«Сон разума рождает чудовищ»
испанская пословица
Недавно в Сети появились весьма интересные и содержательные информационные материалы отечественного мыслителя М.Мусабаева, где он говорит о соотношении ума-нервов и разума в повседневной жизнедеятельности человека. Кроме того, в Ю-тюбе также недавно появилась его видеолекция по этому вопросу под названием «Отличие разума от ума». В них он развивает свои мысли о психических и умственных процессах человека, содержащиеся в его более ранних многочисленных работах, но которые оказывают самое непосредственное влияние как на уровне индивидуального человека, так и на уровне широких общественных процессов.
И которые также распространяются на другие сферы и проблемы человеческой жизни – семейную, социальную, экономическую, политическую и др., от масштабов отдельной семьи и местных сообществ до национальных масштабов вплоть до современных международных проблем глобального уровня, которые можно видеть как в историческом прошлом, так и в современном мире – у нас в стране и в мире в целом.
Поэтому хотелось бы поделиться мыслями с думающей аудиторией, которые появились в процессе размышлений над информационными материалами этого поистине глубокого и уникального автора, творческое наследие которого поражает и удивляет, но еще по достоинству не оценённое современниками.
Прежде всего, хотелось бы привести ключевые мысли самого М.Мусабаева по этому вопросу.
«…Мы неправильно определяем на научном языке человека, каким он является в действительности, как Homo Sapiens. Таковым в реальности он не является, хотя должен быть им. Ведь это слово означает: «человек разумный». Только на том основании, что он может думать, не обнаруживает его разума. Вопрос в том, о чем он думает!? Разум определяется *образом мыслей*, вот критерий и показатель его разумности. Из поля зрения уходит одно важное обстоятельство, которое играет решающую роль!
Человек еще и нервное существо, и вот здесь корень проблемы. Вспомните по себе и окружающим вас людям, когда человек нервничает, а это подразумевает от раздражения до безумия, можно ли называть это разумным поведением!? Нет это не признак разума, а скорее *его отсутствие*, временное или хроническое. Человек выходит из себя с полоборота, то есть он утрачивает разум, какой же он в таком случае разумный!?
Нужен еще один термин, который точно характеризовал бы человека на том основании, что восприятие его связано с нервами, все пять его органов чувств. Разум есть в каждом из нас лишь потенциал, но насколько мы его применяем и в каких целях, на это влияют в каждом случае нервы! Так вот в этом случае, пусть ученые этому подберут словечко, чтобы было понятно, что *человек нервный* более, чем разумный. Тогда все становится на свои места и дает ответ на вопрос, почему люди в этом мире безумствуют!? Нервы это единственное, через что наш ум подвержен влиянию бесов, а тогда о разуме можно забыть. В данном случае подходит слово "беснование", это все объясняет. Нервы напрочь лишают "homo" его "sapiensa", то есть разума...
Мечта человечества построить идеальное общество, в котором люди стали бы совершенными и высоко сознательными, потому является утопией, что ум людей несовершенный по его природе. Люди хотят этого достичь умом, а ум в реальности есть нервное *ощущение себя индивидуумом* сотен миллиардов нервов, иначе сонма тяжелых частиц мрака по велению Бога собранных в одно целое воедино.
Ум в реальности представляет собой множество, собранное воедино! Поэтому ум постоянно колеблется, не может обрести покоя, беспокоится и не может даже на минуту обрести в себе состояние равновесия, как протон и электрон в атоме. Но в атоме их контролирует нейтрон, а двойственность ума в каждом из нас *должен контролировать РАЗУМ*. "Homo" без "sapiens" это человек без разума, живущий от ума.
Именно это представляют собой люди в этом мире. До тех пор, пока люди не поймут, что в них главным является Разум, то есть "*sapiens*", в общем то они и не вполне люди. Если сказать, что их ум есть только лишь одна *левая их сторона*, а разум есть в них их *правая сторона*, тогда они познают себя в полноте, но только через разум. Вот тогда и уместно говорить о том, что для людей совершенное общество в перспективе вполне возможно. На нервной почве невозможно в принципе построить более или менее нормальное общество. В существующем виде в обществе вся жизнедеятельность людей в основном *построена только на расшатывании психики*. И если этого не устранить, гармонии не видать как своих ушей. В конце концов все заканчивается через определенные периоды *войной и кровопролитием*, потому что "Сон Разума рождает чудовищ", и разум необходимо пробудить...
