Клеймим мы лицемерие и ложь,
И правду нам увидеть очень важно…
Но если маски все с людей сорвешь —
Представь себе, как это будет страшно!
(Из просторов интернета)
Меня не раздражает политическая реклама. Она раздражала тогда, в 2010 году, когда конфликт на юге еще тлел – боль, кровь, кострища от домов, а в Бишкеке разворачивалась предвыборная гонка. Те самые депутаты, которые уходят, избирались именно тогда, а некоторые именно благодаря тем событиям, на той героике. И также обещали…
Ничто не изменилось. Правда, политическая реклама так и осталась топорной и консервативной. Ее фантастичная нереальность, неадекватность сильно отличается от действительности. Как будто из космоса вдруг высадились группы марсиан, и в сладких обещаниях они то ли приглашают нас, электорат, отправиться к ним в инопланетный рай, то ли, наоборот, здесь собираются нам его построить. Но мы-то знаем, что кандидаты в депутаты по сути люди из нашей большей деревни.
Кыргызстан – страна маленькая, все друг про друга всё знают, даже больше, чем нужно, а про кого-то даже до седьмого колена (вот где она – традиционная ценность). Но кандидаты, перевоплотившись, вдруг становятся такими выдумщиками, фантазерами и шалунишками.
Радушные оптимисты, с улыбками и неоспоримой верой в лице они идут к нам в дома, села, квартиры, через экраны ТВ и плакаты, не спрячешься. Они назойливо обещают и предлагают, чеп-честно глядя нам в глаза.
По этим картинкам «подачи себя» уже сложились некие образы:
Больше всего впечатлила «НРАВСТВЕННАЯ» партия-новинка. Из их семи шагов, понравился первый - «возрождение нравственности и духовности народа, формирование нового морально-этического мышления». Круто! Непонятно, как они это сделают? Но очень круто! С таким заходом вполне можно назвать партию «амбициозной». И далеко не только по программе, ну – нравственная, ну - высоко моральная, ради бога. Хотя ассоциация, которая напрашивается, что это коллектив монахов, учителей и редких философов. На самом же деле там отмечены производители спиртного, люди из Госавтоинспекции, Счетной палаты, из бизнеса. Но, быть может, она, эта партия, и будет таким чистилищем в следующие годы!? Что ж, мы не ханжи. Как говорится, «лишь бы человек был хороший». Партия молодая, всего несколько месяцев от роду, но страшно амбициозная. Вот и название себе взяла ни много, ни мало – вся страна - «Кыргызстан». На фоне общего колора всей другой страны, соседней, которая побольше и поресурсней. Амбициозно! И, наверное, очень нравственно. Хотя время покажет.
Другая партия, не намного старше, приготовилась к «прыжку барса». Нет, это не экологическая партия, или партия любителей фауны. Это партия «нелидерского типа» - так обозначено в политпозиционировании. То есть у них не один вождь – лидер, как у нас принято до сих пор, а коллективное правление. Тогда обозначим мы эту партию как «ПЕРСПЕКТИВНАЯ». Поскольку речь идет о такой форме партийного правления, которая нашей стране почти неведома, во всяком случае из партий, которые когда-либо были в парламенте. Нет, стойте, была! Не в парламенте, но была «Моя страна», было там коллегиальное правление. Добрая была партия, только убежала потом ее коллективная часть в другую партию, не смогла отказать. История умалчивает - коллективное ли было решение распустить, действительно, тогда наиболее прогрессивную партию в истории Кыргызстана. Как высоко и далеко будет прыгать эта партия, пока непонятно, барсом ли, зайчиком, но состав ее команды впечатляет. Здесь как раз тот случай, когда в команде с не гендерной представленностью тот самый гендер может задать всем тон, минуя баритон и хор. Из ожиданий: какую бы повестку ребята не готовили, экологический тотем обязывает больше. И даже только ради этой перспективы она, возможно, стоит свеч.
Следующая партия, визуально – «ЛЮБИТЕЛЕЙ ЛОШАДЕЙ». Ее лидеры грациозно и эффектно гарцуют по стране на четверке отборных, и наверняка не единственных скакунах. Партия республиканцев и реформаторов с самыми небывалыми обещаниями. Относительно молодые, горячие головы, с, правда, не новыми идеями реформации Конституции, налогообложения и даже само ограничений. Да, партия ратует об отмене льгот депутатам в ЖК, что есть самое привлекательное в их длинном списке обещаний. «Зачем партии дорогие машины и бензин?» - как бы демонстрируют нам ее лидеры с высока. То есть с высоты, восседая на оригинальном седле, они продолжают: «Если у нас есть такие замечательные, дорогие кони». Из привлекательного в этой партии можно назвать сам тандем лидеров. Противоположных по своей брутальности и происхождению, по партийному прошлому и крою костюмов. Эта пара олицетворяет - гимн компромиссу в политике Кыргызстана. И это радует и внушает надежду на большую терпимость в политике - толерантность.
А эту партию можно было назвать «ЭКЛЕКТИЧНОЙ» - большой неожиданностью во всех отношениях. Она как бы пытается вновь доказать миру закон диалектики о «единстве и борьбе противоположностей». Еще вчера непримиримые векторы развития государства пересеклись на компромиссе достоинства этой партии. Неожиданностью, а может быть закономерностью, стал новый поворот партии в социальную сторону. Возможно, как коллективная угроза и идейное оппонирование всем доминирующим социалистам в стране. И здесь во главу угла стала медицина. Разная – от ВИЧ до различных других направлений, с серьезными начинаниями и предложениями. Знали бы новые лидеры этой партии раньше, и тот самый выдохшийся генерал, о том, что когда-то их потенциальной социальной базой станут пенсионеры и медперсонал? В остальном читать программу не просто, с учетом недавнего прошлого, она кажется «такой противоречивой, непредсказуемой» и в идеологии, и в кульбитах судьбы.
