Общественная и индивидуальная свобода — это важные составляющие любого общества, и именно по этим показателям, порой ошибочно, определяют уровень развития государства.
Но, если мы вопринимаем понятие свободы как вседозволенность, то это уже не свобода. Причем определенная часть нашего политизированного общества использует институт уличной демократии, одну из форм свободы, и конституционные гражданские нормы в качестве рычага давления на судебную власть, что делает эту свободу незаконной.
Свобода, как бы парадоксально не звучало, продукт права, а не джунглей. Как говорил русский философ Н.Бердяев «свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание».
Свобода сама по себе не легка. Свобода трудна и является тяжелым бременем. Может быть, поэтому люди так легко отказываются от свободы. И лишь та свобода ценна, которая ограничена, ибо в противном случае она становится вседозволенностью и общественным злом.
При этом свобода категория сложная и конкретная. Почему свобода ограниченна? Потому что конкретная свобода не может быть абстрактной. Конкретная свобода регламентируется конкретным правовым актом, вот почему она ограниченна. Свобода не может существовать вне рамок закона.