Национальная идея, вернее отсутствие таковой, судя по всему, время от времени беспокоит политиков Кыргызстана. И, наверное, для этого есть причины. Попытки изобрести «велосипед» не прекращаются со времен распада Союза, когда канула в «лету» коммунистическая идеология. Создать какую-нибудь экспертную рабочую группу по разработке концепции общенациональной идеологии, (что уже не раз происходило в нашей стране) изучить имеющийся опыт, предложить, обсудить и принять на вооружение готовый продукт, казалось бы, нет ничего проще. Но это, пожалуй, самый незатейливый ход суждений на этом тернистом пути. А будет ли, выработанная таким образом, общенациональная идеология жизнеспособной, дойдет ли она до сознания человека, так, чтобы подвигнуть его на созидательный труд во имя процветания родной земли? Написать и принять закон, пусть даже основной закон страны, можно коллективно, но с помощью директив и декретов забраться в сознание человека – дело, наверняка, не такое простое, каким оно кажется незадачливым отечественным идеологам.
С переходом базисной части общественно-экономических отношений на рыночные условия, вновь принимать идею коммунистического будущего, в качестве надстройки стало, как будто бы неудобно. Нас учили, что «загнивающий» капитализм и справедливый, светлый коммунизм – понятия абсолютно несовместимые. К тому же, в свое время, слишком уж дискредитировали себя в глазах советских поколений «боссы» руководящей партии. В то же время, наш великий сосед, КНР, успешно совмещает достижения капиталистического способа производства с идеалами коммунистического будущего под чутким и единым руководством партии. Некоторые страны латинской Америки, следуя за революционными бойцами «острова свободы», полны решимости, построить социалистический рай на своем полушарии, вопреки грозному соседству Соединенных Штатов.
Это небольшое отступление не значит, что ваш покорный слуга ратует за коммунистические идеи. Просто человек ведь познает мир в сравнении, а поскольку в нашей жизненной практике других «путеводителей» не было, то и опыт наш ограничивается лозунгами коммунистических идей. Правда, за годы новейшей истории Кыргызстана у нас появлялись собственные «национальные идеи», но они тут же, незаметно как-то, угасали, сами собой. Нормы нравственности и морали, вырванные из контекста эпоса «Манас» - «семь заветов» великого предка, «Национальная хартия»- изобретение одного из бывших претендентов на звание главного отечественного идеолога, «Кыргызстан – наш общий дом» и другие ведь так и не достигли апогея воздействия на умы, не проникли в душу простого кыргызстанца. Очевидно, что это были надуманные, не подкрепленные экономическими успехами, откровенно декларативные «пустышки». Хотя, справедливости ради надо признать, что идея «Кыргызстан – наш общий дом» и сегодня, по сути своей, могла бы быть составной частью идеологии многонациональной страны, если бы ее не зашторила бюрократическая суета. Трагические события июня 2010-го лишнее тому подтверждение.
В годы первых пятилеток в СССР, в годы коллективизации и индустриализации советские люди голодали и мерзли, костьми ложились на ударных стройках Турксиба, Магнитки и Днепрогэса, гибли от рук так называемой «кулацкой контры» и басмачества, поднимая колхозную целину. В то же время, за океаном бушевали гангстерские войны, расцветал бандитский «беспредел», разваливалась экономика, США переживали «Великую депрессию». Чтобы помочь людям преодолеть невзгоды, достичь поставленных целей, и в том, и в другом случае на переднем крае работала идеология. В первом случае это была идея победы мировой революции, построения коммунистического общества, в основном поддерживаемая силами НКВД, во втором – консолидация здоровых сил нации, стабильность и добросовестный труд во имя процветания «самой свободной страны», идеи и призывы, которые звучали в речах президента США Франклина Делано Рузвельта. Сегодня у нас есть возможность сравнить результаты действенности этих идей и сделать выводы.
Япония, еще в ХIХ веке была далекой от мировой цивилизации, средневековой страной, островом красивых церемоний и старых традиций, и не более. Страна сделала стремительный экономический рывок из прошлого в будущее, и уберегла при этом живительный дух прожитых столетий. Глубокие по смыслу и весьма поучительные национальные традиции во всем, начиная от чайных церемоний и любовных игр, неуемного трудолюбия и бесконечной вежливости, вплоть до «харакири», самопожертвования ради очищения от позора, отличают страну Восходящего солнца от остального мира. Все это обрамлено в красивые ритуалы, которые вызывают восторг у гостей острова. А почему? Наверное, потому, что японцы, жители одного из самых современных, технологически развитых государств, относятся к своим традициям, как к национальному достоянию, с величайшим почтением. Сверхскоростному развитию это обстоятельство никоим образом не мешает, и даже наоборот.
