Добавить свою статью
19 Августа 2010
Столкновение идентичностей

В попытках объяснить причины июньской трагедии в южном Кыргызстане, эмоциональная составляющая все еще преобладает над серьезным анализом. Дать точную оценку произошедшему, назвать вещи своими именами мешает позиция страуса, занятая как кыргызскими политиками, так и лидерами узбекской диаспоры. Между тем, необходимо как можно скорее вскрыть глубинную причину и искать эффективное решение тлеющего конфликта. В отличие от нас, внешний мир более объективно смотрит на вещи. «Сегодня трудно усомниться в том, что межэтнический конфликт, разыгравшийся недавно на юге Кыргызстана, отнюдь не сводится к уличным столкновениям между кыргызами и этническими узбеками» - сказал профессор Университета Джорджа Мейсона, Эрик Макглинчи, выступая на днях в вашингтонском Фонде Карнеги. С ним согласна сотрудник Фонда Марта Олкотт: «Несмотря на стабилизацию ситуации в Кыргызстане вопрос о причинах межэтнического конфликта остается открытым».

Временное правительство в оценке событий не вышло за пределы удобных ему обвинений во всех бедах пробакиевских сил. Не разобравшись в сути конфликта и поспешив обвинить последних и в этой напасти, коллективное руководство просто не сообразило, что тем самым льет живую воду на поверженного противника. Растерянные изгои, скомпрометированные сотрудничеством с режимом, пролившим кровь, в одночасье стали героями. Сейчас рейтинг лидеров партии «Ата-Журт» и мэра Оша Мелиса Мырзакматова бьет на юге страны все рекорды. Одно это должно наводить на мысль, конфликт этот - столкновение разных идентичностей, в которых, как правило, нет ни правых, ни виноватых, а все в своем праве.

Идентичность.

Современная социология, объясняя это понятие, часто обращается к знаменитому Стэнфордскому эксперименту 1971года. Тогда 24 студента-добровольца жребием были разделены на «заключенных» и «тюремщиков». Игра, рассчитанная на 20 дней, была прекращена на 6й день. Итоги оказались катастрофическими – один участник сошел с ума - непрерывный рост насилия, издевательства, нанесение тяжких телесных повреждений.

Сергей Переслегин, беря исходной точкой этот эксперимент, сформулировал гипотезу, суть которой в том, что идентичность является как источником, так и причиной любых общественных процессов. Он пишет: « Идентичность существует на уровне убеждений. Идентичность всегда отвечает на вопрос: «Кто ты?». Идентичность всегда отвечает на этот вопрос: «Я тот то». Идентичности проявляют себя превращением аксиологии в деятельную форму (идеологию)»

Установлено, что любые проявления идентичности нарушают симметрию, иначе говоря, если в двухстороннем взаимодействии один из участников проявит свою идентичность ( переведет свои ценности в деятельную форму), то с неизбежностью она будет проявлена у противоположной стороны. И тогда не имеет значения, что послужит детонатором – цена чашки клубники (турки-месхетинцы) или отказ зажарить яичницу.

История вопроса.

Узбекская диаспора на юге Кыргызстана инаковость свою никогда и не скрывала. Автохтоны региона – они подчеркнуто обособленно жили в своих кварталах-махалях и не считали себя чем-то чужеродным на землях предков. Предприимчивые и трудолюбивые, доминировали в торговле и ремеслах. В сложившемся веками, разделении труда, уверенно занимали в долине свою нишу.

Скрытые семена раздора дали о себе знать на излете советской власти. Крушение советской империи сопровождалось повсеместным ростом национального самосознания. Намек на экономическую свободу, на обладание частной собственностью, поставил вопрос о преимущественном праве титульных наций на богатство страны. По всему периметру СССР произошли первые межнациональные конфликты. Не обошли они и ферганскую долину. В 1989 году из Узбекской ССР были выдворены турки-месхетинцы, а на следующий год вспыхнули события в Оше. Нельзя не обратить внимания, июньские события и события двадцатилетней давности произошли в момент максимального ослабления центральной власти и как следствие – усиление центробежных тенденций. Отсюда, одно из необходимых условий скорейшего выхода из кризиса – сильная центральная власть. Последнюю в Кыргызстане, оппозиция деятельно расшатывала со времен аксыйских событий. В борьбе за власть все кыргызские кланы активно разыгрывали узбекскую карту. Это не могло не соорганизовать и без того дисциплинированных узбеков, дать им почувствовать – они реальная сила, с которой вынуждены считаться все. Их лидерам, сосредоточившим в своих руках значительные экономические и финансовые ресурсы, было давно тесно в существующих политических и административных рамках с доминирующей кыргызской составляющей. Как следствие, неизбежными стали требования квот, соответствующих их экономическому и демографическому статусу. Тем самым они перевели свою идентичность в деятельную форму. 7 апреля, когда рухнул режим Бакиева и страна закачалась на грани гражданской войны, некоторым недальновидным и амбициозным лидерам узбекской диаспоры показалось – настало их время…

