мнение, что термин „сталинизм" неправомерен, его следует заменить понятием „сталинщина"... По моему мнению, имеют право на существование оба термина: „сталинизм", как и „троцкизм", „оппортунизм" и т. д., вредные... течения в революционном движении; „сталинщина" — это нарушение правовых законов, вседозволенность, своеобразная деспотия и тирания, прикрываемые якобы интересами масс и идеями борьбы за высшие идеалы» (Венжер, указ. раб.,1990. С. 37).

Работал Венжер в секторе политической экономии социализма Института экономики, возглавлявшемся экономистом-теретиком Я. А. Кронродом - лидером оригинальной школы советской политэкономии, вокруг которого сложилась школа экономистов-«товарников», выступавших за развитие в СССР товарно-денежных отношений, которую её противники обвиняли в «рыночном социализме». Венжер являлся видным представителем этой школы.

В конце 1971 г. «товарники» Института экономики подверглись критике идеологических органов ЦК КПСС, часть из них была вынуждена уйти, возможности публикации работ остальных, в т.ч. Венжера, значительно ухудшились. Его труды 15 лет не издавались.

В 1990 г. он опубликовал свою последнюю книгу: «Как было, как могло быть, как стало, как должно стать», в которой наиболее полно изложил свои теоретико-практические взгляды.

Современные исследователи называют его теоретиком «русского кооперативного социализма».

В. Венжер происходил из очень талантливой семьи. Его родная сестра Ирина Венжер и родная племянница стали лауреатами Сталинской премии. Первая в области документального кино, вторая — литературы и поэзии. А в семье было много выпускников МГУ, учёных и педагогов.

Ученицей и аспиранткой профессора стала экономист с мировым именем, академик АН СССР Т. И. Заславская. Ученый-экономист Б.

Можаев писал, что во многих колхозах страны, по которым он немало поездил, колхозники просили привезти В. Г. Венжера, чтобы тот разъяснил экономическую политику и посоветовал, что делать в их конкретной ситуации.

Академик Т. И. Заславская, в середине 1960-х годов записала: «На днях послали приглашение Владимиру Григорьевичу для доклада и консультаций. Здесь его очень ждут, потому что вопросы сельского хозяйства сейчас волнуют каждого. Народ жаждет знать: есть ли, и может ли в современных условиях быть конструктивная программа подъема сельского хозяйства, очевидно, на каких-то новых основах. Я популярно излагаю взгляды Венжера, но заменить его далеко не могу» (Кузнецова Т. E. (сост.) (2013). Письма Татьяны Ивановны Заславской (1963 — 1973 гг.) // Социологическое обозрение. Т. 12. N° 3. С. 227).

В 1929 г. в соседнем Казахстане и Кыргызстане в ссылке жили две известные личности - «демон революции», теоретик марксизма Л.Троцкий, а у нас во Фрунзе В. Венжер - будущий теоретик «аграрного социализма».

Это было время, когда в СССР ограниченный плюрализм был отменён и страна решительно поворачивала на путь жестокой диктатуры и тоталитаризма.

Он умер в декабре 1990 г.

Благодарные коллеги в знак признания его заслуг перед наукой и родиной издали книгу: «Владимир Григорьевич Венжер: мыслитель, исследователь, учитель». - М.: 2015. С. 306.

Острый ум, жизненный опыт, талант исследователя, умеющего фиксировать и наблюдать общественные явления, обобщать получаемые результаты, владение пером и высокое ораторское искусство делали В.Г.Венжера одним из наиболее значимых и интересных мыслителей-обществоведов советского времени.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

11-09-2024
Первый
1297

05-09-2024
Об уроках истории
2598

04-09-2024
Уроки истории. О клевете и ответственности
2227

27-08-2024
Уроки истории. О щедрости и жадности
1914

21-08-2024
О науке
3177

21-08-2024
Анализ политики: тезисы
1776

16-08-2024
Однажды в Берлине
1835

14-08-2024
Выборы: о роли и значении имиджа
1266

12-08-2024
К итогам олимпиады
1322

09-08-2024
Уроки истории. О сроках депутатских мандатов
1373

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×