У нашей родины существуют свои символы и они, бесспорно, прекрасны. Ала-Тоо, например. Это поэтический синоним Кыргызстана, как слово Русь—России. Таковы Иссык-Куль, величественный Хан-Тенгри, седовласый Алай, священная Сулайман-гора, дивные ореховые леса Арсланбопа, горы Тянь-Шаня. В этом же ряду символов легендарный Талас—древняя столица кыргызов, земля Манаса Великодушного, озера Сары-Челек, Сон-Куль и т.д.
Одно из моих самых сильных впечатлений юности--никак не Бишкек (в то время Фрунзе), увиденный в ранние 70-е глазами деревенской парнишки, даже не Москва, куда я попал позднее, и не Иссык-Куль. Помню, как меня поразила река Нарын, там, где она, ничуть не ослабляя свое сумасшедшее течение, набранное в ледниковых горах Тянь-Шаня, протекала мимо узбекского города Уч-Коргон, студено-пенистая, свободная и неукротимая. Она с жуткой силой билась об огромные валуны, поднимая брызги до высоченного автомобильного моста из металла и бетона, неистово шумя и оглушая диким ревом так, что становилось аж страшно. Я, студент-первокурсник, тогда стоял не берегу Нарына долго, очарованный этой силой и необычной красотой, а на душе было как-то тепло и гордо… Оттого, наверное, что Нарын--это наша, великая кыргызская река.
Не случайно я затеял разговор о символах. Ведь символы -- это некие чувства, направление мыслей, которые эти символы выражают, одновременно подталкивая к определенным мечтаниям… Отсюда и тема нашего разговора -- существует ли Кыргызская мечта? И если есть, то в чем она выражается?
Помнится, как один раз вслух размечтался Чингиз Торекулович Айтматов. Дело было в начале 80-х, в большом зале филармонии, а речь шла об обмелении Иссык-Куля, о котором тогда говорили все и начали создавать некий Фонд по спасению озера. И он размышлял о значении этого уникального кыргызского моря для всех нас. Он, как и Мартин Лютер Кинг, начинал: «Я мечтаю…» Может быть, это была вообще первая вслух произнесенная, публичная мечта на кыргызской земле, хотя допускаю, что и раньше могло быть что-то вроде этого. «Я мечтаю, чтобы Иссык-Куль сохранился в своей первозданной красоте и наш народ вечно жил и благоденствовал на его берегах, по последнему слову цивилизации его обустроив и радушно встречая гостей отовсюду, да чтобы был дома мир и солнце сошлось в наш благословенный чамгарак…» и т.д.
Чингиз Торекулович так размечтался, что зал на некоторое время затих. Казалось, и присутствующие унеслись на волне айтматовской мечты куда-то в будущее и представляли, как бы выглядело иссык-кульское побережье, окруженное сверкающими зданиями современных курортов, а на голубой воде озера снуют белые яхты и разноцветные паруса, а кыргызы управляют этой неземной красотой, здоровые, загорелые и счастливые…
Кстати говоря, мечтал в свое время и Манас Великодушный. Как рассказывает эпос, он облюбовал Ала-Тоо, куда привел из Алтая кыргызов, уговорив их оставить родные места и ведя людей за собой, как библейский Моисей, на землю более безопасную, отдаленную от врагов и блогодатную. Сказано в эпосе, как он поднялся на легендарный Кароол-Дөбө в благословенном Таласе, где сейчас расположилась наша духавная Мекка--“Манас-Ордо”, и представлял, как здесь будут жить кыргызы, сплоченные и свободные. Цитировать из эпоса не станем--это займет слишком много места, но напомним, что когда Манас, спрыгнув с коня Аккула, руками разрыхлил почву, чтобы оценить землю, то под ней обнаружилось… золото (“торт ээли жерди казганда, алтын чыкты астынан”). Конечно, это метафора, но никакой метафорой не является тот факт, что в том же Таласе потом обнаружено несколько крупных месторождений золота.
