Весной 2004 года я впервые в составе парламентской делегации во главе со спикером А.Эркебаевым поехал в командировку в Грецию. Обычно я бывал равнодушен к такого рода поездкам, вокруг которых всегда было много столпотворения и закулисной возни.
Но тут предстояла поездка в страну моей детской мечты — Грецию, где древности встречаются на каждом шагу. В страну, которая стала колыбелью западной цивилизации, родиной демократии, театра и олимпийских игр.
К слову сказать, возникла эта культура на стыке трех частей света — Европы, Азии и Африки и была не единственной, но самой крупной морской цивилизацией Средиземноморья, господствовавшей здесь более двенадцати веков. На берегах Средиземного моря обитало около 20 великих народов, оставивших неизгладимый след в истории человечества. Среди них в I тыс. до н.э. выделились и начали стремительно развиваться древнегреческая и древнеримская цивилизации.
Жизнь населения этого региона была тесно связана с морем, которое сформировало определенный характер и психологические особенности древних греков — смелость, решительность, оптимизм и веру в собственные возможности. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Например, в отличие от них древние египтяне или индусы рассматривали жизнь человека лишь как подготовку к его более значимой и высокой жизни — загробной.
Болезненно переживая несовершенство жизни, греки стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его как могли. Этими особенностями объяснялись многие достижения древнегреческой цивилизации – передовой государственный и общественный строй, развитие политической мысли, экономический расцвет, подъем культуры, науки и искусства, развитие личности, незыблемость законов, патриотизм, мужество и героизм.
В результате политических реформ в полисах Древней Эллады впервые возник феномен античности, основу которого составляли гражданское общество и правовое государство. Появилась цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. В эту эпоху здесь впервые зародилась демократия, признано право собственности, определена непреложность закона, сформировалась идея уважения к человеку, возникло рациональное мышление, зародились основы наук, выработалась привычка к личной инициативе и самостоятельному труду.
В 8 в. до н.э. здесь возникла первая в мире республика – афинский полис. В противоположность монархии, где власть передавалась по наследству, республика означала ее выборность, подотчетность и ограниченность сроков.
Первые древнегреческие республики-полисы, а их было более 200, возникли в результате свержения власти царей и тиранов. Власть таким образом была снова, как в период первобытно-общинной демократии, возвращена народу путем восстановления в прежних правах народного собрания. Это было время самого плодотворного развития института народного представительства и законодательного органа, впоследствии названного парламентом. В античную эпоху были заложены базовые основания под развитие парламентаризма, а политическая система стала прообразом политического устройства современного мира.
Несколько слов о полисной системе, значение которой для молодых демократий как Кыргызстан остается весьма актуальным и пока еще недоступным. Полис был греческой разновидностью города-государства, поскольку города-государства были известны также на Ближнем Востоке, Индии, Африке (Ур, Аккад, Вавилон, Карфаген и др.).
Полис был по существу столицей карликового государства. Самыми крупными полисами в Греции были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.). В греческом полисе за отсутствием реальной надобности рано исчезла царская власть. Была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Полис был сообществом свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой - хорой. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью.
Государство существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, складывались своды законов, определяющие права и обязанности граждан. Вследствие этого возникла полисная солидарность. Граждане ставили интересы полиса выше личных.
Полис занимался внешнеполитическими делами, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения. Полноправный член полиса, таким образом, соединял в себе гражданина, собственника и воина. Вот она формула успеха для текущих и грядущих реформаторов демократической направленности.
Уникальная древнегреческая цивилизация возникла не с первой попытки. Появлению столь совершенной социальной организации и формы культуры предшествовал длительный период поисков. Греки многому научились у финикийцев, египтян, мидийцев, вавилонян… Огромное влияние на их развитие сыграла колонизация новых земель. Это сделало греческое общество более мобильным и восприимчивым. В ходе колонизации появились новые влиятельные группы населения – собственники ремесленных мастерских, судовладельцы, торговцы, которые с течением времени все больше стали определять политический и экономический облик полисов. Рождение «греческого чуда» приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская, троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.
Расцвет античной цивилизации был связан с раскрепощением человека и дальнейшим развитием личности. В древней Греции реформаторы создали предпосылки для развития демократии, что привело к появлению личности – человека, обладающего сильным характером, определенным мировоззрением, неподкупностью, ответственностью и гражданским мужеством, преданного своей родине. Без этого демократический режим попросту не состоялся бы, а демократия стала бы пустым местом. Такие люди преобразовались из человеческой массы, у которой не было и не могло быть цели, в целеустремленный афинский народ, который распространил свою культуру на весь мир.
