Сегодня в Кыргызстане швейное производство является одной бурно развивающихся отраслей промышленности. Причина тому - большой спрос зарубежных стран к швейной продукции. Моя старшая дочь, заняв первое место по русскому языку по Кыргызстану, в 2023 году получила приглашение приехать в Москву. Там она купила одежду для нас, своих детей и внуков; в гостинице она посмотрела на бирки, где было указано, что изделия сшиты в Кыргызстане. А в магазине ей сказали, что эта одежда из Кореи.
Другой пример. Когда я участвовал в семинарах и конференциях, которые проходили в соседних странах - Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, ученые говорили, что они предпочитают носить одежду, сшитую в Кыргызстане; они также хорошо отзывались о качестве и удобстве нашей одежды.
Учитывая большой зарубежный спрос на нашу одежду, нашим производителям приходится расширять производство. В связи с этим ощущается нехватка рабочей силы. Замминистра Айнура Усенбекова [Сельское хозяйство Какие компании занимаются производством и переработкой шерсти и шкуры в Кыргызстане? (адреса, владельцы) 13:08, 12 марта 2024 Обновлено в 08:00, 3 сентября 2024 23 647] сообщила, что для решения данной проблемы Министерство социального развития готовит документ об увеличении квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы из Узбекистана, Пакистана и Бангладеш, не привлекая зарубежных рабочих». Для того, чтобы разгрузить высококвалифицированных специализированных швейников Кыргызстана, в том числе освободить часть швей, занятых изготовлением школьной формы, а с другой стороны – обеспечить работой кыргызстанских женщин – домохозяек, предлагается привлекать их, а также членов их семей в швейную отрасль путем обучения швейным профессиям.
Сегодня одной из главных проблем многодетных и бедных семей по всему Кыргызстану является подготовка детей к школе, особенно покупка довольно дорогостоящей школьной формы. Ежегодное подорожание, в том числе, школьной формы, в условиях рыночной экономики –капитализма закономерно. Меняется психология людей; они становятся ненасытными, алчными, не соблюдают мусульманские принципы торговли. Как пример - разница в ценах на Кара-Сууйском и Ошском базарах: на Ошском базаре все вдвое дороже, а при росте числа потребителей - еще дороже. Если вспомнить строительство Советского Союза, нашему поколению школьную одежду: форму, сумки, мешки для чернильниц вручную шили сами матери или соседки из обычных подручных материалов.
Поэтому необходимо поставить задачу всем сельским управам, чтобы в каждом селе сами шили школьную форму для своих детей. Таким образом, мы сможем снизить стоимость школьной формы, делая ее более доступной. Также можно шить одежду для работников сельского хозяйства, для внутреннего рынка, для повседневной жизни, а наши высокоспециализированные швеи будут шить более сложные виды одежды, спортивную и т.д. на экспорт.
Дать поручение всем айыл өкмөтү, чтобы они обеспечивали швейными машинками женщин, прежде всего из бедных семей, которые сидят дома; обучить их пошиву школьной формы и другой повседневной одежды, в том числе, домашней одежды, не требующей сложных технологий.
При таком подходе мы сразу убьем 5 зайцев. Во-первых, часть наших сельских женщин будет обеспечена работой, во-вторых, обеспечим дешевой одеждой школьников, в-третьих, сократим уровень бедности, в -четвертых, разгружая швейную отрасль, мы предоставим возможность нашим швейникам изготавливать более дорогую одежду на экспорт, и в-пятых, снизится отток капитала (оплата труда трудовым мигрантам).
Обращаясь в международные организации по программе ООН «Борьба с бедностью», Кыргызстан мог бы получить грант. Например, в городе Майлуу-Суу имеются заброшенные дома, отремонтировав которые, можно организовать швейные цеха, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году мы обсуждали эту идею с г-ном Озонниа Ожиело, экс-постоянным координатором системы ООН в Кыргызской Республике, когда для привлечения грантовой помощи я делал презентацию по проблемам города Майлуу-Суу в местном бюро ООН в г. Бишкеке. Мы обсуждали проблемы радиоэкологии, бедности в тупиковом городе Майлуу-Суу и других урановых и экологически неблагополучных зонах.