Добавить свою статью
4 Сентября 2015
Чем полезен биометрический паспорт: опыт Эстонии

Во время нашей недавней поездки в Кыргызстан мы увидели много интересных изменений и процессов, которые выгодно отличают Кыргызстан от стереотипного образа Центральноазиатских стран, сложившегося в Европе. Возможно, в будущем эти темы станут предметом следующих наших статей.

При этом одна из тем дискуссий в стране показалась нам странной. Общаясь в основном с представителями гражданского сектора, мы с удивлением увидели, что образованные, современные люди, позиционирующие себя как наиболее прогрессивная часть общества, выступают против биометрической регистрации и паспортов.

Как граждане страны, которая перешла на биометрические паспорта 8 лет назад, 22 мая 2007 года, и друзья Кыргызстана, искреннее симпатизирующие выбранному им курсу, хотим рассказать о том, как биометрический паспорт в буквальном смысле изменил Эстонию.

То, что сегодня наша страна является лидером в части обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, борьбе с коррупцией (с 2007 года коррупция упала 50% по сравнению с предыдущими годами и составляет примерно 0,5% из всех преступлений), легкости получении государственных услуг для граждан, началось именно с введения биометрических паспортов.

Опасения в определенной степени вызваны тем фактом, что сбор данных начался накануне выборов. Действительно, в неизбежной в этих условиях политизации вопроса есть риски. Однако надо иметь ввиду одно обстоятельство.

Одной из основных мотиваций, которая в современных условиях заставляет человека сдать биометрические данные, является необходимость путешествовать. Например, с 14 сентября 2015 года начнет действовать Единая визовая информационная система Евросоюза. Для получения шенгенской визы придется сдавать отпечатки пальцев.

Учитывая характер кыргызстанского общества, где далеко не все граждане могут себе позволить путешествия за границу, такой мягкий переход, когда гражданин идет сдавать биометрические данные в связи с необходимостью получения визы, мог бы растянуться на десятки лет.

Поэтому такая общенациональная кампания, как выборы, способна в условиях Кыргызстана стать мощным мотивирующим толчком для начала процесса перехода на биометрические паспорта. Важно, чтобы эта работа была системной и планомерно продолжалась после выборов.

На первый взгляд, действительно кажется, что биометрические данные созданы для того, чтобы государству было проще вести слежку за своими гражданами. Подобные предрассудки останутся в прошлом, если в коммуникации с населением проводить четкую политику.

Начнем с рисков. Когда Эстония вводила биометрические паспорта, было гарантировано, что загруженные в биометрический паспорт данные нельзя использовать в других целях — например, в уголовном процессе. Чтобы получить отпечатки пальцев подозреваемого, правоохранительные органы прибегают к другим способам, при необходимости проводят следственные мероприятия. Каждый раз, когда используется биометрическая информация, остается запись в виде лог-файла, по которой можно всегда проследить, с какими намерениями собирались ваши данные.

Важно помнить, что в Эстонии в качестве биометрических данных выступают лишь отпечатки пальцев каждой руки и цифровое изображение лица обладателя паспорта. Этих данных будет недостаточно для юридических процедур, сколько-нибудь более серьезных, чем идентификация личности при пересечении границы. Применение этой информации в других сферах не представляется возможным. Ситуация, когда различные базы данных не пересекаются, обеспечивает неприкосновенность частной жизни жителей страны.

На самом деле биометрические паспорта приносят гражданам пользу. Главное преимущество в том, что становится проще путешествовать. Многие страны мира в сущности, привязали возможность въезда в страну к наличию биометрического паспорта. Потому что только так можно гарантировать, что путешественник и владелец паспорта — одно и то же лицо.

Гражданин может быть спокоен: если паспорт вдруг потерян или украден, его невозможно использовать в преступных целях. Даже если злоумышленник внешне очень похож на владельца, он не сможет пройти пограничный контроль из-за оригинальных отпечатков пальцев.

Это очень важно в случае стран, в которых существует проблема торговли людьми. Учитывая, что большой опасности подвергаются дети, по действующему в Эстонии порядку ребенок не может пересечь государственную границу без личного документа с биометрическими данными. Если ребенок просто вписан в паспорт родителя, этого недостаточно.

Биометрические паспорта снижают риск мошенничества и подделки документов, не только при пересечении границы, но и в случае внутригосударственных сделок, когда существует причина опасаться злоупотреблений, связанных с идентификацией личности.

Загрузка биометрических данных в документ укрепляет связь между личностью и документом, снижает риск злоупотребления и подделки, позволяет упростить процедуру пересечения госграницы, а также ускоряет работу со слишком распространенными или неправильно написанными именами и фамилиями. Можно с уверенностью сказать, что очереди на границах уменьшатся, автоматизированные системы пограничного контроля не будут нуждаться в постоянном присутствии пограничников — обладателю паспорта надо будет только вставить паспорт в автомат и прикоснуться пальцем к датчику, чтобы перейти границу.

Человек должен чувствовать уверенность в том, что личные данные передаются государству прежде всего в интересах самого гражданина, а также в интересах государственной безопасности, с целью противодействия распространению терроризма, преступности и нелегальной миграции, как на родине, так и во всем мире. Именно поэтому необходим биометрический паспорт как действенный и современный инструмент по обеспечению безопасности и комфорта для всех нас.

Следующий шаг – создание на базе биометрического паспорта системы оказания государственных услуг населению. Процесс ее создания и результаты – тема для продолжения этой статьи и целой государственной программы, если это вызовет интерес в Кыргызстане.

Приведем только один практический пример для иллюстрации. Так случилось, что один из авторов этой статьи недавно утерял водительское удостоверение. Восстановление прав – обычно дело, требующее больших временных и денежных затрат. Но не в Эстонии.

Автор этой статьи, не выходя из дома, заполнил анкету, приложив из биометрического паспорта с электронным чипом фото и подпись. Нажал кнопку «отправить». Это заняло Интернете 2 минуты. Через 2 дня автор статьи в своем почтовом ящике нашел конверт с готовыми правами.

Андрес Анвелт
депутат Парламента Эстонии, экс-министр юстиции Эстонии

Тиина Илсен
Таллинский Институт демократии, международный эксперт

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×