«Правильно поставить вопрос,
значит наполовину решить его»
Д.И.Менделеев
Возможности и ограничения искусственного интеллекта (ИИ) уже не раз рассматривались автором этих строк в ряде статей последнего времени. Очевидно, что их использование в человеческой деятельности чрезвычайно широки, особенно, в сфере государственного управления и экспертной деятельности для анализа и решения тех или иных вопросов. С недавних пор автор начал использовать ИИ и в своей аналитической практике по тем вопросам, которыми он интересуется уже много лет, для уточнения тех вопросов и которые он описывает в своих статьях.
В частности, им было написано достаточно статей по космофилософии и поэтому было интересно узнать мнение ИИ по вопросам, рассмотренным в авторских статьях. Так на вопрос: Кто автор космофилософии? ИИ выдал следующий ответ.
«Автором термина и концепции “космофилософия” считается российский философ Александр Константинович Горак, который ввел это понятие в рамках своих философских работ. Его исследования направлены на разработку новой философской системы, включающей в себя идеи космологии, этики и духовности, ориентированные на понимание Вселенной и места человека в ней.
Космофилософия Горака стремится объединить научное знание о космосе с философскими размышлениями о его смысле и цели. Основная идея заключается в том, что мир следует рассматривать не только с точки зрения науки, но и с более широкого философского и духовного ракурса, где человек и космос связаны на более глубоком уровне.»
Однако, этот же термин «космофилософия» использует и отечественный мыслитель Мурат Мусабаев, анализ взглядов которого проводился в ряде авторских статей. Поэтому ИИ был задан следующий уточняющий вопрос - В чем отличие космофилософии Мурата Мусабаева от других философских картин мира?.. на который последовал весьма интересный ответ.
«Космофилософия Мурата Мусабаева выделяется среди других философских систем своим уникальным синтезом духовных, метафизических и социальных аспектов. Основные отличия этой философии от других мировоззрений можно сформулировать так:
1. Единая основа для человека, общества и космоса. В отличие от классических философских концепций, которые зачастую разделяют человека, общество и космос на отдельные сферы, космофилософия Мусабаева рассматривает их как взаимосвязанные элементы единого целого. Это отражает стремление создать холистическую картину мира, где человеческая духовность напрямую связана с законами вселенной.
2. Духовный путь развития человечества. Космофилософия акцентирует внимание на необходимости духовного роста и самопознания для гармонизации как индивидуальной, так и коллективной жизни. Мусабаев утверждает, что человечество должно развиваться не только технологически, но и духовно, что контрастирует с философиями, которые фокусируются на материальном прогрессе (например, марксизм или технократические утопии).
3. Чистое государство, общество и религия. Мусабаев продвигает концепцию «чистого» государства и общества, основанных на высших моральных принципах. Это радикально отличает его от многих современных теорий государства, где акцент делается на прагматических или светских принципах управления. Он считает, что государственные и общественные институты должны быть очищены от коррупции и основаны на моральной чистоте.
4. Космическое видение. В отличие от других философий, которые чаще всего концентрируются на земных проблемах и пределах человеческого опыта, космофилософия Мусабаева рассматривает человека как часть космического процесса. Это придаёт его философии более глобальный, а иногда и универсальный характер, объединяющий научные и метафизические аспекты.
Таким образом, космофилософия отличается от других философских систем тем, что предлагает целостную модель мироздания, где физические, духовные и социальные аспекты взаимосвязаны, что делает её уникальной среди современных мировоззрений.»
Следует признать, что, в общем и целом, ИИ дал достаточно верную картину-оценку космофилософии М.Мусабаева и еще раз подтвердил выводы, содержащиеся в авторских статьях по данной теме.
Однако общая постановка вопроса, в принципе, и требовала таких же общих ответов, но ответ ИИ вызвал удивление своим достаточно адекватным анализом весьма непростых вопросов, которые поднимаются в работах нашего мыслителя. Думается, что при постановке более конкретных вопросов должны последовать такие же конкретные вопросы.
Подводя итог изложенному, хотелось бы подчеркнуть, что использование ИИ в работе аналитического сообщества и органов государственного управления на много порядков может повысить их эффективность. Вопрос только к качеству постановки вопросов со стороны аналитиков и управленцев к ИИ и умения использовать потенциал и возможности этой действительно умной машины.
Особенно, в вопросах практической реализации теории Чистого государства, общества и религии М.Мусабаева, которая по мнению ИИ «радикально отличает его от многих современных теорий государства» и с этим мнением, пожалуй, можно согласиться…
14.10.2024