«Думать глобально – действовать локально»
Девиз ООН
На завершившемся 6 сентября с.г. Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил о заинтересованности своей страны присоединиться к БРИКС. Думается, что именно это заявление было главной целью лидера этой страны посещения этого форума, а также обсуждение этого вопроса непосредственно с президентом России В.Путиным, поскольку он будет принимать глав государств этой организации в октябре с.г.
Напомним, что в ряде авторских статей последних лет уже рассматривались перспективы БРИКС в свете «тектонических процессов глобальной трансформации» и возможных перспектив нашей страны от участия в этой организации.
В частности, эти вопросы рассматривались в статьях «Кыргызстан – финансовый и экологический центр нового мира» от сентября прошлого года, а также в недавних статьях «БРИКС – перспективы Кыргызстана от участия в этой организации», «Азиатский цикл накопления капитала – суть геополитической и геоэкономической борьбы» и др.
Также напомним, что Турция, Казахстан и Азербайджан – наши основные торгово-экономические партнеры - заявили о своей заинтересованности в участии в БРИКС и встали в очередь, насчитывающую уже 40 стран. Причем, Азербайджан сделал это после недавнего визита президента России В.Путина в эту страну и переговоров между лидерами этих стран.
Поэтому в рамках настоящей статьи продолжим рассмотрение этих вопросов, но уже с точки зрения малазийского лидера, поскольку его взгляды дают весьма ценную информацию на роль России в БРИКС и перспективы этой организации в обозримом будущем.
Так, по сообщениям СМИ, на полях ВЭФ премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим отметил, что:
«— Величие России — в неуклонном стремлении к знаниям. Он рассказал о своей любви к русской литературе и культуре. Мы говорим о непреходящей силе идей, красоте художественного выражения и неуклонном стремлении к знаниям;
— Россия стала значительным поставщиком сельхозпродукции в мире и гарантом производственной безопасности. Российский экспорт сыграл ключевую роль в стабилизации мировых рынков;
— Мы стремимся развивать партнерские отношения с Россией, способные обеспечить взаимное процветание. Глобальный Юг находится на подъеме, и Малайзия намерена развиваться вместе с ним;
— Совместная разработка Россией и Малайзией высокотехнологичных решений позволит использовать коллективные преимущества. Это открывает возможности для передовых достижений в том числе в сфере ИИ;
— Малайзия намерена вступить в БРИКС. Таким образом она хочет гарантировать справедливость торговли и отсутствие финансовой монополии в мире.»
Этими положениями премьер-министр Малайзии фактически подтверждает, дополняет и развивает аргументы по присоединению Кыргызстана к БРИКС, приводимые в вышеуказанных авторских статьях. Они же свидетельствуют о дальновидности его взглядов и его команды, прежде всего, из внешнеполитического ведомства, которая, надо полагать, провела соответствующую аналитическую работу обеспечив участие своего лидера в ВЭФ накануне предстоящего саммита БРИКС в России, чтобы он успел, что называется «вскочить в последний вагон уходящего поезда».
Следует отметить, что по мнению аналитиков Анвар Ибрагим был известен своей прозападной ориентацией до последнего времени и его заявление на ВЭФ о заинтересованности по присоединению к БРИКС свидетельствует о том, что он взвесил и просчитал все последствия своего шага. Приведенные выше тезисы его взглядов подтверждают смену внешнеполитических приоритетов малазийского лидера.
Также следует отметить, что накануне ВЭФ президент России В.Путин посетил с государственным визитом Монголию, которая, плюнув на известное решение МУС, оказала прием российскому лидеру по самому высокому разряду.
Этот визит был обставлен множеством интересных знаков и символов, которые комментировались аналитическим сообществом и показывали, что Россия прекрасно понимает тонкости и нюансы новых геополитических реалий стран АТР, которые принимаются во внимание этими странами и вносят соответствующие коррективы с учетом все возрастающей роли России в этом регионе, а также весьма неоднозначных отношений как с Китаем, так и с другими странами региона. «Восток дело тонкое» …
Продолжая размышления о перспективах БРИКС в свете текущих «тектонических процессов глобальной трансформации», изложенных в ряде статей последних лет по геополитической проблематике, хотелось бы отметить, что БРИКС завершает этап своего организационного становления и оформления, но многие вопросы еще требуют своего политического согласования и утверждения лидерами этой организации.
Одним из центральных вопросов любой международной организации является вопрос о наличии координирующего центра – штаб-квартиры, где секретариат работает на постоянной основе, а члены этой организации регулярно собираются и обсуждают текущие рабочие вопросы с участием уполномоченных представителей своих стран.
Другими словами, штаб-квартиры призваны разрабатывать и согласовывать практические программы-алгоритмы по выполнению стратегических решений и программ, принятых в рамках этой организации на соответствующих саммитах их руководителями.
Так, сегодня в Европе роль таких центров выполняют Женева и Брюссель, где расположены штаб-квартиры Европейской экономической комиссии ООН и Европейского Союза соответственно. В них круглый год проходят различные совещания и встречи по тем или иным тематическим вопросам, а также расположены офисы других структур, которые играют вспомогательную роль в осуществлении функций и задач, стоящих перед этими штаб-квартирами.
