События в Кыргызстане апреля, мая и июня 2010 года вызвали большой интерес в мире. Однако весьма интересным представляется их интерпретация в разных СМИ. Апрельские события заставили мировое сообщество насторожиться и выдержать нейтралитет, т.к для всех стран расстрел демонстрантов на площади и, в особенности, бегство К.Бакиева из Бишкека стали полной неожиданностью. В те дни только руководство России и Казахстана высказались о них как о бегстве проворовавшегося президента и его окружения.
Майские (Джалал Абад) и июньские (Джалал Абад и Ош) события вызывают неоднозначную оценку в международном сообществе. Единичные оценки событий в Кыргызстане как «сдача экзамена на демократию в Центральной Азии» тонут в информационной волне, вызванной комментариями новостного агентства Рейтерс (Марина Дзюбенко и пр.), а также российских СМИ о геноциде узбеков в Кыргызстане. На этом фоне особого внимания заслуживает оценка ошских событий Президентом Узбекистана И.Каримовым как усилия «третьих сил», направленные на дестабилизацию ситуации в Узбекистане.
Обзор высказываний и действий руководителей разных государств, а также информационных посылов в иностранной прессе (особенно англоязычной) показывает, что Кыргызстан подталкивается к сербскому варианту развития событий. Напомним, что Сербская государственность начиналась с Косовского поля. Тем не менее, во времена коммунистического управления Югославией, Косово стало территорией, населенной преимущественно этническими албанцами, ныне политкорректно называемыми косоварами. Развал Югославии привел к тому, что трения между косоварами и сербами перешли в открытое вооруженное противостояние, которое было названо геноцидом албанцев. Хронология событий тех лет показывает, что Косово стало козырной картой в игре мировых держав против режима Милошевича. Следует отметить, что с распадом Югославии Милошевич начал и проиграл три войны на Балканах. В тоже время Сербия занимает выгодное географическое положение в Европе и обладает крупными запасами углеводородов. Как результат всех этих действий, 22 июля 2010 года Международный суд ООН постановил, что Косово, провинция Сербии, не нарушило нормы международного права, провозгласив независимость.i
Кыргызстан также традиционно считается страной занимающей достаточно привлекательное для других государств географическое положение. Кроме этого, со дня приобретения суверенитета в стране произошли кардинальные изменения в этническом составе народа Кыргызстане. Это нашло свое отражение и в особенностях расселения разных этносов, в частности в Ошской области. Так в равнинной части региона большинство жителей составляют граждане Кыргызстана узбекской национальности, а в горной части – кыргызской. Кроме этого, по разным оценкам, на юге насчитывается от 50 тысяч до 150 тысяч граждан Узбекистана перебравшихся в Кыргызстан в поисках заработка или после Андижанских событий 2005 года. С учетом людей кыргызской национальности, выехавших на заработки в Бишкек, Россию и Южную Корею получается, что кыргызы больше не составляют большинство населения на юге страны в целом, и в Ошской области в частности. Таким образом, процессы внутренней и внешней миграции в сфере расселения разных этносов создали ситуацию близкую к Косово в 1999 году, а июньские события в Оше схожую ситуацию в Косово 2004 года.
Майские и июньские события 2010 года спровоцированные, в том числе и сторонниками бежавшего президента Бакиева в глазах мирового сообщества уже квалифицируются как притеснения одного этноса другим. Например, комиссар ООН по правам человека г-жа Нави Пиллай по итогам своей поездки в Джалал-Абадскую и Ошскую области в июле этого года озвучила, что на юге Кыргызстана «…наибольшему давлению подвергаются узбеки…», милиция «...их пытает, а местные жители вынуждены молчать»ii. Подобная тональность заявлений ооновских служащих когда то звучала в Косово в адрес сербских полицейских. Такие комментарии в СМИ и заявления чиновников разного калибра выглядят несколько однобокими в свете имеющейся в Кыргызстане широкой информационной сети, как американцев, так и россиян, включая средства радиоэлектронной разведки.
Еще одно сходство с ситуацией в Косово придает продолжающаяся экономическая блокада Кыргызстана, а точнее ее последствия. Экономика Косово, находившееся в блокаде со стороны Сербии, держалось за счет контрабанды товаров, что привело к обнищанию людей и криминализации управления краем, а также росту торговли оружием и наркотиками.
