Добавить свою статью
27 Июля 2010
Предварительная оценка трагических событий на юге страны

Трагические события на юге Кыргызстана болью отозвались в сердцах всех кыргызстанцев. Они стали глубокой раной для страны и нанесли серьезный урон общественной стабильности и миропорядку людей. Особенно больно сознавать, что имелось очень много безвинных жертв и пострадавших. Немало людей лишились крова и состояния, трудом и потом созидавшегося многие года.

В этих условиях все, кому неравнодушна судьба страны, задаются вопросами: как это могло произойти, каковы причины возникновения конфликта, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?

Я, как Омбудсмен страны, считаю необходимым высказать и свою предварительную оценку происшедшим трагическим событиям. По моему глубокому убеждению, корни этих событий надо искать в далеком 1990 году. Тогда по вине кыргызских и узбекских лидеров пролилась кровь, произошли стычки на межнациональной почве. Были конкретные виновники. Однако никто не был наказан. Не была дана и политическая оценка тем событиям. Многие причины конфликта не были устранены. Мы продолжали на коммунистический лад успокаивать себя лозунгами о «дружбе народов», не устранив серьезных противоречий в межнациональных отношениях.

В дальнейшем меры властей по укреплению добрососедства и взаимопонимания между братскими народами – кыргызами и узбеками продолжали носить формальный и декларативный характер.

Переход общества на рыночные отношения способствовал резкому разрыву в уровнях жизни кыргызского и узбекского населения. Скажем честно, наши братья узбеки более удачно и быстрее приняли новые экономические порядки. Сказались их традиционный уклад, близость к торговле, промыслам, системе общественного питания. Начиная с 90го года прошлого века, стали происходить серьезные изменения в общественном сознании масс. Этот период характеризуется деморализацией населения, ростом националистических проявлений, расцвета коррупции и преступности. С этого времени растет имущественное расслоение узбекского и кыргызского населения. В итоге, разница в уровнях жизни узбеков и кыргызов за последние двадцать лет достигла внушительных размеров. Подавляющее большинство кафе и ресторанов, саун, торговых точек принадлежали представителям узбекской национальности. Подсобными рабочими в них, как правило, были лица кыргызской национальности.

Представители титульной нации, зачастую, прибывшие из отдаленных районов, к тому же не имели своего жилья, не были обустроены. Социальное неравенство усугублялось взяточничеством кыргызских чиновников, которых владельцы тех же кафе и ресторанов, торговых точек щедро кормили. В этих условиях отечественный чиновник пиршествовал и был основоположником межнациональных столкновений.

Приведем такой пример. В кыргызской армии 95% служащих – кыргызы, и очень мало представителей национальных меньшинств – узбеков, дунган, уйгур и др., которые по существу, откупаются от службы. Разве это не причина для недовольства? А кто руководит военными комиссариатами? Как известно, в основном – кыргызы. Они и берут взятки.

Происшедшие события на юге, безусловно, серьезное упущение местного руководства – от областей до районов и сел. По некоторым данным, конфликт исподволь назревал. К нему были причастны и местные наркобароны. Шло стихийное вооружение людей, в первую очередь, узбекского населения. Все это прозевали и правоохранительные органы.

Сейчас известно, что первыми выступили узбеки. Я не собираюсь обвинять простых узбеков – дехкан, которые работают на поле, или простых рабочих, а их организаторов, которые в результате провокационных лозунгов, поднимали на столкновение не информированных людей. Причем, организованно. Простые люди шли на поводу у тех, кто хочет иметь власть, и ради этого готов взорвать обстановку сперва в Кыргызстане, а потом продолжить в Узбекистане. О чем свидетельствует позиция Президента Узбекистана по событиям на юге Кыргызстана. Хронология этих событий, в ходе следствия, постепенно восстанавливается. Так, в ночь с 10 на 11 июня с.г. в местах компактного проживания узбекского населения производились выстрелы-салюты. А в 2 часа ночи со всех мечетей, где проживают узбеки, были прочитаны азаны-призывы к намазу. Какой намаз в 2 часа ночи? И голос был до того странным и призывным, после чего началось их массовое выступление. На следующий день в конфликт подключились кыргызы, особенно с соседних к г.Ош селам, были захвачены здания некоторых войсковых частей. Мы не защищаем, отмечу, ответные действия кыргызов, приведшие к кровопролитию. Их неоправданная жестокость была спровоцирована некоторыми лицами кыргызской национальности, которые распространяли недостоверную информацию, в частности о, якобы, неимоверных бесчинствах узбеков над кыргызами. Эти же лица подстрекали кыргызов, которые спокойно жили в Алае или в Баткене, идти против узбеков.

С обеих сторон были совершены десятки и сотни убийств безвинных людей, проявлена неописуемая жестокость.

Данные события широко освещались в мировой прессе. Следует отметить, что многие журналисты однобоко трактовали данный межнациональный конфликт, давая оценку происшедшему как геноцид узбекского населения. Смею заметить, что это совершенно ошибочное утверждение, т.к. жертвы были с обеих сторон. Я считаю, что это был локальный конфликт. СМИ Кыргызстана в дальнейшем внесли определенную коррективу в такую оценку отдельных своих зарубежных коллег, но это был запоздалый шаг.

К сожалению, правоохранительные органы были неспособны вовремя остановить бойню. Теперь предстоит ответить на вопросы, почему стало возможным захват оружия и бронетехники в ходе конфликта кыргызами. Почему правоохранительные органы не смогли выявить и нейтрализовать организаторов захвата оружия? Почему чуть ли в каждой узбекской семье имелось огнестрельное оружие? Почему, в конце концов, оружия и боеприпасов у гражданского населения оказалось больше даже, чем у солдат?

При анализе происшедших на юге событий надо учесть, что первопричиной нагнетания напряженности в межнациональных отношениях были провокационные заявления лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова, с которыми тот выступил по местным телеканалам. Он допустил высказывания, задевающие честь и достоинство кыргызского населения.

В знак протеста 18 мая 2010 года на ипподроме г.Джалал-Абада собрались 6-7 тысяч человек, в основном, лиц кыргызской национальности. Их выступления были направлены не против узбекского этноса, а конкретно против заявлений К.Батырова. Выступающие потребовали, чтобы Батыров в течение суток покинул пределы республики.

Губернатор Джалал-Абадской области не был готов найти общий язык с митингующим народом. В ходе эскалации напряженности митингующие взяли в осаду здание Университета Дружбы народов в Джалал-Абаде. И вот здесь в стычке противоборствующих произошла первая роковая ошибка. Со стороны сторонников К.Батырова прозвучали выстрелы, в результате которого трое человек были убиты, появились первые раненые.

Так, начиная с 18 мая по 10 июня с.г., шел непрерывный процесс роста напряженности.

В этих условиях поразительное спокойствие сохраняли силовики территориальных органов, прежде всего ГСНБ. Тогда как в то время еще имелась возможность предотвращения развития конфликта, недопущения кровопролития. Но, к сожалению ГСНБ не принял решительных мер в этом направлении.

Теперь настало время трезво и объективно оценить все происшедшее на юге Кыргызстана, дать этому оценку, наказать всех виновников трагедии и принять все меры по недопущению подобных событий впредь.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-02-2012
О главе ГСИН Ш.Байзакове. Рассмотрение трудовых споров - прерогатива судебной системы
5974

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×