Добавить свою статью
14 Августа 2024
Встреча с Хрущевым

Моя первая и последняя встреча с Хрущевым состоялась ровно 60 лет тому назад, в августе 1964 года во Фрунзе, на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Тогда Хрущеву было 70 лет, а мне 28. Он работал первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР, а я – директором Кыргызской опытно-селекционной станции по сахарной свекле.

Накануне мне сообщили из ЦК Компартии Киргизии о том, что я должен буду рассказывать Хрущеву о производстве сахарной свеклы. Я сразу отказался, заявив, что по неопытности просто не смогу разговаривать с руководителем Советского Союза, что, мол, в республике есть же люди более зрелые для этой цели. Работник ЦК металлическим голосом заявил: «Раз говорит партия, то ее указание должно быть исполнено в обязательном порядке, а потом мы же должны показать Хрущеву молодых ученых из числа коренной национальности». Я молча согласился и начал готовиться к этому самому настоящему испытанию. На выставку доставил свежие корнеплоды сахарной свеклы прямо с лучших полей и соответствующие научные материалы по этой важнейшей культуре республики.

Наконец этот день настал, и Хрущев приехал на ВДНХ в сопровождении первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Турдакуна Усубалиева, председателя Президиума Верховного Совета Торобая Кулатова и председателя Совета Министров Болота Мамбетова. К моей радости, ознакомление с выставкой начали с показа лучших пород сельскохозяйственных животных прямо на открытой площадке. Первым вышел выдающийся ученый-зоотехник профессор Михаил Лущихин и начал показывать Хрущеву кыргызскую тонкорунную породу овец, созданную им же. Лущихин был коренным москвичом и непревзойденным оратором, настоящим интеллигентом. На его лекции по частной зоотехнии в Сельскохозяйственном институте ходили добровольно даже мы – студенты агрономического факультета. Он говорил очень грамотно и исключительно доступно. Мы буквально поглощались его лекциями. И вот Лущихин показывает Хрущеву баранов-производителей, дающих до 20 килограммов чистой мериносовой шерсти с каждой головы. Хрущев, несколько удивившись увиденным, переспросил: «Действительно ли одна овца дает столько шерсти?». Лущихин артистически жестикулировал и собственными руками красиво раскрыл руно шерсти.

Затем вышла Афанасия Квитко – один из авторов Алатауской породы крупного рогатого скота. Она возглавляла научный отдел скотоводства института животноводства и в совершенстве знала свое дело. И когда Квитко показала корову этой отечественной породы, которая дает в сутки 46 килограммов молока, Хрущев стал уточнять и убедился в правоте ученого. Далее была показана ново-кыргызская порода лошадей, полученная путем скрещивания местных пород, приспособленных к горным условиям, с донскими рысаками. В целом показ достижений республики в животноводстве удовлетворил Хрущева и он остался довольным.

Из полеводства, разумеется, первой показали кукурузу – любимую культуру Хрущева. О ней рассказал крупный ученый Лев Зонштейн, который в основном занимался многолетними травами, а позже по зову времени переключился на «королеву полей».

И вот настал мой черед. Передо мной стоял толстенный, рыжий и лысый человек с продвинутым пузом и с большой бородавкой на лице. Был одет в украинскую сорочке без воротника. Меня удивило то, что в жаркий августовский день его летние ботинки имели толстую подошву. Оказывается, это было связано с его большим весом порядка 120 килограммов. И в то же время Хрущев был весьма энергичным и подвижным. И я от волнения начал строчить: «Дорогой Никита Сергеевич! По такой важнейшей технической культуре, как сахарная свекла, мы собираем до 400 центнеров с каждого гектара…». Хрущев несколько нахмурился и достаточно в грубой форме обратился ко мне: «Ну-ка, молодой человек, остановись на минутку, а то ты где-то витаешь в облаках, я сейчас посажу тебя на землю». До меня главным образом дошло его слово «посажу» и я дрогнул и замолчал. Хрущев: «Вот ты хвастаешься и говоришь, что получаете по 400 центнеров урожая. А ты знаешь, что в моем селе Калиновка Курской области председатель Грачев получает аж по 500 центнеров, а ты хочешь удивить четырмстами». Я начал приходить в себя и уверенным голосом ответил: «Никита Сергеевич, мы с вами говорим о разных вещах. Да, я знаю, что Грачев действительно получает по 500 центнеров сахарной свеклы, но на площади 500 гектаров. А я говорю о целой республике, которая получает по 400 центнеров на площади 40 тысяч гектаров. Есть же разница между 500 и 40 тысячами гектаров?». В это время кто-то задел меня крепко вбок, смотрю – это Усубалиев. Я и смолк. Образовалась гробовая тишина. Тогда Хрущев говорит: «Ладно, молодой человек, до свидания, успехов тебе». И направился дальше по выставке. После этого, сильно расслабившись, я чуть ли не упал на пол. Меня удержали. Разумеется, я был сильно озабочен случившимся и все время переживал за свою дальнейшую судьбу.

