С перестройкой и демократизацией общества в СССР граждане впервые столкнулись с таким политическим явлением, как отставка. В советское время отставка была большой редкостью. Руководители страны, например, сидели в своих креслах пожизненно. И уходили с должности прямиком на кладбище. Хотя иногда, происходили события, когда отдельные советские партийно-советские руководители вдруг уходили с должности или передвигались по вертикали или горизонтали.
В отставку был отправлен со своей должности первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущев, тихо ушел в отставку премьер-министр СССР А.Н.Косыгин и другие. Хотя все прекрасно понимали, что первого свергли члены Политбюро в результате сговора между собой, а второго отправили на пенсию, вопреки собственному желанию.
В политической науке под отставкой понимается личное решение человека уйти с должности, хотя во многих случаях существует внешнее давление.
Например, Ричард Никсон ушел с поста президента США в августе 1974 года после Уотергейтского скандала, когда Конгресс США почти наверняка должен был объявить ему импичмент.
Едва избежали импичмента президенты США Билл Клинтон и Дональд Трамп. Ушла в отставку премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер под угрозой неминуемого выражения недоверия внутри консервативной партии, тем самым сохранив свое лицо. Везде и всюду люди уходят с высоких должностей либо под внешним или внутренним давлением, либо, как протест, несогласие с той или иной политикой и т. д.
У нас в Кыргызстане отставка тоже прижилась. Участились случаи, когда должностные лица уходят в отставку. Или их отправляют в отставку путем выражения недоверия. Практически все премьеры КР ушли в отставку вопреки своему желанию. А сейчас множество депутатов Жогорку Кенеша ушли и уходят в добровольную отставку после «задушевных бесед» в КНБ КР, как будто организовали соревнование между собой. Аж слезу продирает. Секрет же данного единодушия более, чем прост. Ларчик открывается просто. Это не какой-то акт публичного раскаяния, просветления разума или совести, проявления личного мужества, осознания собственной вины, как это предполагает институт (правило) отставки.
Как говорят многочисленные эксы, перед тем как получить высокое назначение, будущий премьер, министр или заместитель министра, депутат, короче начальник..., пишут два заявления: одно о приеме на работу, а другое об увольнении по собственному желанию. Такое правило было придумано потому, что наши чиновники никак не хотели добровольно покидать полюбившиеся должности. Остальное, по-моему, не нужно объяснять. Кроме одного, добровольная отставка дает возможность провинившемуся условно «смыть с себя позор» и снова вернуться в политику.
Ильяс Курманов, кандидат политических наук.