У каждого народа есть свой символ надежды, как Рузвельт и Ататюрк, которого ждут как символ возрождения, развития и процветания, а есть свои Калигулы и Нероны как символы агонии, жестокости, позора и разложения.
Каждый правитель гипотетически может стать тем и другим. Римский император Калигула, обезумевший к концу своего правления (от власти свалившейся на голову не всегда выдерживает психика отдельных категорий), любил насмешничать, издеваться, унижать и изводить всех тех, кто ему не нравился. Одни считали его сумасшедшим, другие человеком, не вынесшим бремени власти.
В Риме беспрестанно шли судебные процессы об оскорблении императорского величия. Своим жестоким и циничным по отношению к людям правлением, он уничтожил то, что раньше называлось «римским миром» и стал предвестником заката Римской империи. Поэтому он должен был погибнуть и был убит заговорщиками, как ни спасался от них. Так как покусился на высшие ценности римского общества, в частности, на их свободу.
Точно также было и в других частях мира и эпохах с другими диктаторами и диктатурами.
История политических репрессий насчитывает десятки тысяч лет. И они неискоренимы, как вышеперечисленные символы надежды и агонии, хотя меняются времена, человеческие нравы, мораль, ценности, политика, отдельные люди.
Например, гуманизм и демократия, набравшие силы и влияние в новое и новейшее время. А в древние и средние века нормой были нарушения прав человека, жестокость и абсолютизм.
Сейчас в мире в целом, нет массовых политических репрессий в прежнем виде с ее диктаторами в военной или полувоенной форме, бесчисленными концентрационным лагерями, жестокостями, сотнями тысяч и миллионов заключенных, замученных и расстрелянных. Время меняет и этот политический инструмент подавления свободы и свободных людей. Суть нынешних репрессий в эпоху «информационного общества» заставить замолчать несогласных, чтобы они сами себя контролировали и цензурировали свое поведение под угрозой неминуемой расплаты за инакомыслие.
Ильяс Курманов, кандидат политических наук