В свое время, сохранив и усовершенствуя свои культурные традиции, японцы сотворили чудо, добились невозможного, за короткий исторический срок перейдя от аграрного общества к современному. Демонстрируя при этом недюжинную энергию и высокие качества своего народа, как веру в свои силы, целеустремленность, решительность, изобретательность, единство, сплоченность, самоотверженность, дисциплинированность и трудолюбие. Без этого японские реформы навряд ли бы достигли своей цели.
…
В годы полубуржуазной революции Мэйдзи (1868), чтобы стать сильным и современным государством, они позаимствовали у Запада лучшие и наиболее приемлемые для японцев политическую и военные системы. У англичан скопировали государственное и судебное устройство. Армию построили по германскому образцу, флот – по британскому. Приняли императорский указ о ликвидации массовой неграмотности населения.
Произошли события, резко изменившие ход исторического развития этой страны. Восстановлена императорская власть. Ликвидирован сегунат — власть военного правителя, просуществовавшая в Японии почти 700 лет.
…
Радикал-реформаторы хотели пойти еще дальше – отказаться от буддизма (которое, по их мнению, привело к ослаблению Японии) и поголовно перейти к христианству, от японского языка к английскому. И то, и другое не получилось.
Буддизм был немного подредактирован, добавлением к нему тенгрианского культа Неба. Появилась новая модификация религии – синтоизм, главой которой стал император – Сын Неба, живой Бог.
Идея с английским отпала сразу, японцы и сейчас в своей основной массе не говорят на нем.
…
Хребтом, идеологической базой реформ стала национальная культура и японские национальные ценности. Важным ресурсом для развития Японии были признаны и западные - демократические ценности, немного подкорректированные с учётом местных особенностей и менталитета. Менее, чем за полстолетия отсталая Япония, не имея никаких природных ресурсов, стала самой развитой страной, прорвалась в круг ведущих мировых держав.
…
Нет смысла говорить обо всех нюансах и трудностях реформ – их было немало. Например, японский обычай «трайбализма» не был отменен (мы же всегда кричим о необходимости отмены обычаев старины ), а искусно трансформирован в идею преданности своей компании, пожизненного найма на работу и заботу компании о каждом сотруднике, что привело к другому мультипликативному эффекту – высокому качеству производимой продукции и высокой социальной защищенности японских работников.
Второй пример касается нашей общей с японцами традиции - культа предков («арбактар»), восходящего к тенгрианству. Каждый год три дня с 13 по 15 августа (в некоторых местах в середине июля) японцы проводят праздник поминовения предков (обон). Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных.
Согласно этому обычаю, становясь покойником, предок продолжает свое бытие в составе семьи. Оказывался ее членом, находящимся в потустороннем состоянии, достигшим высшей ступени семейно-родовой иерархии и наделенным божественными возможностями. Почитаемый предок обеспечивает самоидентификацию и систематизацию разных семейных групп в крупной общине.
«Предки все видят, от них никуда не спрячешься». Поэтому потомки боятся совершать плохие поступки, опозорить своих предков и свой род, навлечь проклятье. Чтобы снять позор и вернуть честь, японец должен был покончить с жизнью. Сейчас они уходят в отставку, хотя бывают и случаи самоубийства.
…
Предыдущий премьер Японии Синдзо Абэ дважды занимал эту должность. Премьером был его дед Нобусукэ Киси, его отец Синтаро Абэ был министром иностранных дел. Династия слуг государства. Первый раз он ушел в отставку в связи с коррупционным скандалом, в котором подозревался министр сельского хозяйства. Министр в суде оправдался и Синдзо Абэ снова стал во главе правительства. Во второй раз он добровольно ушел в отставку по болезни. В этом состоянии он посчитал, что не сможет полноценно служить своему народу и государству.
…
У кыргызов когда-то тоже позор был несмываем! Сын вора, даже если он был хорошим человеком, всегда оставался в общественном мнении «сыном вора», его сын – «внуком вора», а его семья - «семьей вора». Позор падал на весь род и племя! Опозорившихся нещадно изгоняли из общины! Они становились персоной нон-грата. Их можно было убить, взять в рабство. И за это не могло последовать «кровной мести» со стороны сородичей. И не было в воровстве никакой героической патетики…
…
Позор навсегда закрывал членам опозорившегося рода, где доминировал принцип коллективной ответственности, доступ к управлению и общественной жизни. А скрыться от позора не давала «санжыра» (кыргызская родословная). По ней можно было определить каждого - кто его предки и какими делами они занимались? Не случайно при знакомстве кыргызы первым делом спрашивают: «Чей ты сын? Из какого будешь рода?»
Между прочим традиции «санжыра» могли бы быть востребованы при отборе кандидатов на выборные должности. По ней нетрудно установить - кто потомок вора и склонен к воровству, а кто потомок достойных людей…
…
Но кыргызская традиция «недопустимости позора» с введением рыночных отношений забылась. Мораль упала, а воровство возведено в ранг геройства. Перед ворами стали ползать и заискивать. А преступность захлестнула всю страну до такой степени, что серьезно встал вопрос о дальнейшем существовании нашей государственности. Из-за таких кыргызы уже неоднократно теряли ее в прошлом. А меры, взятые из опыта других стран, не дают нужного эффекта.
В связи с чем подумалось, а не пора ли нам побороться с пороками как японцы. Продумать все механизмы их реализации и адаптации к новым условиям, которые в итоге позволят восстановить в обществе нравственную и моральную чистоту!Зайнидин Курманов