Проявленная идентичность в двухстороннем взаимодействии, как было отмечено, вызывает симметричный ответ. Кыргызская сторона давно била в набат по ситуации на юге страны. Все больше дееспособного населения в поисках лучшей доли покидали и продолжают покидать родные края. Процесс оттока, без преувеличения, принял катастрофический характер. Природа не терпит пустоты. Правило это особенно актуально в перенаселенной ферганской долине. Пустующие ниши активно заполняют представители других этносов. При существующей тенденции, буквально в ближайшие десятилетия, юг Кыргызстана был бы им лишь номинально. Естественной реакцией на все это не мог не быть рост национализма. Трагедия, таким образом, была предопределена. Логика событий неумолимо вела каждую из сторон к неизбежному конфликту. Нужен был лишь повод.

Большие и маленькие трагедии.

Кыргызстан находится в глубоком системном кризисе – экономическом, политическом и духовном. Страна отчаянно ждет выборов, легитимного правительства, мира и стабильности. На этом фоне разыгрываются трагедии, достойные пера Софокла. Общество и элита расколоты и внешние силы делают все возможное, чтобы эту трещину расширить. Противостояние президента Р.Отунбаевой и мятежного мэра г.Ош М.Мырзакматова, представляет трагедию в самом концентрированном виде. Трагедия как жанр предполагает ситуацию, когда обе стороны правы. Личность градоначальника Оша можно сколь угодно демонизировать, но факт признания его героем кыргызами юга отрицать невозможно. Его фигура – олицетворение в чистом виде темных сторон коллективного бессознательного народа, защищающего свои права на обладание жизненным пространством – инстинкт самосохранения в чистом виде.

Личность президента переходного периода – сторона для внешнего пользования. Как глава государства, она вынуждена мыслить и действовать в рамках международного права. Иного ей не дано, как бы не изгалялись в ее адрес горе-патриоты. Как политик международник, она прекрасно понимает, что стоит за обтекаемыми формулировками о защите общечеловеческих ценностей. Ошибка, и придет в действие многократно апробированный в разных точках мира механизм, который смел не один суверенитет. Тем более, что информационную войну Кыргызстан безнадежно проиграл.

Но в этих противоположностях есть единство. Пример реакции соседнего государства показателен. Предельно политкорректные заявления президента и МИД Узбекистана, а в противовес, радикальная позиция СМИ и культурной элиты в отношении событий на юге Кыргызстана. Включены разные уровни влияния – эффективность очевидна. Противостояние кыргызских президента и мэра, силовиков и правозащитников, молодежных движений и защитников идеи внешнего вмешательства – это тоже разные уровни влияния, но они стихийны. Осталось их упорядочить, приняв законы жанра – все правы.

Нельзя обойти личную трагедию известной правозащитницы Толекан Исмаиловой. В ней столкнулись две ипостаси личности: национальной и профессиональной. Она выбрала общечеловеческое и стала предателем в глазах части соплеменников.

Разыгрываются и другие трагедии - смешанных семей, друзей, соседей. Нужно время, усилия и добрая воля всех сторон, чтобы ликвидировать их последствия. Тем более, что наука утешает: «В процессе деятельности, вызванной некоторой проявленной идентичностью, эта идентичность затрачивается и в конечном счете и исчерпывается, то есть – перестает проявляться». Только не нужно мешать, пытаясь тушить костер ведром керосина.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

26-05-2016
Сколько стоит Кыргызстан?
12159

13-03-2015
Памяти Медета Садыркулова
8220

20-05-2014
Сто дней одиночества
5930

17-12-2012
Алхимия реформ
4944

11-06-2012
Антибабанизм как идеология
4382

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×