В преддверии начала 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой ожидается участие 133 глав государств и правительств, 3 вице-президентов, 80 заместителей премьер-министров и 45 министров, Афганистан активизировался на международной арене.
Талибы, находящиеся у власти в Афганистане, на днях направили свою заявку на участие в саммите БРИКС в Казани в октябре этого года и новый посол Афганистана Абдул-Гафар Бахр прибыл в Ташкент, который по-видимому станет третьим, следом за Китаем и ОАЭ, дипломатом «Талибана», получившим официальную аккредитацию в зарубежной стране.
Впервые об Исламском Эмирате Афганистан под руководством талибов как о государстве заговорили в 1996 году. Тогда, по данным СМИ, свое дипломатическое признание оно получило от Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ, а де-факто от Туркменистана.
Позднее, в 2001 году талибское правление было свергнуто и спустя 20 лет, с 15 августа 2021 году талибы восстановили свой полный контроль над Афганистаном. Ни одно правительство не признавало Исламский Эмират Афганистан, и только в августе 2022 года официальные лица Китая, Пакистана, Турции, Катара, России, Саудовской Аравия и США заявили, что они могут признать правительство талибов, если оно будет уважать основные права человека.
В начале сентября 2024 года МИД Кыргызстана подтвердило исключение правящего в Афганистане движения «Талибан» из списка запрещённых организаций. Отмечается, что «такой шаг принят после тщательного рассмотрения и всесторонней оценки компетентными государственными органами».
«Это решение направлено на укрепление региональной стабильности и поддержание диалога. Кыргызская Республика остаётся приверженной поддержанию усилий международного сообщества, направленных на обеспечение стабильной и мирной обстановки в Афганистане и в регионе в целом».
В МИД Афганистана заявили, что «приветствуют и одобряют» решение Кыргызстана, которое «свидетельствует о растущем политическом признании Исламского Эмирата Афганистан на региональном и международном уровнях».
Практически на всех международных площадках и саммитов, где речь идет об Афганистане, руководство нашей страны всегда заявляет о том, что Кыргызстан заинтересован в мирном, стабильном и благополучном Афганистане и подчеркивает важность оказания гуманитарной и экономической помощи афганскому народу.
И не только словом, но и делом Кыргызстан одним из первых оказал конкретную помощь афганскому народу с момента прихода талибов к власти и установил контакт с его представителями.
Еще в сентябре 2021 года, на сайте главы государства и местных СМИ было сообщено, о том, что по поручению президента Садыра Жапарова в Кабул гуманитарный груз доставила делегация Кыргызстана во главе с заместителем председателя Совета Безопасности Таалатбеком Масадыковым. Груз официально передан и.о. первого заместителя премьер-министра вновь созданного правительства Афганистана мулле Абдулу Гани Барадару. Тогда стороны обсудили политическую ситуацию в Афганистане и обменялись мнениями по вопросам безопасности в стране и регионе в целом. Барадар поблагодарил Президента Жапарова и народ Кыргызстана за гуманитарную помощь афганскому народу.
Представитель талибана также подчеркнул необходимость укрепления меры доверия с соседними странами, отметив, что для движения важно установить мир в стране и заниматься экономикой для улучшения жизни ее населения. В ходе поездки в Кабул представитель Кыргызстана провел также протокольную встречу с и.о. министра иностранных дел Афганистана Амир Ханом Муттаки.
В течении прошлого года Кыргызстан дополнительно еще направил 135 тонн гуманитарной помощи для населения Афганистана.
В декабре 2023 года на пресс-конференции в Бишкеке глава МИД Кыргызстана Жээнбек Кулубаев отметил, «хотим мы того или не хотим, там есть фактическая власть в лице «Талибан». Наше посольство в Кабуле не прекращало свою деятельность. Талибское правительство с пониманием поддерживают оказываемую Кыргызстаном помощь этническим кыргызам в Памире.
В январе 2024 года в Кабуле прошли первые двусторонние межправительственные и бизнес-переговоры по вопросам торговли и экономического сотрудничества.
Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев встретился с вице-премьером по административным вопросам и главами внешнеполитического ведомства и министерства горной промышленности и нефти. Обсуждены вопросы развития торгово-экономических отношений, включая инвестиции, транспорт и энергетику, а также сотрудничества и обмен опытом в разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе добычи железной руды, сурьмы и нефти.
Заместитель министра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Маил Алияскаров провел переговоры с первым вице-премьер-министром Афганистана Абдулу Гани Барадаром, и и.о. министра торговли и промышленности Нуруддином Азизи. Речь шла о расширении экономических и торговых отношений, а также совместных инвестиционных проектах.
Встреча представителей бизнес-сообществ двух стран прошла на площадке Торгово-промышленной палаты Афганистана, где стороны нашли точки соприкосновения интересов и договорились развивать взаимовыгодное сотрудничество. Стабильный Афганистан потенциальный новый сильный бизнес-партнер и рынок для кыргызстанских предпринимателей, а Кыргызстан импортер важной для экономики и продовольственной безопасности Афганистана продукции и товаров, а также потенциальный партнер для выхода на рынки Евразийского экономического союза.
Президент Садыр Жапаров в феврале 2024 года в Бишкеке на встрече с участниками Шестого Регионального диалога секретарей советов безопасности/советников по национальной безопасности по вопросам Афганистана выразил мнение, что замороженные активы Национального банка Афганистана должны быть скорейшим образом переданы для использования на благо афганского народа. Он подтвердил, что Кыргызстан готов развивать экономический и культурный диалог с Афганистаном в целях преодоления гуманитарного и экономического кризиса в этой стране.
