Размышления над «тектоническими процессами глобальной трансформации» приводят к выводу, что в настоящее время действительно идут беспрецедентные изменения, которых еще не было в истории человечества, но в результате которых существующие экономические, социальные, политические и духовно-культурные отношения между людьми, странами и народами должны кардинально измениться.
Для автора этих строк это становится очевидным именно сквозь призму знаний и многолетнего профессионального опыта в сфере экологии и изменения климата, многочисленных загранкомандировок и посещений зарубежных стран для участия во многих международных конференциях, форумах и саммитах. О мыслях того периода писалось в многочисленных статьях за более чем 30-ти летнюю карьеру, где излагалось видение и эволюция этих процессов, основные из которых собраны в сборнике статей «Экология и климат. Кыргызстан в 21-м веке» от 2021 года.
В начале 90-х годов он был под впечатлением знаменитых в то время докладов Римского клуба «Пределы роста» и доклада Международной комиссии под руководством Гру Харлем Брундланд «Наше общее будущее», которые и легли в основу международной экологической политики 90-х годов и глобализации в целом, которая в последнее десятилетие показала свою неэффективность. В то время ключевые идеи и принципы этих документов легли в основу его мировоззрения, которые он и пытался реализовать в своей профессиональной деятельности на национальном и региональном центральноазиатском уровнях.
Однако последующее участие во всемирных саммитах Рио+10 в 2002 году и Рио+20 в Рио-де-Жанейро в 2012, а между ними на саммите по климату в Копенгагене в 2009 году, изучение многочисленных подготовительных документов к этим саммитам, также как и дискуссии над ними, беседы со многими весьма неглупыми людьми, показали, что в западных концепциях видения будущего было много изъянов и недостатков, а точнее, много формального и даже лукавого, которые в конечном счете и привели к этим самым «тектоническим процессам», свидетелями которых мы являемся сегодня.
Очень хорошо об этом сказал президент России В.Путин в своей последней речи на астанинском форуме ШОС, когда выдвигал «предложение России о создании в Евразии новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития, призванной прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали односторонние преимущества только отдельным государствам. Результат такого мироустройства известен: растущее количество кризисов по всему миру» и которую он продвигает уже много лет, начиная, пожалуй, с его знаменитой мюнхенской речи 2007 года.
В этой речи он не сказал прямо то, что можно найти у некоторых экспертов-аналитиков, много лет отслеживающих политику российского президента, как, впрочем, и других лидеров ШОС, а именно - переживаемый слом мироустройства, это фактически слом неоколониальной модели мира, сложившийся после развала СССР в 1991 году.
Этими экспертами отмечалось, что технологическое преимущество Запада, сложившееся в результате интенсивной политики индустриализации путем внедрения соответствующих финансовых инструментов за последние несколько веков, и которое было достигнуто в результате колониальной политики и разграбления ресурсов стран третьего мира или сегодня уже сложился устойчивый термин – «глобального Юга» - к в настоящее время подходит к концу.
Эта же политика индустриализации и привела к глобальному экологическому и экономическому кризису, решить который и пытались западные страны внедряя в свою политику глобализации концепцию «устойчивого развития и зеленого роста» в последние три десятилетия, но на деле оказавшиеся попытками затормозить экономический рост стран глобального Юга.
В этом автор убедился, будучи свидетелем и участником весьма интересных и содержательных дискуссий на вышеперечисленных многочисленных международных форумах, конференциях и саммитах по экологическим и климатическим вопросам между развитыми странами Запада, Востока и глобального Юга, как на пленарных сессиях, так и в неформальных дискуссиях.
Повторимся и подчеркнем, о них писалось, в многочисленных авторских статьях за последние более чем 15 лет с соответствующими предложениями по оптимизации внутренней и внешней экологической и климатической политики, а также в служебных письмах и аналитических записках руководству страны.
Эти дискуссии заставляли задуматься о более широких вопросах, проблемах и процессах международного сотрудничества, которые накаливали свой все больший конфликтный потенциал в силу доминирования именно западной или «евроцентричной и евроатлантической» модели мироустройства, а по сути, эгоистически-неоколониальной модели глобализации, как уже отмечалось выше. И именно эта модель сейчас претерпевает «тектонические процессы глобальной трансформации».
Размышления над этими процессам привели к написанию цикла статей в середине 10-х годов «Глобализация – конфликт культур и цивилизаций», а также статей по ситуациям в Украине и Сирии, а также других процессов, которые уже сложились в общую картину взаимосвязанных процессов на глобальном и региональном уровнях.