Этот мир, к сожалению, вопреки ожиданиям Бога от людей, стал цивилизацией нервных систем, а должен был бы стать по идее *цивилизацией разума*. Нервы в людях подавили разум в них, и образ "распятого Иисуса Христа" лучше всего символизирует для человечества состояние разума людей. Что может спасти людей как ни их разум, если бы он был у них в ином положении!?
А что можно ожидать от нервов, когда они господствуют в людях!? Вот люди и конкурируют до вражды между собой на всех уровнях их взаимоотношений. Как можно в здравом уме и твердой памяти в условиях того, что творится все предыдущие века и доныне, как парализованные сидеть и ждать "*Второго Пришествия Христа*" как "*Спасителя*", когда он учил тому, что человеческий разум в каждом и в совокупности может спасти каждого и всех вместе!?
Пробуждение Разума вот путь к спасению человечества, только разумом можно одолеть нервы, в любой ситуации в частности, и в целом в масштабе всего мира. Что должно еще стрястись для того, чтобы люди пробудились и оглянулись вокруг!? Христиане и мусульмане, все, что вам нужно, Бог уже дал вам в достатке, а вы сидите, ублажая свои нервы, как будто спасение придет снаружи, а не изнутри самих себя!? Нервы разобщили вас между собой на почве веры и религии, а разума в вашей религиозности нет. Вот вы и доказываете друг другу от ума, кто из вас прав, кто ближе из вас к Богу, следуя в обратную сторону от Царства Божьего...»
Эти мысли М.Мусабаева являются фундаментальными по своей природе, и как уже отмечалось выше, развивают его мысли о психических и умственных процессах в человеке и обществе в целом, изложенные им ранее в его многочисленных работах.
Эти мысли уже комментировались и в других авторских статьях, но в несколько ином контексте. В частности, в статьях «Интеллект и интуиция – как они соотносятся между собой?», «Космофилософия – «новое» видение Человека-Общества и мира, и в чем ее отличие от других философских картин мира?» и в ряде других.
Следует подчеркнуть, что, опираясь именно на эти фундаментальные идеи М.Мусабаев строит свое видение идеального общества и государственного устройства, изложенную им в книге «Путь к Чистому государству обществу и религии», а также в целом ряде других работ, с весьма системным и глубоким изложением всего комплекса вопросов, связанных с оптимизацией экономических и общественных процессов в нашей стране.
Это видение также популяризировалось в ряде авторских статей прошлого года – «Путь к Чистому государству – это путь выхода из мирового кризиса», «О представительной власти – фундаменте подлинной демократии и прочного государства», «Честные выборы – основа курултая как системы подлинного народовластия» и в ряде других.
И именно на его идеях предлагался концепт строительства государства-семьи, изложенный в статьях – «О концептах государства-нации-корпорации и государства-семьи, «Государство-семья – основы новой экономической модели и векторов развития страны», «К образам будущего сквозь призму концептов «китайской мечты» государства-корпорации и «кыргызской мечты» государства-семьи».
И именно на идеях М.Мусабаева предлагается национальный глобальный проект «Небесные горы и новый мир», изложенный в ряде недавних статей. В частности, в статье «Небесные горы и новый мир» – глобальный проект Кыргызстана в борьбе мировых проектов» и предшествующих ему, где приводится обоснование этого проекта в контексте текущих турбулентных геополитических процессов.
К сожалению, эти идеи пока не получили должного внимания и признания как со стороны соответствующих должностных лиц, так и со стороны общества в целом. Однако, в этих идеях, как представляется, заложен огромный потенциал для будущего Кыргызстана в случае их системного и компетентного практического воплощения.
Особенно, в нынешних условиях «тектонических процессов глобальной трансформации», которые переживает человечество в целом, когда ведущими аналитическими центрами ведущих стран ведется усиленный поиск выхода из перманентного мирового кризиса. В этих условиях Кыргызстану есть что предложить миру, о чем пишется в работах М.Мусабаева и в вышеуказанных авторских статьях.
02.05.2024