Позже руководство республики решило провести специальный Пленум ЦК Компартии Киргизии с длинной повесткой дня: «О задачах республиканской партийной организации по реализации советов и указаний Н.С. Хрущева во время его пребывания в Киргизской ССР». В связи с этим секретарь ЦК Анатолий Чубаров собрал рабочее совещание с участием соответствующих работников. В числе приглашенных был и я. Разместился на задних рядах и молча слушал каждое слово. Чубаров был очень серьезным и строгим человеком, участником Великой Отечественной войны. На его лице были видны шрамы от ожогов, полученных, по-видимому, в боях. И в конце совещания он говорит: «У нас готовится список выступающих на пленуме и в этой связи прошу вас учесть, что в выступлениях нужно больше говорить о заслугах Никиты Сергеевича перед своей Отчизной и ярче выразиться об огромной ценности его замечаний и советов, высказанных им во время посещения республики. А то в прошлый раз на ВДНХ товарищ Акималиев смел даже поспорить с дорогим Никитой Сергеевичем Хрущевым, что поставило наше руководство в неловкое положение». Услышав это из уст секретаря ЦК, я опять вздрогнул и начал думать о своем будущем.

Затем состоялся пленум, где все выступающие хвалили до небес Хрущева и чуть ли не клятвенно заверяли его в полной поддержке исключительно верной политики партии. Были утверждены специальные мероприятия по осуществлению в жизнь советов и замечаний Хрущева.

Наступил октябрь. Я все нахожусь в смятении и чувствую себя неуверенно. И где-то в середине октября 1964 года как всегда утром включил Всесоюзное радио, которому верили все и слышу невероятное сообщение: «Пленум ЦК КПСС, состоявшийся 14 октября 1964 года, освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР за волюнтаризм и серьезные недостатки в работе». Услышав эту официальную информацию, я, молодой коммунист, воскликнул: «Слава Богу».

Что же было дальше? А дальше моя жизнь, моя карьера пошли в горы, согласно известной поговорке «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что решение октябрьского Пленума ЦК КПСС начали повсеместно обсуждать и все партийные организации и трудовые коллективы одобряли постановление ЦК и единодушно осуждали деятельность Хрущева. Те коммунисты, включая руководящий состав республики, которые вовсю возвышали и до потери сознания хвалили Хрущева как верного ленинца, сейчас повернулись на 180 градусов и гневно осуждали «дорогого Никиту Сергеевича». Тут же начали снимать отовсюду портреты Хрущева. Особенно это было заметным, когда с Дома правительства, находящегося на Старой площади, демонстративно срывали огромный портрет Хрущева, специально сделанный во время его нахождения во Фрунзе. И на фоне всего этого начал повышаться мой авторитет. Мгновенно и чуть ли не все зауважали меня за то, что я открыто спорил с Хрущевым, когда он стоял на вершине власти, считая мой поступок настоящим подвигом. Это я замечал повсюду, как среди простых людей, так и руководящих кадров республики. Но я еще не знал, какие сюрпризы готовит мне судьба.

Не прошло и полугода, меня, ученого агрария, избрали членом ЦК Комсомола Киргизии, а затем и членом бюро ЦК. В 1966 году я был избран делегатом XV съезда Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Съезд проходил с 17 по 21 мая 1966 года в Москве в недавно построенном Кремлевском Дворце съездов, где выступил с приветственной речью Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В то время ему не было и 60 лет и выглядел образцом для всех нас: стройный, скромный, красивый и уверенный.