Если говорить об удивительных тандемах, то нужно отметить и партию «ТРУДОВЫХ ВСЕЯ Кыргызстана». Несовместимость лидеров и здесь очевидна. Один - трудоголик, второй – говорун. Один как-то грустный, второй - наоборот. Главная идея труда этой партии, которая могла бы ассоциироваться с важнейшим бизнес-маховиком страны «Дордоем» как-то потухла, оставив место футболу. Только футболу. Грусть в глазах одного лидера тихо соседствует с уже неизменным коньком другого – отточенная оратория про то, что все ни так, и про то как бы надо.
«СОЛИДНАЯ» партия в этот раз несолидна. Ее социалистическая натура сильно не изменилась, ни антураж, ни программа. Доминанту чиновников и всех тех же, в этот раз сильно разбавила пара молодых. Даже не из обещанного «корпуса национального развития» и конвейера элит. Два журналиста: молодых, ярких, зубастых рвут и метят электоральное поле, опережая и затмевая соперников. Да, что соперников! Они, весь «солидный» состав своей собственной партии в предыдущем парламенте, затмили энергетикой и харизмой. Вот здесь бы им и быть настороже больше всего. Уж больно красиво летят эти двое, уж больно привлекателен их настрой простым людям. Пусть даже в одной или двух областях. Сделать так чтобы разочаровавшиеся люди искренне поверили, это практически феномен на сегодня. Такой струи чистого воздуха давно не хватало этой избыточно «солидной» партии. Она конечно чинно и важно в очередной раз принесет себя в парламент страны. Но суть ее мериться будет, уже в большей степени не по избито заявленным «делам и слову», а именно по тому - как будут строиться отношения между корифеями партии и этими двумя, и наоборот.
Как ни странно, самая «ДЕРЗКАЯ» партия в этот раз, как в прочем и в прошлый, выглядит наиболее консервативно. Не меняясь, в своем цвете и образе, она умудряется эпатировать свою публику. Ее алые листики переживают драматическую судьбу, как и положено дерзкой судьбе. От публичного срывания мэрией до чинного восседания на домашних животных. От тоскливых остановок до не менее дерзких маршрутных такси. Партия «дерзких» идет в ва-банк, зная, что не потеряет. Зная, что как карта ни ляжет, они будут на высоте, в оппозиции ли, пропозиции. Их дерзкий лидер опытен и маневренен, революционен и напорист. Может, потому ему и им прощают этот алый кумач, который сам по себе уже не дерзок, история помнит. Кумач, скорее, уже атавизм, из того еще «прекрасного далека». В отличие от солидной партии дерзкие помнят, что они последовательные социалисты, и, наверное, потому так старо и избито предъявляют свою визуальную идеологию социуму.
Партия «ОБНУЛЕННАЯ», некогда наиболее перспективная, через портреты смотрит на нас, как бы вопрошая: «Кто мы?». «Кто мы теперь?» - спрашивают почему-то у нас люди с ее билбордов. Их недавняя история суетливой и масштабной подготовки к выборам, показала, что даже партия с самым рациональным имиджем и устойчивой репутацией может в самый короткий срок перехитрить саму себя. Излишне увлекшись процессом подготовки к выборам, эта еще недавно действительно социальная партия мигрантов и соотечественников Кыргызстана вдруг поменяла имидж. Став партией «национального возрождения», она надулась, натянула на всех белые калпаки и перчатки, и сдулась. За пару месяцев до выборов она умудрилось растерять все свое содержание, накопленное за годы. Теперь уже трудно понять, что на сегодня она представляет. Осталась только память ее единственного лидера, и репутация. На том и стоит.
Кстати о свечах, партия «ПОСЕВНАЯ» еще до старта агиткампании заявила, что всех «освящает». Непонятно божьей печатью ли, фонарями ли уличными. Народ осмотрелся, не понял. «Мы «освятили 100 000 человек!» – настойчиво повторяет партия на дорогах и перекрестках. Народ удивляется, если бы это была российская глубинка, где власть РПЦ все бы поняли и поклонились, но в наших условиях б/у политосвещение не проходит, контекст не тот далеко. Зато у партии много тракторов и прочей техники, по всей стране. В этом смысле партия актуальна – по стране идет посевная. Если бы не хлынувшие агитпоезда, концерты, шум и постоянные важные гости - «будущая элита» из центра, трудяги давно бы закончили. И техника бы пригодилась. Вообще не стоит больше осенью в посевную ставить предвыборную кампанию, как отвлекающее действие для народа, особенно в регионах. Лучше зимой, чилде де, то есть в самые морозы. И не холодно, и не скучно.
Сегодня все партии прекрасны в своем образе и нарядах, в своей одержимости и щедрости, в пылком образе патриотов и реформаторов. Как Отелы и Дездемоны, они стоят на политической авансцене, разыгрывая драматургию и перспективы.
А как описать среднего избирателя?
Это, скорее, крестьянин с земли. Хлебнувший пуд соли на этой рекламе и обещаниях. Видавший все, и пробегающие мимо агитпоезда, и конницы с флагами и барабанами. Терпеливый, размеренный, проницательный и уставший. Он приходит, слушает, хлопает, руку жмет. Но не верит.