Нынешним политикам и реформаторам Кыргызстана, изучая опыт античной Греции, необходимо понять, что успех надо готовить, а не копировать. Демократический строй имеет свои основы и предпосылки. Если их нет, то ничего кроме разложения и мучительной гибели демократия не даст. Потому, что демократия без личности, что мы наблюдаем на примере Кыргызстана, не спасает от всеобщей продажности, предательства и заговоров, эксплуатации сильными слабых, анархии и тирании, тоталитаризма и диктатуры. Утверждение формальной демократии, происходящее в нашей стране, сводится лишь к видимости избирательного «бюллетеня» и арифметике голосов. Демократия, примирившаяся со свободой злоумышления и предательством, не нацеленная на качество человека и его внутреннее достоинство, просто обречена.
Человека в античном мире рассматривали в качестве субъекта, равного государству. В этом было ее коренное отличие от Востока, где человек рассматривался слугой государства. Никто не был вправе подвергнуть свободного человека насилию или наказанию не иначе, как только на основании права, закона.
Античная демократия означало право участвовать свободным гражданам в управлении государством посредством участия в народных собраниях, а также их выдвижения на государственные должности. Но она ограничивала право личной жизни, тщательно регламентировала его законами полиса. Участие в политической жизни для афинянина было обязанностью, отступление от которого наказывалось. Не желавший примыкать ни к какой политической партии, лишался прав гражданства. Гражданин был обязан защищать родину, жениться и иметь детей, ему нельзя было говорить все, что вздумается, непочтительно относиться к богам. Наказания за ослушание было строгим и неотвратимым, невзирая на личные заслуги и ранги. Античный полис, таким образом, обладал над своими гражданами большой властью. Но взамен была установлена система, которая позволяла бедным гражданам жить за счет богатых. В древнем Риме, который позаимствовал у греков этот порядок, гражданин посвящал служению республике буквально всю свою жизнь. Республика же в обмен брала на себя обязанность по их содержанию. Вот в такую уникальную страну предстояло ехать нашей делегации. И я как страстный почитатель античной цивилизации обязательно должен был попасть в ее состав.
Узнав о предстоящей поездке, я зашел к спикеру и попросил его, чтобы он включил меня в состав делегации, приведя кучу аргументов «за». Как человек науки, А.Эркебаев меня понял и поддержал и через несколько дней мы оказались в Афинах. Прилетели туда через Стамбул глубоким вечером. Греческая столица сияла вечерними огнями и зазывала на улицу. И я с трудом удержался от ночной прогулки по незнакомому городу. Из окна отеля я так и не смог увидеть силуэты Акрополя, куда мы совершили экскурсию только на третий день после нашего приезда, т.к. первые дни были полностью заняты многочисленными встречами с греческими депутатами. Все это время я изнывал от нетерпения. Поэтому трудно передать мое волнение, когда час «Х» наступил и наша представительская машина привезла нас к подножью афинского Акрополя — горы, где ныне стоит самый замечательный памятник античного искусства — Парфенон, посвященный Афине-Парфенос («Девственнице»), покровителю города и всей Аттики.
Этот храм был построен в первой половине 5 в. до н.э. под руководством гениального зодчего Фидия при правлении не менее гениального политика и стратега Перикла – творца Делосского морского союза, при котором Афины достигли пика своего могущества, благополучия и славы. В Греции того времени сложилось два конкурирующих центра цивилизации – Афины и Спарта, в которой последняя дала иной вариант развития.
Спарта была военизированным, полицейским городом-государством, царством воинов и рабовладельцев, военным лагерем, наводившим ужас на все Средиземноморье своей военной мощью. Ни до, ни после мир еще не видел таких воинов как спартанцы. Спарта не имела городских стен, ибо ее защищали не крепостные стены, а ее воины. Это было странное общество, где убивали и порабощали слабых, где отдавали приказы и не задавали вопросов, где насилие было хлебом каждого, где мертвый муж был мечтой любой женщины, а детей избивали до смерти за то, что они были хорошими. Это было изолированное, замкнутое и жестокое общество, враждовавшее с остальной Грецией, где право на жизнь имели только сильные и здоровые. Это было общество одинаковых, хладнокровных и дисциплинированных людей, где все, даже дети, находились под контролем государства, а высшим долгом считалась преданность государству. Это было общество, где девочки были национализированы государством и поощрялся мужской гомосексуализм. Но именно спартанцы удивили весь мир тем, что именно они стали символом борьбы всех людей за свободу (подвиг 300 спартанцев), и, что именно в их руках оказалась судьба всей западной демократии в битве при Марафоне, Фермопилах, Платеях, где под предводительством спартанцев были одержаны великие победы над превосходящими силами самой могущественной в то время супердержавы - Ахеменидской империи. Но я что-то опять увлекся экскурсом в историю, ибо древностью здесь все пронизано до основания, а история крепко держит за руку любого туриста или местного жителя.
Афины оказались расположены на множестве холмов. Рим, как известно, тоже расположен на 7 холмах. Это их тоже сильно объединяет. С точки зрения архитектуры Афины предстали перед нами как типичный европейский город с зелеными парками, широкими проспектами вдоль которых расположились красивые 5-6 этажные дома. Множество музеев, огромное количество ресторанчиков, кафешек, забегаловок, сверкающих магазинов и универмагов. Афиняне оставляли впечатление успешных людей. Не чувствовалось, как пишут в газетах и книгах, что Греция – одна из самых бедных стран Евросоюза. Нам бы ваши проблемы, подумал я, видя ухоженный город и лица счастливых горожан.
Но вернемся к Парфенону, куда мы прибыли на экскурсию. Чтобы подойти к нему, нужно было пешком подняться по наклонной метров на 200 вверх к вершине горы через жидкий и малорослый кипарисовый лес. Везде толпились иностранцы. Я вышел из автомобиля и низко поклонился священному месту, где творилась Мировая история. Сопровождавшие нас гречанки – сотрудницы парламента, видя мое волнение и искренность чувств, как мне показалось, стали после этого относиться к нашей делегации еще более теплей и радушней. От одной мысли, что по этой земле некогда ходил и размышлял Сократ, Платон, Аристотель, Александр Македонский и многие другие выдающиеся гении человечества, у меня захватывало дух и воображение. Наша делегация уже давно все обошла и осмотрела, а я все бродил по музею – восхищался красотой античных фресок, статуй, всматривался в памятники древней истории, изучал архитектурные детали, пытался навечно сфотографировать их в моей памяти. Когда еще вернусь сюда, - думал я, - про себя и бродил, бродил.
Наши же в это время разместились в ресторанчике, что находился у подножья горы, откуда открывался изумительный по красоте вид на сотворенный из мрамора храм. С собой я тайком прихватил кусочек мрамора как сувенир на память, которым была устлана вся гора. Каждый день ночью или рано утром грузовики привозили к памятнику тонны белого мрамора, которые мгновенно расходились среди многочисленных туристов. Многие думают, что уносят с собой кусочек Акрополя, но тогда бы от него за несколько столетий не осталось бы даже пылинки. Тогда мудрые греки и придумали этот способ спасения исторического памятника без ущерба для туризма. После этого уже никто не пытался прорваться к Акрополю и отколоть от него кусочек. Мне об этом потом рассказали наши гостеприимные хозяева. Но я все равно был очень доволен и этот кусочек до сих пор красуется на почетном месте в моей квартире. Чтобы то ни было, а он все же лежал у подножья знаменитого памятника.
