В 2008 году, когда я был депутатом 4-созыва ЖК, председателем Конституционного комитета, считавшимся по иерархии Комитетом №1, меня пригласили на 10-летие Астаны — новой столицы Казахстана.
Некогда в прошлом во 2-созыве мы, депутаты ЗС Жогорку Кенеша, уже как-то ездили в новую столицу зимой на специальном правительственном вагоне в составе депутата А.Масалиева, И.Молдоташева и ещё нескольких депутатов и сотрудников Жогорку Кенеша. Поездка была долгой и интересной и прибыли мы в Астану только через сутки. Одно из отделений вагона представляло из себя гостиный зал, где мы питались, работали и отдыхали. Остальная часть вагона представляла купе, где мы спали.
В дороге мы получили возможность лучше узнать друг друга, познакомиться с нашими идеями и ценностями, которые мы представляли и защищали в парламенте. Лидер фракции А.Масалиев представлял левые силы, фракцию «Коммунисты Кыргызстана», профессор медицины И. Молдоташев — центристов, депутатскую группу «Регионы Кыргызстана», я — правые силы, фракцию «Правая коалиция» (Он Ордо). Поездка прошла в бурных дебатах и обсуждениях о международном положении, политической ситуации в республике, различных законопроектов, которые мы уже приняли или собирались обсуждать.
Наши беседы проходили на высоком уровне политической культуры, с уважением к друг другу и пониманием наших разных позиций. После этой поездки мы и относиться друг к другу стали гораздо лучше и теплее. Начали видеть друг в друге не только политических оппонентов, но и коллег, партнёров. Иногда наши позиции очень сходились, несмотря на то, что мы представляли разные политические фланги. Есть ли такая политическая культура в нынешнем Жогорку Кенеше, мне сейчас неизвестно. Но мы тогда понимали, что все служим народу Кыргызстана, хотя и руководствуемся конкурирующими и даже противоположными идеями и подходами.
Однако, приехав в Астану и совершив официальный визит в казахский Мажилис, мы ознакомившись с достопримечательностями бывшего Целинограда, полностью состоявшего из хрущевских пятиэтажных коробок (смотреть было нечего, кроме Шанырака), мы не могли из-за несусветных холодов и снежных бурь прогуляться по столице. Все время провели в гостинице. Астана с Алматы не шла ни в какое сравнение. Тогда мы впервые узнали, что северо-восточный Казахстан, где находились такие города как Астана и Караганда, относился к Сибири. Вот отсюда такие жуткие морозы и нестерпимый холод.
Через 10 лет Астана выглядела уже совершенно другим городом. Отстроили его новыми и красивыми домами из стекла и бетона, величественными зданиями Парламента, Правительства, Резиденции Президента, восточными мечетями, появились шикарные отели, рестораны, торговые центры, стадионы, современные театры, вузы, библиотеки, изменился микроклимат в городе, а внешним обликом он стал похож на настоящую столицу.
Торжественное празднование дня рождения Астаны проходило в Парламенте Казахстана в зале совместных заседаний Сената и Мажилиса. Там же собрались ответственные работники администрации Президента, члены правительства, дипломатический корпус, почетные гости из зарубежных стран. Открывал и вел заседание Государственный секретарь, который выступил с приветственной речью и давал слово для приветствия гостям.
Первым дали слово представителю Конгресса США, сенатору. Второе депутату Бундестага ФРГ. Третье депутату Госдумы РФ. Четвертое вице-спикеру израильского кнессета. И пятым, наконец, выступил я, хотя в ожидании мероприятия я думал, что по закону гор и степей первым слово дают родственникам. Программы у меня не было на руках, поэтому я несколько был разочарован и в своем приветствии напомнил всем сидящим в зале, что казахов и кыргызов все считают народами-братьями, ближе народа нет, но этот протокол сейчас нарушен. И сказал, что если бы на наш праздник приехали казахские братья, несмотря ни на что, мы бы первыми им дали право открыть наше торжество.
Моя речь, обращённая к традициям наших народов, была услышана и очень оживила присутствующих. После объявленного перерыва меня окружили казахские журналисты, дипломаты и депутаты других стран и отмечали, что я правильно сделал акцент в своем выступлении. И что нельзя нам забывать свои вековые традиции. На банкете казахские депутаты окружили меня, среди них был мой давнишний друг профессор политологии Камал Бурханов, и поздравляли с моей смелой речью.
Наш посол в Казахстане Джаныш Султанкулович Рустембеков быстренько спустился с балкона, где сидели все послы и дипломаты, и выразил всю силу своих переживаемых эмоций, крепко обняв меня прямо в центре зала заседаний. Оказалось, он не мог уже второй месяц добиться у правительства Казахстана продажи для Кыргызстана 200 тыс. тонн зерна, в котором мы очень остро нуждалась. Тогда мне стали понятны его высокие чувства о кыргызско-казахском братстве, которые вызвали с высокой трибуны мои слова. Зерно они потом все же дали. А мы вместе вышли поговорить с казахскими журналистами, которым я дал пространное интервью по всем практически телеканалам. С тех пор я понравился казахской публике и меня узнавали на улице, здоровались, когда я приезжал в Астану и ходил по улицам города. На удивление моим казахским коллегам.
При завершении праздничного банкета меня нашли сотрудники казахского протокола и громогласно объявили, что меня срочно вызывают в Бишкек. Что я должен немедленно ехать в аэропорт, ибо мою кандидатуру Жогорку Кенеш рассматривают в качестве кандидата в спикеры. Я быстренько попрощался со своими изумленными коллегами, с которыми собирались продолжить банкет в другом месте, и бросился в номер собирать свои вещи. Спикером тогда я не стал, им стал наш коллега, депутат Айтибай Султанов. Вот такая история.