«Нет ничего могущественнее идеи,
которая появилась в нужном месте и в нужное время»
Гегель
«Тектонические процессы глобальной трансформации», о которых писалось в ряде авторских статей последних лет, это не только борьба за природные, минеральные и энергетические ресурсы, транспортно-логистические маршруты, за геополитическое и экономическое лидерство и др., принимающая острые формы в виде вооруженных конфликтов, экономических санкций и войн в различных странах и регионах мира.
Это, прежде всего, концептуальная борьба смыслов Идей метафизического уровня культурного и цивилизационного вида между различными ведущими странами и группами стран, которые объединяются друг с другом в этой борьбе против таких же стран или групп стран. Эта борьба велась постоянно, на протяжении известной истории человечества, с переменным успехом той страны или цивилизации, которая имела технологическое преимущество на том или ином этапе человеческой истории.
В последние десятилетия эта борьба оформилась в виде глобальных проектов, - иудейского, китайского, западного, исламского, евразийского и др. - о чем также писалось в ряде авторских статей последних лет.
Недавно в Сети появилась весьма интересная информация по этому вопросу одного из авторов теории глобальных проектов, известного российского экономиста М.Хазина, которая проливает дополнительный свет на эту теорию.
Поэтому приведем некоторые выдержки из этой информации
«Несколько слов нужно сказать об особенности управления со стороны глобальных проектов.
Прежде всего: глобальный проект — это идея! Да, она структурирует общество, но непосредственно управлять им не может! Поэтому, когда проект находится в сетевой стадии, возможны разные отклонения (типа ваххабизм в Исламском проекте), которые реально управляются другими проектами. Аналогично — марксистская линия в «Красном» проекте, которая отлично существовала под патронажем Иудейского проекта, пока «Красный» не перешёл в иерархическую стадию. И в нём появилась самостоятельная проектная элита, которая Коминтерн радостно истребила. Правда, не до конца … С другой стороны, как корни-то в Лондоне истребишь?
А вот когда проект переходит в иерархическую стадию и в нём оформляется проектная элита, то картина меняется. Элита — это руководители своих властных группировок, и они уже начинают сознательно использовать проектную идею в рамках своих группировок. Иногда это ведёт к распаду единого проекта (так христианский распался на Католический и Православный), иногда — наоборот, к консолидации.
А вот дальше начинается самое главное. Проектные элиты, это не тысячи людей и даже не сотни, это, в лучшем случае, пара десятков. Но у каждого — свои властные группировки. И для решения совместных проектных задач они создают институты. Как финансовые («общаки»), так и управляющие. И тут как раз важна роль государства (поэтому обычно иерархическая стадия начинается, когда сторонники проекта захватывают серьёзное государство), которое эти институты поддерживает.
Так вот, в управленческих институтах работают наёмные работники, которым платят из общаков. Они могут вообще не иметь отношения к проектным ценностям, они даже могут быть против них (например, многие американские военнослужащие не одобряют либеральных ценностей). И управление проектная элита ведёт всегда через такие институты.
Именно по этой причине так важно следить за разведпризнаками. Проектная элита тестирует новые идеи, они постепенно выходят за рамки закрытых клубов и лож. И только после того, как идеи отработаны и к ним выработаны управленческие технологии, даётся команда в общаки начать финансировать новые управленческие конструкции. А если старые были государственными, то нужно ещё и их скорректировать на бюрократическом уровне. Это иногда делается годами и уж точно не неделями.
Всё это время честно тратятся бюджеты, выделенные в рамках предыдущих конструкций. Кто-то сочиняет мемы, кто-то создаёт новые и финансирует старые НКО, кто-то продолжает вести войны и тайные операции. И пока финансирование не прекратится (а оно, подчас, довольно жёстко кодифицировано в рамках различных бюджетных процессов), они будут продолжаться. И запутывать разных политолухов и блохеров.
Вот, например, Сорос. Типичный руководитель общака. И он будет делать своё дело, пока у него в общаке деньги не закончатся. А поскольку он «в авторитете» (как там у нас говорят? «авторитетный предприниматель»? вот это как раз Сорос), то и прекратить его финансировать достаточно сложно. И поэтому новые тенденции нужно ловить и на достаточно серьёзном экспертном уровне определять и только потом смотреть, как эти новые тенденции постепенно (!) вытесняют старые.
Ну а блохеры и политолухи, которые многие месяцы и годы (посмотрите на какого-нибудь Миграняна) переливают одно и то же из пустого в порожнее, реальных экспертов обвиняют в конспирологии. И не только потому, что не понимают о чём речь, но и потому, что отлично понимают, что если новое победит, то их перестанут финансировать. А в новые управленческие институты, которые созданы под новые идеи, уже так просто не попадёшь. На прежние высокие позиции так точно.»