Далее размышления продолжались в статьях посвященных перспективам ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь», где также излагалось видение этих процессов с соответствующими рекомендациями и предложениями для внешней и внутренней политики Кыргызстана, прежде всего, на экологическом и климатическом треках, но увы, и они не получили своего должного внимания со стороны ответственных должностных лиц.
Между тем, эти процессы все больше и неотвратимо набирали и набирают свою силу, что еще раз продемонстрировали принятые решения астанинского саммита ШОС, анализ ключевых положений которого проводился в последних авторских статьях.
Однако этот анализ еще далек от своего логического завершения, в принятых решениях астанинского саммита ШОС содержатся весьма интересные и другие положения, имеющие огромный потенциал для развития Кыргызстана в обозримом будущем. Именно в контексте проекта «Небесные горы и новый мир», котором говорится в последних авторских статьях последних лет и которые собраны в недавно вышедшем сборнике «Небесные горы и новый мир» - проект развития Кыргызстана в 21-м веке».
В отношении текущих «тектонических процессов глобальной трансформации» и в контексте предлагаемого проекта весьма интересны мысли отечественного М.Мусабаева, которые недавно появились в Сети.
«В 90 - е годы прошлого столетия Фрэнсис Фукуяма написал книгу "Конец истории". Это не его идея о конце истории, до него об этом говорил Гегель. История, иными словами, это смена времен, или просто времена. Если быть до конца объективным, то о "Конце времен" сказано в Евангелие, а это раньше Гегеля на минуточку.
С развалом Советского Союза в западной цивилизации решили, что отныне и навеки вечные мир устанавливается однополярный с единым гегемоном во главе. И было бы любопытно вспомнить, что говорится о "Конце времен" в Евангелие!? Сопоставляя эти вещи, можно сделать вывод, что гегемония одного центра силы и принятия решений, приводит к плачевным результатам: глад и мор по местам, брат пойдет на брата, сын против отца, местами землетрясения, и прочие беды в неисчислимом множестве.
Ведь все это происходит прямо здесь и сейчас на наших с вами глазах в режиме реального времени. У тех, кто продвигает в мир идею глобализации, взяты за основу планы З. Бжезинского, Фукуямы и прочих теоретиков подчинения человечества, но не хватило ума заглянуть в Библию хотя бы для того, чтобы понять, чем это все в итоге грозит им самим!? Так вот, «конец времен» завершается сменой мировосприятия людей. Они прозрят то, чего прежде им не дано было видеть и слышать.
Смена мировосприятия ведет к смене понимания смыслов, что в итоге вывернет как наизнанку общечеловеческое сознание. Не деньги главное в жизни, власть тоже не главное. Главное люди в скором времени осознают, что в этот мир они возвращаются и каждому воздается по заслугам в прошлой жизни! Им более не захочется жить в режиме только получать и присваивать, теперь важно отдавать и делиться. Бог им всем откроет на это глаза, и человеческая цивилизация как один человек развернется всем своим совокупным сознанием в другую сторону на 180 градусов. Самое темное время суток, всем известно, предрассветное утро...».
Здесь с ним нельзя не согласиться, что переживаемые «тектонические процессы глобальной трансформации» ведут к изменению мировосприятия людей, смене понимания смыслов и изменению общечеловеческого сознания. И предлагаемый проект «Небесные горы и новый мир» может внести свой вклад в этот процесс именно в контексте решений астанинского саммита ШОС о важности сохранения и развития духовно-культурного наследия евразийского пространства.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что Кыргызстан мог бы внести значительный, если не определяющий вклад, прежде всего, на концептуальном уровне в картину будущего мира в ходе разворачивающихся дискуссий между ведущими экспертами китайской инициативы «Сообщество единой судьбы человечества», российской инициативы «Большого евразийского партнерства» и индийской инициативы «Одна Земля. Одна семья. Одно будущее».
Кыргызстан мог бы также внести свой значительный вклад в «тектонические процессы глобальной трансформации» на евразийском пространстве и глобальном уровне и на эколого-климатическом треке в привязке с финансовыми вопросами, о чем также писалось в ряде авторских статей последних лет.
Все это можно сделать в рамках предлагаемого проекта «Небесные горы и новый мир», анализ решений астанинского саммита ШОС еще раз убеждает в этом. Вопрос лишь в политической воле и поддержке со стороны соответствующих должностных лиц и понимании ими сути этого проекта.
10.07.2024