Добавить свою статью
20 Сентября 2010
Цель – не Лужков, а Медведев
Самое странное во всей этой направленной против Лужкова истории – то, что мы считаем ее историей, направленной против Лужкова.

Цель – не Лужков, а Медведев
Выбор президента прост. Направо пойдешь – Путина потеряешь, налево – репутации лишишься
Slon.ru, 20 сентября 2010 г.
Дмитрий Травин

На первый взгляд представляется, будто именно он – главный страдалец. Мочат беднягу вдоль и поперек со всех каналов отечественного телевидения. В минувший уик-энд опять прошлись, как по нему лично, так и по бескорыстно возлюбленной им супруге г-же Батуриной. Однако в сухом остатке всего этого «мочилова» при любом окончании истории будет не так уж много полезного для страны вещества.

КАК ПОССОРИЛИСЬ КРЕМЛЬ КРЕМЛИНОВИЧ И ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Может, на Лужкова заведут коррупционное дело? Наверняка, нет. Кажется, ни один комментатор еще не предположил, что страдания почтенной московской четы окончатся там, где коротает свои дни Михаил Ходорковский. Соответственно, нажитые непосильным трудом г-жи Батуриной магнитофон импортный, куртка замшевая, портсигар золотой и доллары зеленые останутся при ней.

А может быть, Путин просто хочет Лужкова снять? Вряд ли. Но даже если и хочет, то при чем здесь «мочилово»? Ни разу еще никого не снимал Путин с подобной артподготовкой. Все делалось тихо при полном непротивлении сторон. А снятые с должности страдальцы иногда даже заранее выражали страстное желание покинуть свой пост в интересах бога, царя и отечества.

Однако допустим все же, что кресло под Лужковым зашаталось. В худшем для него случае он покинет пост не в следующем году, а в текущем, что для человека, сидящего на Москве уже почти два десятилетия, вряд ли может считаться столь уж принципиальной потерей. При этом все его чада, домочадцы, кунаки, абреки, возлюбленные партнеры и преданные «единороссы» наверняка прекрасно впишутся в ту систему, которую учредит лужковский наследник.

Существуют, конечно, еще моральные страдания. Но, честно говоря, трудно представить себе, что у человека, вращающегося в российской большой политике с конца 80-х гг., еще не отмер орган, способный их воспринимать. Все люди чувствительные либо давно из политики ушли, либо скончались, не дожив до старости.

А что могут выиграть сейчас федеральная власть, или же те финансовые круги, которые бесспорно хотят оприходовать лужковское наследство? Если за целое путинское десятилетие не оприходовали, неужто годик еще не смогли подождать? Стоит ли спешка того скандала, который ныне представил всю властную вертикаль в весьма неприглядном свете?

Когда осмыслишь все это, вдруг вспоминаешь, с какой малозначительной истории начался минувшим летом конфликт. Лужков поздно в Москву из отпуска вернулся смог глотать. Как будто подобные вещи кого-то когда-то в Кремле беспокоили.

А дальше прямо по Гоголю все вышло. Неизвестный источник в кремлевской администрации Ивана Ивановича гусаком назвал. И тот возбудился. Я, мол, не гусак, а администрация у вас неправильная.

У Кремля при всей иллюзорности властной вертикали хватает все же ума и сил для того, чтобы не перетряхивать целую страну из-за ерунды. Поэтому крайне маловероятной представляется гипотеза, будто кто-то и впрямь воюет против московского мэра. Юрий Михайлович Лужков, как и Аркадий Варламович Велюров в финальной сцене из «Покровских ворот», не более чем орудие.

Истинная цель же с Лужковым никак не связана. Цель – это тот, кто действительно страдает всерьез, утрачивая определенные позиции при любом раскладе. Какие бы решения ни были приняты по дальнейшей судьбе четы Батуриных.

PREVED MEDVED

Единственный человек, серьезно теряющий ныне репутацию, – это президент Медведев. Нет никаких оснований считать, будто он так уж глубоко переживал, когда Лужков не приехал своевременно смог глотать. Но лишь только неизвестный источник в кремлевской администрации сильно возбудил Юрия Михайловича, неприятная история стала развиваться фактически независимо от воли и желания Дмитрия Анатольевича.

Что это был за источник с сильным словесным недержанием, мы не знаем. Вряд ли он вообще подчиняется Медведеву. Ни Сергей Нарышкин, ни Владислав Сурков президентскими людьми не являются (они были подобраны Путиным), а все остальные в кремлевской администрации – у них на посылках.