В июле 2024 года в Астане на очередном заседании глав государств ШОС, Президент Кыргызстана подчеркнул, что «одной из аксиом регионального благополучия, устойчивости и безопасности является вопрос мира и стабильности в Афганистане. Для Кыргызстана эти основополагающие предпосылки региональной стабильности весьма важны и хочу подчеркнуть, что Кыргызская Республика готова развивать добрососедские отношения с Афганистаном для нашего общего блага и процветания».
Как видно из краткого обзора, Бишкек твердо следует своему намерению развивать добрососедские отношения с Афганистаном. Скорее всего, следующим шагом должно стать взаимное назначение послов. К слову, с 2002 года в Бишкеке функционирует посольство Афганистана, а в мае 2013 года посольство Кыргызстана в Афганистане приступило к работе в Кабуле.
Мировое сообщество прекрасно понимает, что и раньше и тем более сегодня нельзя оставлять Афганистан в изоляции. Вопрос мира и стабильности в Афганистане, в том числе развития диалога с сегодняшней властью в Кабуле, остается одним из важных на повестке дня у мировых лидеров.
Председатель КНР Си Цзиньпинь заявил, что «Афганистан - неотъемлемый сегмент общей региональной безопасности. Необходимо задействовать роль механизма взаимодействия стран-соседей Афганистана и других площадок афганского урегулирования, наращивать гуманитарную помощь этой стране, способствовать формированию инклюзивной конфигурации власти в интересах мирного восстановления». Китай стал первой страной, официально назначившей нового посла в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан». Новый посол КНР Чжао Шэн 13 сентября 2023 года вручил верительную грамоту главе правительства талибов Мохаммаду Хасану Ахунду. В тот же день на сайте посольства КНР в Афганистане было опубликовано заявление руководства Китая, в котором содержится ряд касающихся отношений с талибами призывов к международному сообществу. В октябре 2023 года, талибы приняли участие в китайском форуме «Один пояс один путь» на уровне руководства министерства торговли и промышленности. Председатель КНР Си Цзиньпин 30 января 2024 года принял верительные грамоты у нового посла Афганистана в Китае Билала Карими. Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь на пресс-брифинге заявил, что «Китай всегда проводил дружественную внешнюю политику по отношению ко всему афганскому народу и поддерживал с Афганистаном дипломатические отношения», а потому принятие нового посла от «афганского временного правительства» – нормальная дипломатическая процедура. Кроме того, Китай всегда считал, что «Афганистан не должен быть исключен из международного сообщества».
Президент России Владимир Путин выступил за то, что Россия должна поддерживать отношения с реальными политическим структурами Афганистана, которые контролируют эту власть в стране и будет это делать – «Я не вижу, почему мы должны сейчас как-то от этого отворачиваться». МИД России в апреле 2022 года направило ноту афганскому посольству о признании Джамала Насира Гарвала временным поверенным в делах Афганистана в Москве. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что Россия «расценивает это как шаг на пути к возобновлению полноценных двусторонних дипломатических контактов. которые не прекращались и после смены власти в Кабуле». При этом, комментируя факт выдачи в МИД РФ аккредитации Гарвалу, который стал первым дипломатом, направленным в Москву движением «Талибан» было отмечено, что «об официальном признании талибского режима в Афганистане говорить пока преждевременно». В мае т.г. глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия собирается принять решение об исключении движения «Талибан» из списка террористов.
Президент Узбекистана Шафкат Мирзиеев отметил, что «различия в подходах к выстраиванию отношений с нынешними афганскими властями известны. Поддержание диалога с Кабулом отвечает интересам безопасности и экономического развития всего региона. Все больше стран начинают это осознавать. Актуальным остается предложение о возобновлении работы контактной группы «ШОС - Афганистан». Известно, что Узбекистан уже какие-то конкретные действия предпринимает, например, построение линии электропередачи, железной дороги до Мазари-Шарифа и портов Индийского океана. Узбекистан инициировал создание рабочей группы по каналу Куштепа.
Президент Касым-Жоомарт Токаев предложил создать Региональный центр по устойчивому развитию для Центральной Азии и Афганистана в городе Алматы. В апреле 2023 года Казахстан заявил о намерении открыть в Афганистане торговый дом в городе Герат. Открытие торгового дома анонсировали во время проведения казахстанско-афганского бизнес-форума в Кабуле. В форуме приняли участие заместитель премьер-министра, министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин и 18 казахстанских предпринимателей-экспортеров из сферы пищевой промышленности. На полях форума заместитель премьер-министра по экономическим вопросам в правительстве «Талибан» мулла Абдулу Гани Барадар заявил, что стороны договорились возобновить работу афганской дипмиссии в Астане. С его слов казахстанская сторона пообещала принять дипломатов, которых талибы направят для работы в посольстве. Логичным продолжением стало решение Казахстана в июне 2024 года по выводу движение «Талибан» из террористического списка. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с главами парламентов стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) заявил, что «Страна при этом исходила из соображений важности развития торгово-экономического сотрудничества с современным Афганистаном и понимания того, что данный режим является долгосрочным фактором».
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что Таджикистан выступает за становление Афганистана в качестве независимого и мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков.
Все международное сообщество рассматривает Афганистан через призму важности установления мира и стабильности, преодоления экономического и гуманитарного кризисов, и как ожидается, одним из итогов 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Афганистану будут решения продолжать активную деятельностью по поддержке афганского народа, оказывать гуманитарную помощи, развивать торгово-экономические отношения. Такая «выжидательная позиция» в отношении талибов оправдана. Прозрачные внутренняя и внешняя политика талибского правительства, ее твердая воля в обеспечении безопасности - все это продолжает оставаться главными критериями для официального международного признания. При этом, все заинтересованы в скорейшей стабилизации ситуации в Афганистане и исключение возможности гуманитарной катастрофы.