Человек, вырвавшись из паутины информационных технологий и современного машиностроения, автомобильных пробок и городской суеты, в минуты отдыха находит покой в созерцании и осмыслении величия и красоты традиций своего народа. Он может часами смотреть на маленькую фигурку - нэцке, вырезанную из вишневого дерева, получая массу положительных эмоций от попытки разгадать тайну, вложенную в нее рукой старого мастера. Японец никогда не перестает восхищаться искусством кузнеца, постигшего секреты стального меча, удивляться многозначности и духовной многомерности постановок театра «кабуки». Многовековую и сложную традицию чайной церемонии японцы хранят и соблюдают не только из благодарности к предкам. Смысл этого таинства заключается в философии ненавязчивой, но беспрекословной дисциплины участников церемонии. Вы когда-нибудь слышали о недисциплинированном японце на производстве? Конечно же, нет, такого быть не может, традиции не позволяют. Все это и есть действенность идеологии, очень своеобразная, но, судя по темпам развития островной страны, весьма ощутимая. Япония не имеет великих гор, бескрайних степей и полноводных рек, ее недра не хранят миллиарды тонн и кубометров углеводородного сырья. Но в каждом японце живет дух порядочного отношения к тому, что сделали его предки, что делает он сам, и что должны сделать потомки. Эта жизненная установка заложена в его душе и сознании, она прочно держится на почтительном отношении к традициям, к истокам.
У британцев своя идеология. И хотя она тоже зиждется на традициях старой, доброй Англии, а чопорных аристократов «туманного Альбиона» безапелляционно относят к консерваторам, тем не менее, именно приверженность и уважение к богатому прошлому является связующим мостом, который помогает Англии занимать достойное положение в современном, цивилизованном мире - и политическое, и экономическое.
Я не приверженец консерватизма и не призываю обращаться к зову предков, как к единственному источнику идей. Так, как история служит современности в странах «сакуры» и «дуба» вряд ли возможно в какой-либо другой стране. Хотя, история кыргызов, обычаи и традиции наших предков не менее глубоки и поучительны, и, казалось бы, ничто не мешает нам в современной жизни черпать силы из этих духовных кладовых. Но вот вопрос: сумеем ли мы найти почерпнутым силам достойное место и применение в суете ХХI века? Слепо следовать отжившему, вырывать почтенную мудрость из контекста времен вряд ли будет правильно. Хотя иные современные идеологи пытаются связать глубину вековых традиций и мироощущение людей ХХI века корявыми «узелками». Причем, порой, делают это слишком прямолинейно и грубо. Наверное, мудрость и опыт, дошедшие до нас из глубины тысячелетий, прежде всего, должны жить в каждом из нас без навязывания извне, духовная нить, как связь прошлого и нынешнего должна быть неразрывной, без банальных «узелков», в противном случае она способна сыграть с народом весьма злую шутку. Мы помним, как оторванная от своей исторической основы идея «особенности» арийского происхождения в ХХ веке едва не привела к катастрофе весь современный мир.
Попытки навязать обществу идеи и постулаты «тенгрианства», как основы общественного сознания, подвести заветы «Манаса Великодушного» под шаблоны сегодняшних поведенческих норм, поиски духовной подпитки в «санжыра», родоплеменном «древе» народа, как базы общенациональной идеологии, до сих пор ничего положительного не дали. Мало того, мы чуть было не лишились права считаться потомками Великого Манаса в глазах мировой общественности. А почему? Причина, наверное, в тех самых банальных и грубых «узелках», которыми изобилует связующая «нить» между прошлым и настоящим.
А может быть пустота в нашем сознании от привычки иждивенчества, навязанного народу с самого начала независимости, оттого, что мы все время ждем подсказки, поддержки откуда-то извне, ждем доброго «дядю» с его нескончаемыми подачками. Разве мы не можем сами созидать, не способны на великие дела и динамичные шаги самостоятельно? Наверное, можем, иначе народ, прошедший сквозь тысячелетия, не передал бы нынешнему поколению благодатную землю с ее красотами и недрами в первозданном виде, а история не вверила бы в наши руки судьбу страны. То, что мы имеем сегодня – великая удача и редкий шанс, доказать, что наше поколение достойно миссии, возложенной на нее. Идея исторической роли нынешнего поколения, в сочетании с идеологией согласия и мудростью вековых традиций, возможно, имеет рациональное зерно, как основа общенациональной идеологии.