В этой связи мне вспоминается один интересный случай. На одном из правительственных приемов в Кремле Иосиф Виссарионович Сталин впервые увидел Брежнева, он спросил у кого-то из своей свиты, что это за человек? Ему ответили, что это Леонид Брежнев, он является первым секретарем ЦК Компартии Молдавии. Сталин отозвался о нем так: «Какой красивый молдаванин». Никто не стал поправлять вождя. И вот на XIX съезде партии, проходившем в октябре 1952 года, И.В. Сталин включил Брежнева в руководящее ядро партии – в состав Президиума ЦК КПСС.

Вернемся к XV съезду ВЛКСМ. На нем с отчетным докладом выступил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников, с которым я позже имел самые дружественные связи. Затем выступил с докладом Мандатной комиссии второй секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов, который давал качественную оценку делегатам съезда. И под бурные аплодисменты он в числе лучших делегатов Всесоюзного съезда назвал и мою фамилию, как молодого ученого из Киргизии. Я был ошарашен. На второй день, встретив во время большого перерыва Пастухова, я, во-первых, горячо поблагодарил его за теплые слова и, во-вторых, все же спросил у него: «А как я попал в ряды лучших делегатов съезда?». Борис Николаевич говорит: «А что ты думаешь, не знают в Москве, как ты дал жару самому Хрущеву, нашему самозванному “Царю”? У тебя, Жамин, вся жизнь впереди».

Слово «впереди» уже обозначилось в конце работы XV съезда. Наряду с такими выдающимися личностями, как космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, меня тоже избрали членом ЦК Всесоюзного Комсомола. И на банкете в Кремле я имел возможность лично познакомиться с Гагариным и чокнуться рюмкой Столичной водки. Ему тогда было 32 года, а мне 30 лет. 2 года подряд встречались на Пленумах ЦК ВЛКСМ и собраниях актива Комсомола. И вы не представляете, какое было всенародное горе, когда в марте 1968 года Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета.

Когда вернулся из Москвы, меня встретили во Фрунзе чуть ли не как героя. Как члена ЦК Всесоюзного Комсомола. Дело в том, что до сей поры членом ЦК ВЛКСМ от Кыргызстана избирался только один должностной человек – первый секретарь ЦК Комсомола Киргизии, а сейчас нас стало двое.

В 1967 году меня избрали депутатом Верховного Совета Киргизской ССР и с того времени я семь созывов подряд избирался в начале депутатом Верховного Совета, а затем депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в том числе депутатом Легендарного Парламента. Таким образом в рядах депутатов Жогорку Кенеша состоял в течение 33 лет, с 1967 по 2000 годы. Какое это счастье удостоиться доверия своего народа.

«Хождение вверх» продолжалось и в 1968 году. Меня, директора небольшой опытной станции, сразу назначили первым заместителем министра сельского хозяйства Киргизской ССР. Разумеется, это было решением ЦК Компартии Киргизии во главе с Турдакуном Усубалиевым. Эта высокая должность позволила мне шире и глубже ознакомиться с сельским хозяйством всей страны. И подняться на уровень республиканского значения. В то же время Москва не забывала меня как члена ЦК ВЛКСМ и включила в состав Советской делегации на Всемирной фестиваль молодежи и студентов 1968 года в Софии (Болгария). От Москвы до Софии мы ехали поездом, останавливаясь чуть ли не на каждой станции для краткой, но эффективной встречи с молодежью регионов. Когда мы прибыли в Софию, то нас очень тепло встретила братская Болгария. Из всех стран Восточной Европы самым близким государством была именно она. Даже говорят, что после войны Болгария изъявила желание стать 17-ой союзной республикой СССР, однако И.В. Сталин возразил чисто по политическим соображениям. Ему важнее было иметь самостоятельную, но в тоже время дружественную зарубежную страну, чем внутрисоюзную республику.

