В связи с предстоящим юбилеем кыргызской государственности учёные много пишут о разных сторонах этого сложного политико-правового исторического процесса, который отмечают многие страны Центральной Азии.
В 1924 году на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Народных советских республик были созданы 5 новых государственных образований, в т.ч. Кара-Кыргызская АО, преобразованная в 1925 г. в Кыргызскую АО, в 1926 г. в Киргизскую АССР, в 1936 г. в Киргизскую ССР, 1990 г. Республику Кыргызстан, а в 1991 г. - современную Кыргызскую Республику.
В этих новосозданных государственных образованиях и республиках были созданы свои органы юстиции, суды, прокуратура, внутренних дел и госбезопасности. Но при всем этом почти не было юристов с высшим юридическим образованием. Кроме председателя Главного суда ККАО Л.Авербурга.
Высокие должности руководителей многих названных органов и ведомств занимали лица без высшего юридического образования, что было в то время привычной обыденностью. Кстати и рабоче-крестьянским Советским государством тоже управляли лица без высшего образования — Сталин, Калинин, Троцкий, Фрунзе и др. Тюрьмы, ссылки, революционная деятельность, полицейские преследования не давали им возможность учиться. Свои первые университеты они проходили либо на баррикадах, в тюрьмах или ссылках.
Юристов в СССР не жаловали ни в прошлом, ни в настоящем. Все эти тонкие «юридические нюансы и заморочки» очень мешали диктаторам править так, как им хочется. В условиях политики массовых политических репрессий педанты-юристы, учёные и адвокаты, были попросту не нужны. Требовались лишь исполнители, не разбирающиеся в тонкостях права. Роль судов выполняли чрезвычайные Тройки, сформированные из 1-х секретарей райкомов, малограмотных руководителей НКВД и прокуратуры. Судилища проводились без адвокатов, а приговоры сразу приводились в исполнение. Граждане не могли обратиться с апелляцией в вышестоящие инстанции. Некоторые известные юридические факультеты после Октябрьского переворота были закрыты из-за буржуазных взглядов их профессуры и вновь открылись лишь после Великой Отечественной войны. Такой, в частности, была судьба Санкт-Петербургского юрфака, который неоднократно расформировывался, становясь то факультетом советского права, то юридическим институтом и т.д.
В СССР основной формой подготовки юристов стали краткосрочные курсы, средние специальные учебные заведения юридического профиля, юридические факультеты университетов с 5-летним сроком обучения (их было очень немного) и 4-годичные юридические институты. Существовало вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет. Учебный процесс был построен так, чтобы подготовить «юриста широкого профиля», которого можно использовать на любой должности, требующей юридическое образование, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности.
В 1945 г. первую группу кыргызской молодежи отправили обучаться в Алма-Атинский юридический институт, где директором был первый казах с высшим юридическим образованием, кандидат юридических наук Т.М.Культелеев.
В их числе были Рафик Тургунбеков, Карпек Курманов, Сагынбек Алымкулов, Шамши Бердалиев, Асанжан Агибетов, Кудаш Кыдыралиев.
Карпек Курманов потом перевелся в Ленинградский юридический институт им. М.И.Калинина, который несколько позднее был преобразован в юридический факультет ЛГУ. Они и стали первыми кыргызами, получившими среди кыргызов высшее юридическое образование. Правда не все из них сумели закончить обучение, некоторые были отчислены за неуспеваемость или ушли в другие вузы. Докторами юридических наук, профессорами впоследствии стали Р.Тургунбеков и К.Курманов, кандидатами наук - А.Агибетов и С.Алымкулов.
Асанжан Агибетов работал позднее инструктором ЦК КПСС в Москве. Его готовили, судя по его должности, на место партийного лидера республики. Но где-то такие намерения сломались и партийным руководителем стал историк и редактор главной партийной газеты Т.Усубалиев.
На первом курсе в Алматы наши юристы стали сокурсниками и затем друзьями с Султаном Сартаевым, выдающимся казахским ученым-юристом, «отцом казахской конституции», академиком АН Казахстана, внесшим огромный вклад в подготовку кыргызских юристов высшей квалификации.
Рафик Тургунбеков стал первым юристом, член-корреспондентом АН КиргССР, членом Комитета конституционного надзора СССР.
Карпек Курманов стал родоначальником и пионером новой советской школы юриспруденции, изучавшей наркоманию как преступление.
В советское время в Кыргызстане в общей сложности было всего три доктора юридических наук - К.Нурбеков (он стал первым, в 1951 г. закончил Ташкентский юридический институт), Р.Тургунбеков и К.Курманов и около двух десятков кандидатов юридических наук. С них и начиналась современная юридическая школа кыргызской национальной юриспруденции.
Ильяс Курманов, юрист, кандидат политических наук.