В один из дней после нашего приезда вечером греки повезли нас к подножью Акрополя в какую-то допотопную таверну. В небольшом зале мест на 40-50 человек стояли древние исцарапанные столы и скамейки, которые шатались и скрипели при каждом нашем телодвижении. В зале было несколько человек и наш спикер между нами кыргызами стал возмущаться, что нас привезли в какую-то дешевую столовую. Мы тоже были в шоке от увиденного. Но наши кураторы тут же разрядили ситуацию. Они сказали, что это самое почитаемое в Афинах питейное заведение, где были практически все мировые знаменитости – писатели, художники, ученые, политики, которые в память о своем пребывании здесь оставили на стенах заведения свои автографы. Чтобы попасть сюда надо встать в очередь за несколько месяцев вперед. Мы были очень тронуты вниманием хозяев и извинились перед ними. Я же стал рассматривать каракули и нашел автографы великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона и французского классика - писателя Оноре де Бальзака. Пытался найти и расшифровать другие автографы, но это оказалось нелегким делом, т.к. многие росписи были угасающими, а подписи громоздились одна на другую. Через некоторое время зал заполнили шикарно одетые дамы и господа и у нас окончательно отлегло от сердца. И под звуки зажигающих греческих песен и музыку, а также под замечательную греческую кухню, мы предались чарам бога Бахуса. Вино оказалось прекрасным на вкус. Недаром греки считались их самыми первыми производителями. Не обошлось и без общих танцев а-ля «сиртаки». Через час весь зал пил, плясал и танцевал, как одна большая семья. Это был незабываемый вечер. Артисты объявили, что на сегодняшнем вечере присутствует киргизская парламентская делегация и провозгласили тост в нашу честь. Раздались громкие аплодисменты. Мы поблагодарили радушных хозяев и попросили исполнить какую-нибудь песню Микиса Теодоракиса. Зал ревел от восторга, что неведомые кыргызы знакомы с музыкальным творчеством известного греческого композитора, которого, к нашему великому счастью, советское радио в бытность крутила круглые сутки. Греки оказались очень радушными, открытыми и гостеприимными людьми. Где бы мы ни были, они постоянно излучали радость и свет, отчаянно радовались жизни и повседневному счастью любить, видеть, ходить, думать. Жизнелюбивая философия, вышедшая из периода античности, продолжала бить уже из современных греков ключом.
Слушая греческую музыку, песни, изучая радушный характер греков, наблюдая за особенностями антропологии их лиц, я все больше и больше сравнивал их с восточными людьми. И тут конечно дело не в длительном Османском иге. Восток очень сильно влиял на греков, как я говорил выше, еще со времен античности. Греки усовершенствовали приобретенные ценности на свой манер и сохранили это богатое культурное разнообразие до наших дней. Греческая музыка, танцы это не типичная европейская музыка их древних современников кельтов, галлов, англов или саксов, которые дали жизнь французам, англичанам или немцам. Это мощный сплав восточных и европейских мотивов, в результате которых и получается уникальное и ни на что не похожее греческое искусство. Несмотря на принятие христианства и прошедшие после этого тысячелетия, эллины так и не растеряли свой экзотический культурный багаж, сохранили свою самобытность, став в мире самым восточным западным народом, что достойно всяческих похвал в условиях всеобщей глобализации и универсализации.
Все время в ходе нашей поездки нашего визита мы видели на улицах многочисленные демонстрации трудящихся, которые темпераментно боролись за свои права, за демократию, колыбелью которой они впервые стали еще 2,5 тысячи лет тому назад. Греция оказалась на поверку страной с глубокими социалистическими традициями. Страной долгое время правили социалисты – партия ПАСОК. Когда мы приехали туда, страна переживала очередной экономический кризис и левым партиям предсказывали поражение на предстоящих парламентских выборах. К власти активно рвались правые силы и ее локомотив в лице партии «Новая демократическая волна», которые потом все-таки пришли к власти. Но ситуацию они так и не выправили до конца, т.к. стали сокращать социальные расходы, призывали жить по средствам. Грекам «политика затягивания поясов» не понравилась и на очередных парламентских выборах они опять выбрали социалистов. И сейчас страна продолжает переживать нелегкие времена, не соглашаясь с политикой жесткой экономии. Я обратил внимание на то, что на улицах Афин очень много эмигрантов из Индии и Пакистана, но самый большой наплыв эмиграции шел из соседней Албании, число которых перевалило 1 млн. человек. И это при том, что самих греков было только 9 млн. человек.