Что ж, мечта Манаса почти реализовалась, если иметь в виду тот факт, что мы живем на своей земле, не исчезли, не рассыпались и не растворились в других народах, живем в мировом сообществе как самостоятельная нация и независимое государство. Однако, все остальное только начинается. И тут поневоле задумаешься о том, что мы видим каждый день, что обнадеживает, а что нет.
Утешим себя--позитив, бесспорно, есть. Только о них мы не пишем, пишем только о негативах--это наша давняя журналистская привычка. Пишем, например, о криминалах, о депутатах-жуликах, о малолетках, которых насилуют педофилы и т.д. Но не пишем о хорошем и положительном. О Бишкеке, например. О том же Оше. О нашей молодежи. О поднимающемся селе. О нашем народе-труженике. И выясняется, что не все так мрачно и бепросветно, как описывают. Успехи и достижения все равно есть.
Особенно радуют наши строители. Приятно видеть, как столица возрождается, какие красивые дома и торговые центры появляются с удивительной скоростью. Наши строители овладели всеми секретами своего дела и оказались с хорошим вкусом -- у нас нет причин жаловаться на то, что новые здания портят облик столицы, как это было раньше. Сейчас мы видим похвальное разнообразие строений. Нет, убогого вида киоски, разные забегаловки без соответствующего архитектурно-эстетического исполнения встречаются повсюду -- следы коррупции и здесь наглядны, но, тем не менее, город наш становится все лучше. Ну да, о дурных дорогах молчу, о театре имени Айтматова с позорными пристройками, до сих пор не снесенными, тоже--об этом писали уже сто раз. Мне хочется поговорить именно о позитивах.
Да, радует наша молодежь, которая знает языки, учится и одновременно работает, стремится ко всему новому и передовому. А те, кто за границей, почти все учатся на стипендии, выплачиваемые тамошними университетами за хорошое успевание. Многие кыргызстанцы делают настоящие успехи за границей, став бизнесменами, банкирами, учеными, блестящими адвокатами и готовы в любую минуту приехать и помочь стране. Мы просто счастливы узнать, что они там, где-то в Чикаго или в Екатеринбурге, создают какие-то фонды, чем-то хотят помочь стране, родным, друг другу, наконец. Разве это не говорит о чем-то очень важном, например, о крепости наших корней и национального духа?
Самое приятное, о позитивах говорят наши зарубежные гости. Например, меня сильно обрадовало впечатление одной гостьи из Турции, стажера Кыргызско-Турецкого Манасского университета, которая с восторгом отметила вежливость кыргызской молодежи в общественных местах. Она говорит, что молодые люди буквально соскакивают с места в маршрутке или автобусе, если увидят любого человека чуть старше по возрасту, особенно женщин. И все отмечают чистоту салонов городского транспорта, хотя наши водители маршруток вряд ли заслуживают комплимента, если судить по их вождению по улицам.
Есть серьезные успехи в искусствах. Пусть не получил «Оскара», но кинофильм «Курманжан-датха» С. Шерниязова с местными нашими актерами стал серьезным событием в культуре страны. Главное, он сильно вдохновил и других киношников на такую же творческую работу. Даже Атай Омурзаков, невероятно талантливый наш юный танцор, поражающий всех там, где появляется со своими номерами, наш общий кыргызстанский успех. Все-таки хорошей была идеологема прежних лет: «Успех каждого кыргызстанца--успех всей страны».
Из университетов вперед вырвались двое--КТМУ, лучший кыргызско-турецкий межправительственный проект, и Ошский государственный. Кто мог подумать, что наш флагман--КНУ в такой степени будет деградировать, а считавшийся когда-то провинциальным ОшГУ покажет наилучшие результаты по своим условиям, обеспечив преподавательский состав самой высокой среди кыргызских университетов зарплатой.
Особая тема--наше село. Как один житель Ак-Талинского района написал на сайте радио «Азаттык», подъем наблюдается именно в селе. Пусть пока не массовое явление, но факт в том, в наших селах один за другим появляются дома со всеми удобствами, включая туалеты и ванны внутри дома, спутниковые антенны на крышах, возникли художественные коллективы и хоры в сельских домах культуры. Не везде такое, но движение началось.
