Поражение в кок-пар от казахов, честное оно или нечестное, вызывает у кыргызов обиду и недоумение, особенно учитывая, что эта игра считается традиционно кыргызской. Почему кыргызской? Во время учебы в Москве я общался с представителями разных народов, включая казахов, узбеков и других. Казахи, особенно из северных и западных регионов Казахстана, не имели ни малейшего представления о көк бөрү. В көк бөрү играют лишь в приграничных с Кыргызстаном областях Казахстана. То же самое относится и к другим центральноазиатским народам. В то время , как кыргызы играют в эту игру во всех регионах.
Все знают, что кыргызы — сильнейшие в этой игре. Но в чем же проблема? Мне кажется, что при принятии официальных правил көк бөрү была допущена принципиальная ошибка. В правилах игры был включен тай казан как обязательный элемент. Казахи, в свою очередь, поступили хитрее — они обошлись без казана. Теперь со стороны выглядит так, будто көк бөрү с казаном — это кыргызская версия, а кок-пар без казана — казахская. Но как я помню всю свою жизнь кыргызы в аилах во всех регионах играют без казана. Неужели получается, что кыргызы играли в «казахский» кок-пар? Конечно же нет.
Теперь взглянем на название игры. Көк бөрү означает «сивогривый волк» ( но я могу ошибаться). Группа охотников или джигитов догоняет волка, убивает его камчой или дубинкой, а затем кладет его на седло и скачет домой. Но закидывать его в казан? Это выглядит странно. Неужели кыргызы когда-то ели волков? Но у непосвященного зрителя, который черпает информацию из интернета, может сложиться именно такой логический ряд. Поэтому, как мне кажется, көк бөрү и тай казан несовместимы. Другое дело улак тартыш, где закинуть тушу козла в казан выглядит более логично и соответствует традициям.
Каков же выход? Надо внести изменения в правила и развивать обе версии игры. Одну, как Көк бөрү без тай казана и другую, как улак тартыш с тай казаном. Это будет логично и правильно. И тогда кыргызы могут обыгрывать соперников в обеих версиях древней кыргызской игры.