Зафиксируем и подчеркнём ключевые положения из приведенного информационного сообщения о глобальных проектах.
Глобальный проект – это, прежде всего, Идея, проходящая свою сетевую и иерархическую стадию зарождения и становления, для практической реализации которой нужны управленческие структуры-элита и финансовые ресурсы - «общак».
Важно подчеркнуть, что главные центры принятия решений глобальных проектов находятся в столицах ведущих геополитических игроков, но при этом обладают достаточно развитой сетью филиалов с соответствующей иерархией и финансовыми ресурсами в других ведущих странах и регионах мира, где они ведут свою борьбу за власть.
Это очень хорошо демонстрируется перипетиями как текущей, так и прошлых предвыборных кампаний в США, где за борьбой между демократической и республиканскими партиями стоят интересы различных глобальных проектов, о чем писалось в соответствующих авторских статьях последних лет.
В Кыргызстан и страны Центральной Азии с приобретением независимости, когда развалился СССР, и советская или «совковая» идентичность утратила свою актуальность, все эти более чем 30 лет активно проникали представители различных вышеупомянутых проектов, проходя свои латентные этапы зарождения и становления.
Однако, как только «тектонические процессы глобальной трансформации» вошли в свою активную фазу, эти латентные структуры-ячейки глобальных проектов также активизировались, и начали свое влияние на общественные процессы в странах региона при слабости государственных институтов управления, а точнее, непонимании какую роль играют эти глобальные проекты в странах региона, в том числе, и в нашей стране.
При этом, в последние годы регион из провинции международной жизни планеты переместился в центр геополитических интересов глобальных проектов. Об этом свидетельствует резко участившиеся встречи на высшем уровне в формате «Центральная Азия+».
На последней консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Астане президент Казахстана К.Токаев говорил о важности формирования «цивилизационной идентичности центральноазиатов» и важности воспитания молодежи в духе традиционных ценностей культуры стран региона, которая имеет богатые корни и ценности, отличные от таковых в других глобальных проектах.
Об этом же говорил и президент Узбекистана Ш.Мирзиёев, но он говорил о «региональной идентичности» и тоже подчеркивал важность воспитания молодежи в духе центральноазиатских ценностей, присущих народам нашего региона.
По-видимому, эти формулировки в том или ином виде вошли в итоговое «Совместное заявление глав государств Центральной Азии по итогам 6-ой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии».
Безусловно, это чрезвычайно важные положения из выступлений глав ведущих государств нашего региона, которые свидетельствуют о подвижках в понимании того, что в условиях «тектонических процессов глобальной трансформации» наряду с вопросами экономического развития необходимо не меньшее, а может быть, даже большее внимание уделять этим вопросам.
В этом контексте автором этих строк уже много раз писалось о том, что вместо того чтобы смотреть в глаза западным, китайским, российским, арабским или турецким инвесторам, не понимая, что за ними стоят интересы их глобальных проектов, рассчитанные на весьма долгосрочную перспективу, нам необходимо определиться со своими собственными национальными и региональными интересами и на их основе разрабатывать и практически реализовывать собственную модель или Проект развития, основанный на наших культурных ценностях и кодах, который формировался нашими предками на протяжении тысячелетий.
Более того, писалось, что у нас есть живые носители такой проектной Идеи и уже предложен в общих чертах такой глобальный Проект «Небесные горы и новый мир», который мог бы оказать свое влияние на борьбу других глобальных проектов и обеспечить безопасное и благополучное развитие Кыргызстана в 21-м веке.
Однако, к сожалению, ни со стороны государственных, ни со стороны общественных или бизнес-структур, к этому проекту не проявляется должного внимания.
Подводя итог, сказанному хотелось бы подчеркнуть, что «тектонические процессы глобальной трансформации» входят в свою решающую фазу, по какому пути они пойдут дальше покажут ближайшие годы, но нам нужно строить свою модель или проект развития с учетом трендов, которые можно наблюдать в этих процессах, а точнее, борьбы мировых проектов.
И Кыргызстан, вместе с другими странами Центральной Азии, мог бы оказать свое влияние на ход этих глобальных процессов, опираясь на богатое духовное и культурное наследие наших предков, как это было не раз в древней истории народов нашего региона. Достижения Атиллы в первом тысячелетии, Чингисхана во втором, и многих других великих полководцев и мыслителей Центральной Азии, определивших развитие человеческой цивилизации за последние 2 тысячи лет являются бесспорными и яркими свидетельствами этому.
16.08.2024 г.