В общем, Лужкова зацепили, и он ответил. Сам факт ответа известного политика неизвестному источнику ничего страшного в себе не содержит. Дмитрия Анатольевича Юрий Михайлович лично не тронул. Ни флага, ни гимна, ни президента, ни даже двуглавого орла он не обижал.

Но тут вдруг прозрело телевидение. Развеялся смог, и акулы сливного бачка в свете восходящего над Москвой солнца разом увидели множество неполадок городского хозяйства, а также капиталы г-жи Батуриной, о которых в независимой прессе за последние годы не писал только ленивый. Пошло «мочилово», причем мы опять-таки не имеем никаких оснований считать, что Медведев так уж хотел бурного развития этой неприличной истории.

Читатель может счесть меня наивным человеком, недооценивающим роль партийно-государственного руководства средствами массовой информации. На самом деле, я его вполне «оцениваю» и полагаю, что у нас на TV никакой перисхилтон не чихнет без ведома соответствующей властно-вертикальной инстанции. Но вот замыкается ли эта информационно-пропагандистская вертикаль на Медведева? Вряд ли.

Более того, я даже не очень понимаю: смог бы Медведев, если бы вдруг захотел, остановить «мочилово»? Смог бы он, человек, который во главу угла поставил борьбу с коррупцией, предложить телевизионщикам заткнуться и не поднимать тему злоупотреблений, имевших место в Москве? Мне кажется, в этом случае в прессу сразу пошла бы утечка информации о том, что гарант конституции и всех ее статей, включая статью о свободе слова, звонил свободолюбивому TV-начальству и просил за супруга миллиардерши Батуриной. После чего Дмитрию Анатольевичу осталось бы лишь тихо сидеть в том углу, во главу которого он что-то там поставил.

ГОРЕ ОТ УМА

Конечно, обычного гаранта в обычной российской ситуации такой утечкой не испугаешь. Тем более ясно, что протекает-то из сливного бачка. Но у нас ныне гарант необычный. Гарант-блоггер, гарант-твиттер, гарант-модернизатор. Он сознательно выбрал себе в политические партнеры высокообразованную, интеллектуальную часть публики. Он позиционирует себя как молодого лидера нового поколения, ведущего Россию вперед, что следует хотя бы из названия соответствующей статьи, размещенной Медведевым год назад в интернете.

В общем, президент хочет, чтобы его возлюбили умные . Отсюда – и горе. У умных  как-то с Юрием Михайловичем не сложилось. Юным надеждам русской модернизации вряд ли понравилась бы возможная попытка гаранта всех статей прикрыть собой страдальца Лужкова. Более того, многие из потенциальных приверженцев Медведева ждут не дождутся, когда президент решится власть употребить и согнать, наконец, московского мэра с должности, коли уж пошла такая рубка Химкинского леса и батуринской капусты.

Медведев попал в ловушку.

Снимать Лужкова в общем-то не за что, если не признать фактом декларированное телевизионщиками покровительство бизнесу г-жи Батуриной. Но подобное признание станет сильным ударом по «Единой России», одним из лидеров которой является Лужков, а, значит, и по всей выстроенной Путиным системе власти. Лужков ведь не просто московский мэр. Он своеобразный символ. Чуть меньше двуглавого орла и чуть больше «единороссовского» медведя.

Но не снимать Лужкова нельзя. Тогда интеллектуальный слой, который, в отличие от рядового россиянина, следит за политикой и даже многое в ней понимает, в Медведеве сильно разочаруется. Если уж с московским мэром не смог справиться, то куда ему модернизацию устроить! Ведь модернизация требует, рано или поздно, серьезного отхода от путинского курса. Она требует защиты прав собственности от силовиков, расширения экономических свобод и нормализации отношений со странами, откуда приходят стратегические инвесторы.

В общем, как говорилось в одном детском стишке, «я в канаву не хочу, но приходится – лечу». Президент не затевал нынешней истории, но выпутываться теперь из нее придется именно ему.

Нет сомнения в том, что Путин, мягко говоря, не рекомендует Медведеву снимать Лужкова. Но можно ли не снять его после того, как происхождение капиталов г-жи Батуриной стали обсуждать даже пчелы в лужковском улье?

Итак, выбор Медведева прост: направо пойдешь – Путина потеряешь, налево – репутацию. И что теперь ему делать?
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×