Нам очень запомнилась встреча в Министерстве иностранных дел Греции, где мы покорили симпатии греков. Мы встречались с заместителем министра иностранных дел, хотя планировалась встреча с самим министром. Но он был вызван к премьер-министру (страна в кризисе) и нас встретил его заместитель, которому было где-то 35-40 лет. Имени его я уже не припоминаю, но между нами завязалась интереснейшая беседа, от которой оказались довольны все стороны. Встреча началась трафаретно, замминистр поприветствовал нас и произнес, что рад первому официальному визиту кыргызской делегации в Грецию. И тут по нашей вине началось. Мы были уставшими от множества встреч с депутатами греческого парламента с традиционными дежурными и скучными речами, хотелось разнообразия и просто покуражиться, оторваться, снять скуку. «А почему вы думаете, - сказал я, опередив нашего спикера, - что мы с вами встречаемся впервые». Грек вскинул с удивлением брови и спросил, а когда же мы уже встречались? Члены нашей делегации никак не могли уразуметь – к чему я клоню наш разговор? Немного выдержав паузу, я многозначительно ответил, что по моим расчетам мы встречаемся в пятый или шестой раз. Замминистр тоже был в недоумении, как же он мог, МИД Греции, допустить такой промах? В первый раз, - сказал я со смехом,- мы встретились с вами на Фермопилах в 5 в. до н.э. Второй раз в битве при Марафоне. Третий раз в битве при Платеях. В четвертый раз мы встречались во время похода Александра Великого, когда он пришел к нам в гости в Среднюю Азию и перешел реку Аму-Дарью (Нарын) со своими войсками. В пятый раз мы встречаемся с вами сейчас. Замминистр с большим удивлением спросил: «Так кто же вы?» «Мы скифы, потомки скифов», - ответил я ему. «Ну, так бы сразу и сказали, - воскликнул он с явным облегчением. – Скифов мы очень хорошо знаем!» И это было правдой, т.к. согласно древним греческим мифам и легендам Таргитай – праотец всех скифов, был внебрачным сыном бога Зевса и речной богини Борисфены, а учителем Геракла в стрельбе из лука был скиф Тефтар (кентавр Хирон). А название народа – скифы, стало известно благодаря древним грекам, которые находились с ними в очень активном контакте в Причерноморье и Передней Азии, где скифы вели активные завоевательные действия. Первыми упоминает о скифах отец истории Геродот, который в своей знаменитой «Истории» писал, что скифы пришли из-за Урала. В переводе с греческого термин «скифы» означает «лучники». Сами скифы называли себя сколотами, что тоже означало «лучники», «стрелки из лука». Среднеазиатские скифы называли себя «саками» или «массагетами». Для незнающих скажу, что в предгорьях Тенир-Тоо (Тянь-Шаня) жили племена саков-тиграхауда, что означало «в остроконечных шапках».
«Мы тоже хорошо вас знаем, - сказал я ему, мы же братья» и попросил Абдыганы Эркебаевича продекламировать по-кыргызски отрывок из «Илиады» Гомера, что он великолепно сделал. Грек был в диком восторге. Официоз сразу закончился, а он полез в сейф за бутылками замечательного греческого вина. Дальше разговор пошел в неофициальной атмосфере, как говорят на дипломатическом языке, «без галстуков». Мы говорили о военном искусстве греков и скифов, их особенностях тактики и стратегии, истории взаимоотношений наших народов и т.д. Я же рассказал ему о том, что на том участке фронта, где греческим гоплитам противостояла скифская конница непобедимая греческая фаланга была разбита. Он был потрясен сказанным и не мог этому поверить, т.к. в греческих учебниках по истории об этом совсем ничего не говорилось.
Но в связи с бегством персидской армии, - продолжал я, - мы тоже были вынуждены бежать, т.к. на войну с греками пришли не по своей воле, а из-за геополитических амбиций персидских императоров. В качестве доказательств сказанного я привел результаты научных исследований знаменитого австрийского исследователя древности, антиковеда Фрица Шахермайера, который опираясь на труды греческих и римских историков, описал все детали и нюансы этих великих сражений, которые сыграли поворотную роль в развитии человеческой цивилизации. Он с пылом пытался возражать, но приведенные аргументы и факты действовали наповал и он в конце концов сдался. «Как можно с короткими кинжалами-акинаками победить фалангу, эту несокрушимую военную машину древности», - повторял удивленно он. В ответ я ему сказал, что конники-скифы приблизившись к фаланге, ощеренной длинными пиками-сариссами, вскакивали на холку лошадей, и, используя инерцию движения, десятками и сотнями запрыгивали в самую гущу фаланги и начинали ее уничтожать в ближнем бою. Греки, вооруженные длинными мечами (махайрами) и пиками, рассчитанными на дальний бой, становились перед ними безоружными. «Я теперь точно знаю, что буду делать сегодня вечером, - сказал он, - нам!» И что же? «Наберу книг по истории Греции и хочу их заново перечитать», - сказал он с улыбкой. На этой дружеской и приподнятой ноте мы расстались, поколебав нашего собеседника веселым нравом и глубокими познаниями в области истории и культуры античной Греции.
