Из книги "Он ушел непокоренным"
К сожалению, не так много мне довелось общаться с Медетом Чокановичем. Впервые это произошло на одном из заседаний Политсовета партии «Моя страна» в ходе очередной предвыборной кампании в ЖК. Я обратил внимание на выступавшего с трибуны молодого (таким он мне показался), энергичного человека.
Его выступление обратило на себя внимание своей яркостью, четкостью изложения мыслей, уверенностью, уважительным отношением к оппонентам, что, согласитесь, не так часто встречается! Он произвел на меня большое впечатление. Чувствовалось, что он обладает большими организаторскими способностями, умеет найти подход к людям, причем не вообще к коллективу, а к каждому человеку персонально, как-то легко и быстро убеждая всех в своей правоте.
Но в простоте общения с коллегами, в процессе обсуждения каких-то внутрипартийных и текущих проблем, все равно просматривался какой-то особый, я бы сказал, государственный подход к решению даже не самых глобальных проблем. В нем ощущался какой-то жесткий внутренний стержень, исходила аура глубоко уверенного в себе человека.
Конечно, я заинтересовался его биографией и узнал, что Садыркулов был историком по образованию, работал преподавателем кафедры марксизма-ленинизма в ВУЗе. По всей вероятности, идеи Маркса и Ленина наложили определенный отпечаток на его отношение к жизни, на выработку профессиональной позиции, на его идеологически выдержанные подходы к решению любых проблем. Мне показалось, что он, как личность, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к руководителю, например, государства…
Прошли годы. Подтвердилась правота моих предположений о дальнейшей судьбе Медета Чокановича. Он стал Руководителем Администрации Президента КР. Мы уже были с ним достаточно хорошо знакомы, встречаясь и на заседаниях Политсовета партии, и в его служебном кабинете, куда я приходил со своими вечными медицинскими проблемами, и где всегда находил помощь, поддержку или совет, как выйти из самой, казалось бы, тупиковой ситуации. Для нас таким тупиком явилось строительство дополнительного хирургического корпуса, так как существующий блок обеспечивает потребности лишь на треть. Конечно, мы понимали, что затевать строительство в такое трудное время нереально. Но Медет Чоканович нас однозначно поддержал и посоветовал напрямую обратиться к Президенту. И вот благодаря его поддержке дело сдвинулось с мертвой точки. Сегодня строительство хирургического корпуса близится к завершению.
Приходилось обращаться к нему и по другим, может быть, не самым государственным проблемам, связанным со здоровьем населения, обеспечением медучреждений оборудованием, совершенствованием лечебно-профилактического процесса. И всегда он помогал советом или делом. Сложилось впечатление, что ему по плечу решение многих серьезных государственных и просто человеческих проблем. А для нас он был, в полном смысле слова, товарищем, другом, прекрасным, умным собеседником.
И, конечно же, величайшим потрясением для меня стало сообщение о его трагической смерти. Мне, как врачу, пришлось принимать участие в судебно-медицинском вскрытии… Я понял, что то, что мы увидели, могло быть результатом только жесточайших насильственных действий…Это была насильственная смерть.
Память о Медете Чокановиче Садыркулове, человеке прекрасной души, умном, гуманном, благородном, навсегда останется в моем сердце. Я всегда буду помнить о нем не только как о товарище, друге, но и как об истинном патриоте и гражданине своей Родины!
Эрнст Акрамов,
директор Научного центра
реконструктивно-восстановительной хирургии
при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики,
академик Международной Академии наук о природе и обществе,
заслуженный врач Кыргызской Республики,
заслуженный деятель науки Кыргызской Республики,
лауреат Государственной премии Кыргызской Республики
в области науки и техники, Герой Кыргызской Республики