Любое явление общественного развития носит диалектический характер. Это означает, что оно имеет как положительные, так и отрицательные черты. По-другому не бывает. Такой же характер развития имеют и социальные слои, которые раскрывают себя в процессе общечеловеческого движения абсолютно разнопланово, временами формируя контекст истории, а временами демонстрируя упадок, неизбежно оказывающий влияние на закономерный уход с авансцены той же истории. Вот и интеллигенция столетие назад занимала ключевые позиции не только в процессе формирования общественного сознания, задавая ориентиры духовного развития и нормы общения и поведения в обществе, но и активно участвовала в выработке имиджа государства, занимая ключевые позиции во властной структуре. Век спустя мы являемся свидетелями заката интеллигенции как передового слоя общества, которая наряду с удивительными достижениями длиной в сто лет, демонстрирует и столь же запоминаемые отрицательные свойства социального слоя.
Если есть основания петь дифирамбы классическим представителям советской кыргызской интеллигенции, то точно также есть причины для выражения недоумения некоторым свойствам ее поведения. Понятное дело, что никто не идеален. Очевидно в этом и заключается логика жизни, раскрывающаяся совершенно с разных сторон и позволяющая человеку, слою, народу, обществу и государству проявлять себя с диаметрально противоположных позиций. Обозначение противоречивых качеств позволяет передать диалектику явления, делая акцент на причинах и следствиях.
Относясь с пиететом к старшему поколению интеллигенции, невозможно не заметить тех моментов ее существования, которые в действительности стоят ей репутации, а значит и убыстряют темпы забвения некогда передовой части общества. Что выходит на первый план в контексте общественного мнения? Это неизбывное стремление к получению постоянного признания и фиксации своих заслуг в обществе. С одной стороны, это нормальное явление – признание обществом заслуг свидетельствует о том, что человек отдал всего себя на служение Родине, и жизнь прожита не зря. Однако, чрезмерное увлечение получением признания словно свидетельствует о гипертрофированной самооценке: каждая новая награда – это как восхождение на все более новый уровень своей ценности в обществе. Человек входит в раж и каждое новое признание превращается в некий допинг, без которого становится сложно жить. Чем не «Ярмарка тщеславия»?! Порой доходит до комизма – коллекция почетных званий, медалей и наград отчуждается от самого человека и превращается в симулякр, который существует сам по себе: с наградами у тебя один статус, а без них человек превращается в голого короля. Происходит отчуждение сущности человека от него самого. В обществе же начинает присутствовать ореол усталости от бесконечного признания определенных лиц, и тогда возникает обратный эффект: ирония, со временем превращающаяся в открытый сарказм по поводу тех или иных представителей интеллигенции. И это стоит ей репутации, а как известно – репутацию не купить. Неслучайно в народе бытует изречение – уходить надо на пике успеха (славы). В этом случае человек надолго остается в памяти победителем. Очевидно надо уметь не удерживать то, что уходит, в этом проявляется мудрость. Как тут не вспомнить У. Шекспира с его знаменитой фразой – «вся наша жизнь – игра, а люди в ней - актеры». Невозможно всю жизнь играть главную роль, приходит время, когда надо уступить место другим, в этом и заключается преемственность поколений как истинная канва движения исторической традиции.
В данном случае мудрость проявляется в том, чтобы жить в реальном времени, когда человеком управляет не иллюзия своей роли в обществе, а адекватная оценка исторического времени, ситуации и своего места в этом полном противоречий мире. Некоторые моменты нашей общественной жизни передаются из уст в уста и определенные факты настораживают – хотелось бы, чтобы признанные представители интеллигенции сохранили свой высокий статус и не сходили с того пьедестала, на который их возвело само общество. Мудрость – это то качество, которое не должно и не может позволить истинному интеллигенту скатиться до уровня дежурного аксакала. Мудрость – это камертон культуры мышления, поведения и общения. И хочется верить, что она не подведет в понимании важных моментов общественной жизни и государственного строительства. Не хотелось бы, чтобы некоторые общественные организации превращали мероприятия в театр абсурда, присуждая почетные звания своей организации личностям, которые никоим образом не относятся к этой сфере. Это девальвация общественного признания, которую можно расценивать как духовный вандализм.
Отдельный момент - сохранение мемориального комплекса «Ата–Бейит» как исторической ценности. Как известно, социальная память нации отражается и в отношении к памятникам истории, которые представляют собой культурную ценность. Одним из таких символов исторической памяти является и «Ата-Бейит», по значимости соответствующий историческому музею. Его предназначение - не предавать забвению уникальные страницы истории, которые связаны с формированием государственного строительства. В этом отношении очень важно не превратить его в очередное кладбище известных личностей республики. Разница между мемориальным комплексом и кладбищем существенная, поскольку они несут в себе различную ценность в контексте государства: моменты истории и признание индивидуальных заслуг не могут и не должны сливаться воедино. При всем уважении к личностям, кто внес значительный вклад в различные отрасли Кыргызстана, и признании их неоценимых заслуг необходимо понимать, что отдельные страницы истории, которые провоцируют сдвиг в общественном сознании и самом государстве – это нечто другое. «Ата-Бейит» - это мемориальный комплекс, посвященный историческому явлению, который посещают не только граждане республики, но и многие иностранные граждане. Это означает, что необходимо сохранить его именно в значении исторического комплекса – одной из визитных карточек республики.
Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор