Сегодня вопросы экологической и климатической политики прочно заняли одно из ведущих мест в международной повестке дня. Ежегодно по ним созываются крупные глобальные форумы саммиты и конференции, на которых делаются политические заявления, обсуждаются вопросы, принимаются обязательства и стратегические решения и программы. Эти решения подразумевают их исполнение на национальном уровне.
Однако, как только эти конференции и саммиты закончатся, о красивых речах и принятых решениях тут же забывается, и чиновники международных организаций готовящие эти саммиты готовятся к новым, где повторяется та же самая история…
Этот тренд начался еще в 90-е годы, когда глобальные процессы по вопросам экологии и климата только начинались и оформлялись, а автору этих строк довелось принимать участие во многих международных конференциях и форумах, и начал понимать, что зачастую конференции проводятся большей частью только для того, чтобы освоить бюджеты, выделенные на их проведение. Этот тренд продолжается и поныне, как говорится «не главное война, главное маневры».
Очевидно, что главным исполнителем решений и программ на национальном уровне, принятых на крупных международных встречах по экологии и климату должно быть экологическое ведомство. И именно на этом уровне блокируется и тормозится выполнение этих самых решений и программ.
Известно, что нынешнее министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора приобрело нынешний статус в результате «реформ» бывшего министра Кутмановой Д., которая проводила их под влиянием и в тесном союзе с бывшим руководителем горнодобывающей отрасли «Наследие кочевников» Болтуруком, который также проводил свои реформы в отрасли.
Где теперь находятся эти руководители известно, а вот природоохранная структура бывшего министра экологии с малопонятными функциями и задачами по осуществлению государственной политики в области экологии и климата осталась в неизменном виде.
О том, что природоохранное ведомство должно стать одним из ведущих в структуре правительства страны в контексте международных процессов автором, а его руководитель должны быть в ранге вице-премьер-министра учитывая межсекторальный характер экологических и климатических проблем, писалось во многих статьях в 90-е, 0-е, 10-е и 20-е годы. Однако, как говорится, «воз и ныне там» за тем лишь исключением, что этот воз увеличивался и увеличивался…
В частности, об этом писалось в статьях «Экология и реформы», «Охрана природы – проблемы и перспективы», «Устойчивое развитие Кыргызстана – стратегический путь в условиях глобализации», «Управление и экология», «Функции определяют структуру системы» и многих других.
Все эти статьи собраны в сборнике «Экология и климат. Кыргызстан в 21-м веке», опубликованном в 2021 году, и содержат конкретные предложения по оптимизации природоохранной политики, которую также можно найти в Сети.
Однако в стране менялись президенты, премьер-министры и министры, а проблемы в экологической сфере, повторимся, как оставались, так и продолжают оставаться.
Эти проблемы сохранялись на уровне внутренней экологической политики, но не меньший блок проблем остается и по периметру внешней политики, о чем также писалось в ряде статей по вопросам климата и водных ресурсов в контексте региональной политики сотрудничества.
Очевидно, что без решения вопроса с реформированием главного природоохранного органа страны и приведения к его руководству компетентных кадров мы не сможем решить существующих проблем и все наши внешнеполитические заявления и инициативы, так и останутся красивыми декларациями.
21.11.2024