Человечество издревле догадывалось о прямой связи между плохой жизнью и плохим руководством, управлением. И начало изобретать различные механизмы и процедуры, которые бы не допустили к власти ущербных, недостойных, случайных и опасных людей.
…
В условиях абсолютной монархии, когда власть передавалась по наследству, первым делом запретили инцест, браки между близкими родственниками, которые давали очень высокий уровень «ненормальных» наследников.
…
В древнем Египте по этой причине не каждый принц мог стать фараоном. Этот вопрос решала коллегия жрецов — здоров он или нет, а потому достоин или недостоин быть правителем. Перед достойным претендентом, обходя претендентов по кругу, они ставили корону и царские атрибуты власти. Однако, проблема принципиально не была решена, т.к. династии продолжали брачиться между собою, а царственные «ненормальные» и «больные» особы с отклонениями продолжали рождаться.
Если посмотреть на нынешнюю «голубую кровь» Европы, то это несколько десятков семей, находящихся в родстве между собой. Поэтому потом венценосным особам разрешили жениться на простолюдинах.
…
В древней Индии впервые придумали процедуру отречения от власти, которая сейчас известна как импичмент — отставка недостойного руководителя посредством решения полномочного коллегиального органа.
…
В древнем Риме император мог передать власть достойному гражданину путем его формального усыновления, если видел, что у наследника есть ущербные отклонения. Придуман в связи с этим же обстоятельством «институт соправителей», имена которых публично объявлялись обществу.
Император Марк Аврелий, широко известный по кинофильму «Гладиатор», объявил своим официальным соправителем Луция Вера, мужа своей дочери Луциллы, и своего сына Коммода. Но первый скоропостижно умер, а императором стал Коммод, с которого римские историки считали начался закат Римской империи, которую довершили следующие безумные римские императоры, как Калигула, Нерон и Элагабал. Хотя некоторые историки считают, что первоначально Коммод не был самодуром, он им стал, обладая абсолютной властью, как и другие вышеназванные «безумные» императоры. Абсолютная власть портит людей тоже абсолютно.
…
Своим преемником Гай Юлий Цезарь, у которого не было наследника мужского пола, назвал своего родного 18-летнего племянника, сына своей сестры — Октавиана, который оправдал доверие и стал первым и самым великим императором Римской империи Цезарем Октавианом Августом.
…
С поиском лучшей модели передачи династийной власти связан допуск к власти лиц женского пола или утверждение кандидатуры будущего монарха парламентом, что началось с Великобритании и распространилось на другие монархии.
…
А чтобы власть не попала в руки «несовершеннолетних» или «регентов», т.е. опекунов, временно исполняющих обязанности монарха, а потому часто злоупотребляющих должностными обязанностями до совершеннолетия законного суверена, в арабских монархиях власть передавалась не от отца к сыну, как везде, а от короля к брату. Это мы недавно видели на примере королевства Саудовской Аравии, где произошла очередная смена власти.
…
Не остались в стороне от процесса избрания качественного управления и кыргызы. Их Кодекс чести, как писал А.Сыдыков в своем «Кратком очерке истории кара-кыргызского народа», запрещал находиться у власти тем правителям, которые «совершали недостойные поступки» и допускали «обеднение своего рода».
…
Лучшим способом избежать плохого управления древние греки и римляне после изгнания своих царей посчитали всенародные выборы своих лидеров на народных собраниях граждан (булэ, комициях). Это правило со временем совершенствовалось, переходило от привилегированных органов (ареопаг, совет старейшин) к самому народу через всеобщие выборы. Хотя и эта система порой дает опасные сбои, когда к власти приходят будущие тираны и диктаторы (например, Гитлер).
…
Тем не менее, как признавался консерватор У.Черчилль, не очень-то любивший демократические порядки, «лучше демократии человечество еще ничего не придумало». Но и демократия, не надо об этом забывать, также нуждается в своей защите путем принятия соответствующих правил, т.к. людям свойственно ошибаться.