Наш Минсельхоз на днях рекомендовал крестьянским хозяйствам высокогорной Нарынской области заниматься выращиванием технической конопли. Чем заслужили нарынчане такого “наказания” со стороны главного штаба аграрной отрасли?
В принципе конопля является однолетним лубяным растением, из которого получают волокна стеблей для производства прочных хозяйственных материалов (морские канаты, веревки, парусина и т.п.).
Вместе с тем конопля служит источником выработки наркотических веществ. Психотропный эффект конопли обеспечивается из-за воздействия марихуаны на головной мозг человека. Несмотря на это, в 1965-1971 годах посевы конопли в СССР достигали 300 тысяч гектаров. Основными районами его возделывания были РСФСР, Украина и Белоруссия. Затем конопля и кенаф добрались до нашей республики.
Хорошо помню, что эти лубяные культуры выращивались в основном в нижней зоне Чуйской долины. Они считались трудоемкими культурами и из-за большой высоты растений в условиях орошения, уборку урожая приходилось осуществлять вручную. Проблемной была и транспортировка сырья до Фрунзе, где был специально построена пенько-жутовая фабрика. В целом от выращивания конопли вреда было больше чем пользы, так как имели место факты использования этой культуры в качестве источника получения наркотических средств. Это уже грозило моральному разложению общества и особенно молодежи.
И в 1987 году постановлением Совета Министров СССР было запрещено возделывание конопли на всей территории страны. Затем Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены в Уголовный Кодекс новые составы преступлений, в частности статья «Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли». Разумеется, основанием для принятия такого жесткого решения на государственном уровне послужили многочисленные факты использования и контрабанды наркотических и психотропных веществ. Между прочим, в нашей Республике до сего времени действует уголовная ответственность за культивирование, сбор и хранение запрещённых растений.
И после всего этого приходится только удивляться сумасбродной рекомендации Минсельхоза – выращивать техническую коноплю в условиях Кыргызстана. Как бы ее красиво не называли, конопля есть конопля или по-латински «cannabis» – растение, вырабатывающее наркотик под названием марихуана. И совершенно не случайно, что слово «конопля» переводится на кыргызский язык как «кара куурай» (чёрный сорняк).
Несколько раньше, 15 февраля сего года тот же Минсельхоз сообщил о том, что Тюпскому району Иссык-Кульской области официально рекомендовано заниматься выращиванием сахарной свеклы, соответственно уменьшив площади под картофелем. Откуда берутся такие «ценные» предложения? С неба что ли? Ведь естественной родиной орошаемого свекловодства является Чуйская долина. Такое определение было установлено учеными ещё в 20-х годах прошлого столетия путём глубокого изучения почвенно-климатических и социально-экономических условий «Золотой долины». В 1932 году был построен первый сахарный завод – Кантский (кырг. кант – сахар). И пошло-поехало, сахарная свекла стала главной культурой. Появились такие знаменитые свекловичницы как дважды Герой Социалистического Труда Зууракан Кайназарова, Герои Социалистического Труда: Керимбүбү Шопокова, Наталья Воробьева и Күлсара Сулайманова, ставившие всесоюзный и мировой рекорды по урожайности сахарной свеклы. Посевная площадь этой технической культуры достигла 45 тысяч гектаров и было построено 7 крупных сахарных заводов. Кыргызским сахаром мы обеспечивали не только себя, но и всю Среднюю Азию.
В 2023 году было засеяно 13 тысяч гектаров и произведённым сахаром мы обеспечили потребность республики только на 60 процентов. В будущем мы должны довести площадь сахарной свеклы в Чуйской долине и Таласской области до 30 тысяч гектаров и полностью обеспечить себя качественным и дешевым сахаром собственного производства. Для этого имеются все условия: орошаемые земли, профессиональные свекловоды, современная сельскохозяйственная техника и сахарные заводы.
И спрашивается в арифметике: зачем еще лезть с сахарной свеклой в Иссык-Кульскую котловину? Во-первых, там не хватает теплого вегетационного периода для полного созревания урожая. Во-вторых, там нет сахарного завода. Следовательно, сахарную свеклу, выращенную в Тюпском районе, нужно будет везти обратно в Чуйскую долину на расстояние 500 км. Тогда такой сахар будет дороже Кумторского золота. В-третьих, если мы построим сахарный завод на берегу голубого Иссык-Куля, то нанесём непоправимый ущерб экологии этой жемчужины, так как отходы сахзавода являются самыми что ни на есть ядовитыми.
В последнее время все громче слышатся голоса некоторых «патриотов Родины» о том, что нам нужно снова выращивать опийный мак. Что мол, это высокодоходная культура обеспечит полный расцвет нашей экономики и в результате мы будем жить при новом коммунизме. Они забывают, что всё это было и прошло. Мое поколение стало свидетелем этого «расцвета», когда опять же наша жемчужина Иссык-Куль в 60-х годах стала крупнейшим производителем опия-сырца по всему Советскому Союзу. Москва не жалела средств на производство этого ценного медицинского материала, дающего поистине баснословные прибыли, которые бурным потоком шли напрямую в Центр, так как функционировала государственная монополия на производство опиума. Однако на местах рушились человеческие судьбы. Несмотря на то, что маковые плантации охранялись днём и ночью отрядами специальных органов, все равно успешно действовали криминальные элементы и организованная преступность. При этом организаторы этих групп и контрабандисты оставались незамеченными, а привлекались к уголовной ответственности местные простые люди, занимавшиеся выращиванием опийного мака. Вместе с тем львиная доля опиума-сырца вывозилась в зарубежные страны. Стало абсолютно ясно, что единственным выходом избавления людей от семейных трагедий и ликвидации контрабанды как класса является прекращение посева опийного мака. Однако, на такие радикальные меры не соглашался Центр, так как он терял важнейшего источника производства действительно нужных людям естественных лекарственных препаратов.
И только благодаря неимоверным усилиям руководства республики, в частности первого секретаря ЦК Турдакуна Усубалиева, в 1974 году было принято решение Советского правительства о запрете выращивания и производства опийного мака в Киргизской ССР. Таким образом, наш народ был избавлен от надвигающейся деградации из-за выращивания опийного мака. И как можно после этого говорить ещё о возвращении этой кровавой культуры обратно в Кыргызстан? Такие заявления не выдерживают никакой критики, так как они бесчеловечны и противогуманны.
Да ещё и у нас не хватает пахотных земель, чтобы заниматься таким баловством как выращивание конопли, опийного мака и других «модных» культур. Прежде всего мы должны обращать главное внимание тем 9 направлениям, которые обеспечивают Продовольственную безопасность нашей республики. Это: хлеб, сахар, растительное масло, картофель, овощи, плодово-ягодные культуры, молоко, яйцо и мясо. Следовательно, посевная площадь основной продовольственной культуры – пшеницы должна быть доведена до 400 тысяч гектаров, сахарной свеклы – 30 тысяч га, масличных культур – 60 тысяч га, картофеля – 80 тысяч га, овощей – 50 тысяч га, кормовых культур – 380 тысяч га и т.д.
В конечном счете системный успех может быть обеспечен только тогда, когда сельскохозяйственное производство будет вестись на научной основе.
Жамин Акималиев,
академик НАН КР
15.04.2024