В Кыргызстане происходят похожие процессы. Узбекистан полностью закрыл границу для перемещения людей и грузов. Казахстан открыл всего 4 пункта из 12 пунктов перехода границы для перемещения людей и грузов гуманитарного характера (медикаменты, лекарства, продовольствие, сельхозпродукция)iii. Малый и средний бизнес, несший основное налоговое бремя до закрытия границы в апреле 2010 года в основном держался на реэкспорте контрабандных товаров из Синьцзянь-уйгурского автономного района КНР. Участие Казахстана в Таможенном союзе должно создать препятствия схемам реэкспорта. В итоге в Кыргызстане уже запущены процессы скачущей инфляции. Например, сом за 30 дней ослаб настолько, что за один доллар США сегодня дают 47 сомов, против 45,5 сомов в середине июня. При этом, комментарии Нацбанка КР и ряда лиц о спекулятивном характере роста цен на продукты питания, не говоря о других категориях товаров первой необходимости, не снижают значение факта падения покупательской способности простых жителей страны. Такое положение дел приведет к тому, что к осени бедные слои населения скатятся к нищете, а люди со средним достатком станут бедными. В результате возможен очередной виток криминализации общества, коррупции чиновников и контрабанды товаров.
Предложение о вводе международных полицейских сил также имело место в Косово. Однако г-н Милошевич отказывался от их ввода до момента потери контроля над Косово. Международные полицейские силы, войска стран-участниц НАТО (KFOR), России и внешнее управление ООН были введены в Косово, несмотря на протесты сербов.
Информационная волна в иностранной прессе, внутренняя и внешняя миграция, а также экономическая блокада со стороны Казахстана к весне 2011 года создадут в Кыргызстане ситуацию аналогичную ситуации в Сербии в 2005 году. Однако было бы наивно полагать, что создание «пояса нестабильности» направлено против официального Бишкека.
Юг Кыргызстана входит в Ферганскую долину, большая часть которой находится в составе Узбекистана. Более того, Узбекистан владеет большими запасами углеводородов, является крупнейшим мировым поставщиком хлопка, а также занимает более выгодное, чем Кыргызстан географическое положение. В этой связи, опасения Президента Ислама Каримова о том, что подоплекой июньских событий в Оше является попытка «третьих сил» создать очаг напряженности, направленный на установление контроля над Узбекистаном, представляется наиболее вероятным вариантом развития дальнейших событий в Центральной Азии.
Однако в этой политической игре уже пострадали, страдают и будут страдать жители всего Кыргызстана. Поэтому необходимо минимизировать нежелательные последствия, как для граждан Кыргызстана, так и для страны в целом. Задача по предупреждению и минимизации воздействия возможных угроз предполагает принятие комплексных мер в следующих направлениях:
1.Необходимо установить отношения сотрудничества между оборонными ведомствами и спецслужбами Кыргызстана и Узбекистана для совместного противостояния устремлениям как сепаратистов и террористов, так и внешних «третьих сил».
2.Среди личного состава полицейских сил из стран-участниц ОБСЕ предпочтительнее полицейские из Турции, а также из Китая и Индии, хотя две последние страны не участвуют активно в работе ОБСЕ. Кыргызстанцы больше симпатизируют России, европейским странам и США, чем Турции, Китаю и Индии. Однако напомним, что Россия потерпела поражение в двух чеченских кампаниях, а европейские страны и США не имеют современного опыта успешной работы в культурной среде Азии в условиях раскачиваемого межэтнического конфликта. Турция, Китай и Индия имеют такой опыт. Турция ведет боевые действия против курдских сепаратистов в горах на границе с Ираком, и с террористами в городах страны. Китай активно противодействует деятельности уйгурских сепаратистов и религиозных экстремистов. Индия также имеет богатый опыт противодействия сепаратистам, экстремистам и террористам. Самым главным моментом является то, что Турция, Китай и Индия имеют опыт проведения таких действий в условиях отстаивания своих собственных интересов. Консультации полицейских, жандармов, военных и гражданских управленцев из Турции, Китая и Индии были бы весьма полезными властям Кыргызстана в нынешних условиях.
3.Необходимо определиться с желаемым состоянием общественно – политических и социально-экономических отношений, включая межэтнические в Кыргызстане на период до 2050 года, а также разработать адекватные текущему моменту меры для достижения этого состояния. Меры, предложенные в свое время господами А.Акаевым, К.Бакиевым и их окружением оказались ложными, что привело к их бегству из страны. В этой связи нужно идти по двум направлениям: кардинальная ломка сложившихся отношений и наполнение новым содержанием деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.
4.Следует прекратить практику поощрения реэкспорта контрабандных товаров из Синьцзянь - уйгурского автономного района КНР. Эта практика является основой для экономического благополучия контрабандистов и таможенников, а не страны.
5.Необходимо создать «финансовую подушку» для смягчения последствий рост цен, в первую очередь, за счет снижения налогового бремени с малых и средних предприятий, сократив при этом налоговые преференции крупных предприятий и предприятий – монополистов.