Сейчас модно почитание талантливых выходцев из мест, особенно ушедших--люди не жалеют на это ни денег, ни времени. В прошлом году газеты написали, как в далеком Джумгальском районе отмечали юбилей легендарного баатыра Байзака и все мероприятия, включая призы (главные призы были в виде самых настоящих джипов престижных марок) и все расходы взяли на себя бизнесмены, выходцы из этого района. Но самое интересное, ни местная, ни центральная власть ничем абсолютно не смогла помочь, кроме как прикомандировать своего представителя для озвучивания формального приветствия того руководителя, которого там представлял.
Но особенно радует то, что именно в селах люди начали регулировать быт, вести рациональный образ жизни, включая то, как и в каком порядке справлять поминки, как не допускать излишнюю расточительность, бездумно забивая животных, как помочь друг другу в беде и т.д. То есть ту самую социальную мобилизацию, без которой невозможно поднять уровень жизни и улучшать быт, взяли на себя местные жители, но не государство. И, что не менее важно, именно сами люди начали проводить среди сельчан работу, чтобы снизить уровень алкоголизма, поощрять благотворительность, осваивать новые формы хозяйствования.
Но надо идти еще дальше. Надо помечтать! Я помню, как четыре года тому назад мы с Темиром Сариевым, тогда рядовым министром экономики, «размечтались» о нескольких очагах экономического роста в Кыргызстане. Мечтали, например, о небольшом курортном городе с названием «Хан-Тенгри-сити» на берегу Иссык-Куля со статусом свободной экономической зоны, который бы включил Тамчинский аэропорт и расположился на пустующем побережье верхнее села Тамчи. За аналогию был взят Атлантик-Сити, небольшой город-курорт на восточном побережье Америки с многочисленными казино, шоппинг-центрами, банками, зрелищными заведениями и со своим аэропортом. Вспомнили, что тот же Лас-Вегас возник на чахлой пустыне Невады. Мы тогда сошлись на мысли, что «Хан-Тенгри-сити» вполне реализуемый проект, нужна только политическая воля и целенаправленная работа властей. Главное, нужно начинать и создать для инвесторов необходимые благоприятные условия.
Мы тогда говорили, что пора бы в Бишкеке строить хотя бы пару современных высоток-небоскребов. Вовсе не обязательно в 40 этажей, достаточно и 20-ти или 30-ти. Для бизнес-центра, международной торговли и финансов. Даже место приметили--там где стоит скульптура «Борцам революции». Ни в коем случае не нужно трогать эту замечательную скульптуру--она только украсит будущий архитектурный комплекс, символизирующий новый Кыргызстан. Как человек, изнутри знающий бизнес, Темир Аргенбаевич тогда согласился с тем, что желающие строить небоскребы-близнецы в центре Бишкека в мире найдутся, не говоря о серьезных возможностях местных бизнес-структур.
Мы говорили и том, что давно пора привести в порядок два наших архитектурных памятника средневековья--башню Бурана на севере и Узгенскую на юге. Обе остались совершенно бесхозными, окрестность заросла бурьяном. Между тем обе могли стать неизменным пунктом для туристов, будь они застроены местами отдыха, обзавелись своей гостиницей и т.д. Наглядные примеры уже есть: необычайно популярные «Рух-Ордо» в Чолпон-Ате и «Манас-Ордо» в Таласе. Оба они уже считаются уникальными памятниками нашей национальной культуры. И мы оба тогда смеялись: все можно реализовать, стоит только помечтать… К сожалению, его тогда не поддержали депутаты, половина которых оказались банально криминализированными.
Словом, нам нужна своя Кыргызская мечта. Не обязательно американская. Даже не грузинская, которая появилась при Саакашвили. А наша. Кыргызская. По-настоящему благородная, высокая, амбициозная. На будущность страны нацеленная. Главное, не заоблачная, на пустом трепе основанная. А серьезная, практически полезная и экономически выгодная.
Иначе ничего не добьемся.
Осмонакун Ибраимов, профессор