Радушные хозяева организовали для нас замечательную экскурсию по достопримечательностям страны. За два дня до нашего отъезда мы совершили поезду в Эпидавр и Навплион. Дорога предстояла длинная. Из Аттики мы должны были проехать в Пелопоннес, главный очаг бывшей Спартанской империи. Я был очень воодушевлен этой поездкой в места, где творилась мировая история. Греция оказалась горной страной, а поездка на автомобиле отдаленно напоминала мне дорогу через Боомское ущелье. Горы, холмы были покрыты густыми зарослями и чащобами кипарисов густо зеленого цвета. На этом фоне очень красиво и рельефно выделялись многочисленные дачные коттеджи с крышами, уложенными из красной жженой черепицы. Мы проехали мимо знаменитого острова Саламин, где афинский флот под командой адмирала Демосфена, после поражения под Фермопилами, разгромил превосходящий во много раз персидский флот. Я хотел, чтобы мы подъехали к этому месту, чтобы омыть руки в священных водах. Но это оказалось невозможным из-за отсутствия времени и пейзаж бывшей исторической битвы мне пришлось восстанавливать по памяти путем собственного воображения. Действительно, это место оказалось ловушкой, которую рисовали книжные схемы, в которую попали опытные персы. Их, как всегда, погубила древняя и губительная болезнь всех больших и великих, как самонадеянность и недооценка возможностей противника. Как только появляются «мессии», т.н. «непогрешимые», «единственные», «умнейшие» руководители, так жди беды.
По дороге нас привезли в Эпидавр, исторический музей под открытым небом. Мы накупили тут всяких сувениров и отправились на прогулку в знаменитый местный амфитеатр, который сохранился до настоящего времени, и где часто проводятся различные театральные мероприятия. Мы были поражены акустикой амфитеатра. Я стоял на самом верхнем ряду, откуда Абдыганы Эркебаев, стоявший в центре арены, казался величиной со спичку и шептал слова, которые я прекрасно слышал. Нашему изумлению этому технологическому изыску не было предела. Это же какие надо сделать измерения, рассчитать постройку, сотворить само сооружение, чтобы добиться такой слышимости? Наши экскурсоводы рассказывали нам, что современные люди долгое время не могли раскрыть секреты древнегреческих мастеров и повторить постройку. Строили точь в точь такие же по форме амфитеатры, но акустики не было.
После обеда ближе к вечеру мы приехали в Навплион, бывший когда-то столицей освобожденной от турецкого ига новой Греции в 30-х годах 20 века. Город оказался небольшим и очень уютным, ухоженным, очень зеленым, красивым, я бы сказал даже сказочным. Построен он был в типичной европейской манере. Везде были разбиты клумбы, город утопал в цветах, которые были везде и всюду. Так, что мы его быстро обошли, посмотрели все исторические достопримечательности. С берега моря невдалеке виднелся какой-то странный островок-крепость, т.е. на воде стояла самая настоящая средневековая крепость, которая могла закрыть для кораблей путь в бухту города. Построили ее, кажется, флорентийские завоеватели. Греки рассказывали нам, что там жил городской палач, который приплывал в город в дни публичного совершения казни и обратно отплывал, исполнив свои обязанности.
Небо заволокло тучами, начал накрапывать дождь и мы побежали в греческую таверну, где готовилась еда из морепродуктов. Снова было весело, народная музыка и песни, много смеха и прекрасная кухня. А перед уходом нам дали попробовать греческий коньяк, который они употребляют крайне редко, как они сказали, только на похоронах своих близких. И выпили с нами за дружбу между нашими народами и государствами. Так, я узнал, что греки – изобретатели вина, которое они пили, разбавляя водой, пьют иногда еще и крепкий неразбавленный коньяк.
Ночью мы вернулись в Афины, а на следующий день съездили в Дельфы – священное для афинян место, где совершались всевозможные античные религиозные церемонии и в древности жил знаменитый дельфийский оракул – предсказатель. Короче говоря, прикоснулись еще к одной исторической древности, но уже освященной олимпийскими богами.
Отъезд из Греции навевал на меня грустные настроения, что лишаюсь возможности встречаться с уникальной древностью и мудростью страны и ее народа, которые меня вдохновляли с детства на широкую и осмысленную гражданскую жизнь.