К сожалению, Гагарина уже не было и поэтому украшением всей советской молодежной делегации СССР на фестивале стала первая космонавтка женщина Валентина Терешкова. Честно говоря, наша задача состояла в том, чтобы своим примером, выступлениями и беседами осуществлять активную идеологическую работу с тем, чтобы привлечь молодежь других иностранных государств к идее социализма и дружбы народов мира. И с этой политической задачей мы успешно справились. Например, я выступал везде как представитель цветущей Средне-Азиатской союзной республики, как ученый и первый заместитель министра сельского хозяйства. И наконец, как молодой депутат Парламента своей страны. Это вызывало огромный интерес у молодежи зарубежных стран. Ведь тогда мне исполнилось только 32 года.

Вернувшись со Всемирного фестиваля на Родину, я головой окунулся в проблемы аграрной отрасли, будучи ответственным за развитие полеводства и сельскохозяйственной науки. И в результате научился очень многому, бывая непосредственно в гуще событий и в тесном контакте с простыми сельскими жителями. Повышалась моя политическая зрелость как в масштабе своей республики, так и всего Союза. Москва часто направляла меня в страны социалистического лагеря в порядке обмена опытом работы. И в конце 1970 года меня вызвали прямо к первому секретарю ЦК Компартии Киргизии Турдакуну Усубалиеву, который рекомендовал меня на партийную работу – на должность первого секретаря Сокулукского райкома партии, где проработал целых 9 лет. Благодаря самоотверженному труду всех и вся, район стал одним из передовых не только в Республике, но и в Союзе. Родина высоко оценила мой скромный труд, наградив за плодотворную деятельность орденом Ленина, орденом Октябрьской революции и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Если вернуться к Хрущеву, то он стал одним из самых разрушительных руководителей страны Советов. Годы его правления были не «оттепелью», а самое что ни на есть «слякотью». Распад Советского Союза начался не с Горбачева и Ельцина, а с приходом к власти Хрущева. Ведь он, разоблачая так называемый культ личности Сталина, фундаментально начал разрушать основу Советского Союза, так как эта великая держава со своей индустриализацией и коллективизацией, с высоким уровнем развития науки, образования, литературы и искусства, со своим крепко сплоченным советским народом, была построена под непосредственным и гениальным руководством И.В. Сталина в течение всего лишь 20 лет (1922-1941). И такая могучая страна и такой великий народ одержали победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Таким образом, СССР спас от фашизма - этой коричневой чумы не только себя, но и все человечество. Даже говоря словами злейшего врага коммунизма Уинстона Черчилля, «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой». А президент Соединенных Штатов Америки Франклин Рузвельт подчеркивал: «Выражаясь простым языком, я отлично поладил с маршалом Сталиным. Этот человек сочетает в себе огромную, непреклонную волю и здоровое чувство юмора; думаю, душа и сердце России имеют в нем своего истинного представителя… Под руководством маршала Иосифа Сталина русский народ показал такой пример любви к родине, твердости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир».

Леонид Брежнев руководил СССР в течение 18 лет (1964-1982) и эти годы не были периодом «застоя», а вошли в историю как эпоха благополучия и стабильности. После «кипучих реформ» Хрущева, советским людям нужно было спокойствие. По официальным данным, за годы правления страной Брежневым, реальные доходы населения выросли в 1,5 раза, население увеличилось на 12 миллионов человек, а бесплатное жилье получили 162 миллиона жителей СССР.

Жамин Акималиев

Академик Национальной академии наук Кыргызской Республики

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-07-2024
Не о «культе личности», а о роли личности в человеческой истории (Обзор печати)
18938

21-05-2024
О нашей идеологии
8892

25-04-2024
Ломать – не строить
15367

15-04-2024
Сумасбродные предложения
16506

04-03-2024
Какой должна быть Академия наук?
13696

23-01-2024
Ахматбек Суюмбаев – элибиздин сүйүктүү уулу
12421

20-12-2023
Курман Каракеев – кыргыз интеллигенциясынын күзгүсү
23947

10-08-2023
Сапаттуу үрөн — жогорку түшүмдүн кепили
3464

07-08-2023
О Сталинских премиях
5978

03-08-2023
Юрий Гагарин
6082

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×