Аналогичные штаб-квартиры других международных организаций находятся и в других странах мира, которой призваны координировать работу этих организаций в своих регионах – в Таиланде, Кении, Китае, России и др.
Вопрос с штаб-квартирой БРИКС пока не решен, но, надо полагать, что учредители этой организации думают над этим вопросом и каждая из них была бы заинтересована иметь такую штаб-квартиру, если не у себя в стране, то хотя бы близко от нее.
Думается, что этот вопрос будет решен в ближайшие годы по мере завершения организационного становления в процессе консультаций со всеми основными игроками-участниками БРИКС, а также и улаживания «тектонических процессов глобальной трансформации» и определения контуров нового миропорядка, отражающим новую геополитическую конфигурацию, со своими новыми правилами игры.
В этом отношении, представляется, что если Кыргызстан подаст заявку на членство в БРИКС с одновременным предложением разместить штаб-квартиру в нашей стране – в Бишкеке или на Иссык-Куле – то это предложение может вызвать внимание и интерес со стороны, прежде всего, основных его участников – России и Китая.
А случае целенаправленной, системной и последовательной работы нашего дипломатического ведомства со всеми странами БРИКС при поддержке России и Китая, а также других стран-партнеров – Турции, Азербайджана и Казахстана и др. может увенчаться успехом.
Учитывая выгодное геополитическое положение Кыргызстана в центре Евразии, наше соседство с Китаем, исторические и экономические связи с Россией, и также другими странами-потенциальными участниками БРИКС, имеющих свои иногда противоречивые интересы, наше предложение может найти у них поддержку, как компромиссное, удовлетворяющее или разрешающее их противоречия.
Очевидно, что в случае положительного решения этого вопроса роль и место Кыргызстана в международных политических и экономических процессах резко возрастет. Попутно будут решаться и многие вопросы экономического развития и безопасности страны.
Наличие такого крупного международного центра будет способствовать развитию авиасообщения и всей инфраструктуры, – строительной, энергетической, туристической, гостиничной, конференц-залов, аэропортов, вокзалов и др. - которая должна будет работать на обеспечение его эффективной работы, подготовки или привлечения переводчиков и других вспомогательных служб, которые будут задействованы круглый год.
Другими словами, Кыргызстан имеет все шансы и предпосылки, чтобы стать реальным центром не только евразийского континента, но и глобального масштаба, поскольку БРИКС становится такой организацией в результате сегодняшних «тектонических процессов глобальной трансформации». И нам необходимо попытаться использовать уникальный исторический шанс, который представляется в результате этих процессов.
В контексте этого вопроса совсем по-другому вырисовывается перспектива строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан и ее связь с Бишкеком через Иссык-Куль, поскольку автоматически вырисовывается перспектива соединения через железнодорожные пути столиц Китая, России и других стран БРИКС, расположенных на евразийском континенте, со всеми перспективами для развития туристической инфраструктуры Кыргызстана.
Следует отметить, что предложение по открытию штаб-квартиры БРИКС в Кыргызстане коррелируется с предложением известного российского экономиста, министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева, который еще 2023 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил, «что вместо того, чтобы добывать золото, Кыргызстан может выпускать золотую валюту, которая станет новой мировой расчетной валютой. Тогда он пояснил, что на территории Кыргызстана расположено множество золоторудных месторождений, и просто добывать и продавать драгметалл – неперспективно».
А директор Кыргызской товарно-сырьевой биржи Михаил Петров и директор аналитического клуба «Сингулярис» Улан Адамалиев также предлагают в Кыргызстане создать криптовалюту стран БРИКС и назвать ее «Алтын», обеспечив золотовалютным запасом стран-участниц организации.
Совершенно очевидно, что данное предложение подразумевает кардинальное переосмысление всей внешнеполитической доктрины нашей страны в соответствии с трендами «тектонических процессов глобальной трансформации», о которых автор пишет во многих статьях последних лет, и на основе которых и был предложен проект развития Кыргызстана в 21-м веке – «Небесные горы и новый мир».
Фактически, этот проект — новая парадигма не только для внешней политики нашей страны, но и для внутренней политики развития. Мир стремительно меняется, чему мы все сегодня являемся свидетелями, и если мы хотим, чтобы мы сами, наши дети и внуки были успешными и эффективными в этом меняющемся мире, то и нам самим нужно менять свои взгляды и представления на вопросы внешней и внутренней политики.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что до предстоящего саммита БРИКС в Казани остается чуть больше месяца и у нас еще есть время, как в случае с премьер-министром Малайзии, успеть «вскочить в последний вагон уходящего поезда», пользуясь тем, что президент России будет председательствовать на этом саммите и от него зависит кого он приглашает в качестве гостей на этот саммит.
В этом отношении предстоящий сентябрьский «Саммит будущего» в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН, о котором также писалось летом этого года, представляется неплохой площадкой для продвижения этого вопроса и предварительных консультаций на полях этого саммита с руководителями соответствующих делегаций – драйверов БРИКС.
09.09.2024